Российские чиновники пытаются регулировать лесопромышленный комплекс, не зная его специфики. В результате большинство принятых законов либо не учитывают особенности регионов, либо оставляют много вопросов. Чтобы эффективно управлять ЛПК, государству необходимо активно общаться с представителями бизнеса и смотреть на опыт западных коллег.
Анализируя действия правительства в отношении ЛПК России, становится ясно, что государство недооценивает потенциал лесной отрасли. Наибольший вред сектору наносит непрофессионализм чиновников. Нормальному развитию лесопромышленного комплекса также мешает частая смена руководителей Рослесхоза. В результате многие проекты закрываются еще до начала их реализации. В течение последних пяти лет регулярно озвучивались планы по модернизации и развитию лесопромышленных производств, направленных на получение продукта с высокой добавленной стоимостью.
Например, в Вологодской области дважды прорабатывались варианты строительства ЦБК стоимостью свыше $1 млрд. Однако неблагоприятный инвестиционный климат России заставил инвесторов отказаться от своих планов. Кроме того, потенциальных инвесторов смущает тот факт, что им необходимо за свой счет решить вопросы, связанные с инфраструктурой и энергообеспечением объекта.
Государство помогает лесопромышленникам лишь тем, что предоставляет лесные участки на льготных условиях. Это положительное начинание, но оно не позволяет решить проблемы предприятий, занимающихся глубокой переработкой сырья. Так что, несмотря на озвученные планы, в последнее время в основном реализовывались проекты, связанные с лесопилением и модернизацией, подразумевающие небольшие вложения и быструю отдачу.
В формировании лесной политики государство совершенно не учитывает региональный фактор. С введением заградительных пошлин на низкосортную древесину заготовка лиственных пород стала убыточна. В последние пятьшесть лет лесозаготовители вынуждены работать только с хвойными деревьями.
А ведь характер использования твердых пород совершенно различен в Вологодской области и, скажем, в Хабаровском крае. В Северо-Западном федеральном округе, например, березу использовали как технологическое сырье для плитного производства, в то время как на Дальнем Востоке – хороший, богатый хвойный лес и необходимости в переработке лиственных пород нет. Государство ставит лесозаготовителей в такую ситуацию, что они вынуждены забирать из леса только наиболее ценную древесину.
Кроме того, одной из главных ошибок государства стала передача управления лесами на региональный уровень в таком виде, в котором оно существует сейчас.
На местные власти возложили ответственность, но не дали реальных полномочий. По каждому вопросу региональным ведомствам приходится обращаться в Рослесхоз или Минпромторг. Все это сильно замедляет работу.
Например, недавно вышли новые правила заготовки древесины.
В целом данный документ может быть полезен для лесозаготовителей, однако в нем огромное количество неясных моментов. Допустим, по причине погодных условий лесозаготовитель не смог вывезти сырье в течение заготовительного периода. Согласно правилам, уполномоченный орган дает отсрочку на вывоз древесины, но не поясняется, кто именно является этим уполномоченным органом. Естественно, регионы пишут в центр – кому же дано это право?
Однако если все подобные вопросы будут решаться на федеральном уровне, то мы же забросаем бумагами Москву! На практике местные власти обладают лишь одним полномочием – собирать арендную плату.
Новый Лесной кодекс, старые проблемы
На моей памяти изменения в Лесной кодекс вносились порядка восьми раз. Вероятно, сейчас проще создать новый документ, чем разбираться в действующем, не приспособленном к текущим рыночным реалиям кодексе.
Например, право аренды на 49 лет не дает лесозаготовителям возможности распоряжаться лесом в угоду рынка ввиду огромного числа законодательных ограничений. В начале 2012 г. было введено обязательное лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. Это нововведение существенно сократит количество организаций, имеющих право тушить пожары на начальной стадии, что может привести к неприятным последствиям. Ранее при тушении пожаров у лесозаготовителей существовала взаимовыручка, не важно, на чьем конкретно участке горит лес. Но, согласно новым правилам, мы больше не имеем права помочь. Сегодня, если компания не приобрела лицензию на тушение, такая помощь может обернуться для нее уголовной ответственностью.
Не менее абсурден законопроект по контролю оборота круглых лесоматериалов. По статистике, которую приводят сами чиновники, в 2011 г. количество незаконных рубок в России снизилось на 21%. Если Рослесхоз рапортует о снижении количества незаконных рубок, зачем вводить закон о регулировании оборота круглых лесоматериалов?! От нынешнего законопроекта пострадают как крупные, так и средние лесозаготовители, но едва ли он позволит решить проблему нелегального оборота древесины. Нас обяжут составлять различные пропуска и подавать дополнительные декларации через систему ЕГАИС. По всей видимости, эта программа потребует обновления, за которое придется платить.
Вместо этого для борьбы с незаконными рубками государству стоило бы воспользоваться системой космического мониторинга лесных земель, вернуть систему охраны лесов и привлечь деревообработчиков к контролю происхождения закупаемого сырья. Наши клиенты из Финляндии самостоятельно проводят проверки по легальности заготовок на делянках, принадлежащих холдингу. Они поставляют продукцию в Европу и обязаны подтвердить происхождение древесины, из которой она изготовлена. Российские производители также интересуются этим вопросом. Однако чиновники предпочли ввести запретительно-ограничительные меры, которые всегда создавали и будут создавать сложности в работе. Например, в 2000 г. в Вологодской области для борьбы с незаконным оборотом древесины были использованы марки. Они прикреплялись на сопроводительные документы на сырье.
Но это ничего не дало, мелкие заготовители использовали одну и ту же марку в течение года, переклеивая ее с документа на документ. Чтобы решить существующие вопросы, необходимо использовать опыт Финляндии, для которой лесная промышленность – основа экономики. Там часть лесов находится в частной собственности, часть – у больших лесопромышленных предприятий, часть – у государства. Основная идея лесопользования в Финляндии – лес должен приносить прибыль. Это логично, ведь в таком случае за лесом будет вестись соответствующий уход. Владелец создаст все условия для увеличения его прибыльности.
Комментарии