Российская система управления лесами далека от идеала. Однако страна еще не готова к приватизации лесов. Сначала нужно создать механизмы частно-государственного партнерства в лесном хозяйстве.
Государственная политика управления лесами должна учитывать в равной мере интересы федеральной власти, регионов и частного бизнеса. К великому сожалению, в России на сегодняшний день такой политики нет, хотя определенные предпосылки для перехода на управление иного уровня созданы.
С 1 января 2007 г. вступил в действие новый Лесной кодекс РФ. Он законодательно закрепил децентрализацию системы государственного управления лесами и разграничение полномочий между федеральным центром и региональной властью, была создана система долгосрочного лесного планирования, к управлению лесами привлечен частный бизнес, значительно расширен перечень видов использования лесов при условии долгосрочной аренды лесных участков.
Все это дало дополнительные возможности для внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем, существенно повысить эффективность использования лесов, сократить объемы нелегальной заготовки древесины, снизить уровень повреждения угодий пожарами пока не удается по ряду причин.
Кадры
Кадровая проблема для отрасли – на сегодняшний день одна из самых актуальных. По оценке экспертов, ежегодная потребность отрасли в молодых квалифицированных специалистах всех уровней составляет от 3 до 15 тыс. человек, более 7 тыс. человек должны проходить ежегодное повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
Из-за низкого уровня заработной платы, которая в среднем за 9 месяцев прошлого года составила 16 260 рублей, и отсутствия пакетов социальной защищенности работников, отрасль стала непривлекательной для молодых специалистов. А это существенным образом влияет на степень эффективности и качество принятия управленческих решений.
С 1 января 2012 г. лесхозы-техникумы и лесные колледжи переданы в ведение образовательных ведомств субъектов РФ. Прежде они находились в ведении Рослесхоза. Эти учебные заведения ежегодно выпускали 2500 специалистов. Все образовательные программы были ориентированы на получение профессиональных знаний и навыков, необходимых для лесного сектора экономики – неслучайно Рослесхозом разрабатывалась концепция создания лесного отраслевого многоуровневого университетского комплекса.
Если при передаче названных учебных заведений в субъекты Российской Федерации будет сохранен их профиль, это станет большим достижением. Однако как окажется на самом деле – покажет время. Мне нравится предложение Рослесхоза о передаче лесхозов-техникумов не в ведение образовательных ведомств регионов, а в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений. Если это будет сделано, то отрасль сохранит стабильный источник кадров.
Условия для инвесторов
Критерием эффективности системы государственного управления лесами является повышение уровня использования лесов и доходности лесного хозяйства. На сегодня только 20,6% эксплуатационных и защитных лесов передано в аренду, заключено 47 856 договоров аренды участков лесного фонда, из них для заготовки древесины – 12 027, утверждено 99 приоритетных инвестиционных проектов с объемом инвестиций чуть более 413 млрд руб. Фактический объем заготовки древесины в стране достиг примерно 26–28% в год от допустимого объема ее изъятия, который составляет 633 млн м3. Однако отсутствие транспортной доступности не позволяет ежегодно осваивать более 194 млн м3 древесины. Лесное хозяйство не получает финансового обеспечения для строительства дорог, которое может составлять примерно 9,9 млрд руб. в год.
В то же время условий для привлечения частных инвестиций в лесное хозяйство пока не создано, в том числе не определены четкие и конкретные принципы частно-государственного партнерства. Чтобы заинтересовать бизнес в повышении уровня использования лесов, в глубокой его переработке, в качественном выполнении лесохозяйственных работ и мероприятий, должны быть разработаны механизмы экономического стимулирования. Для этого государству необходимо рассматривать и решать такие задачи, как субсидирование лесного бизнеса на развитие и модернизацию материально-технической базы, предоставление льготных кредитов на пополнение оборотных средств, регулирование тарифной политики, возмещение расходов по воспроизводству лесов, предоставление определенных налоговых льгот и т.п. Такие механизмы являются приоритетными при выстраивании соглашений между частным бизнесом и государством. Это основная задача государственной лесной политики. Серьезная проработка обозначенных проблем позволила бы во многом улучшить инвестиционную и экономическую ситуацию в лесном хозяйстве.
Арендовать или приватизировать?
Нужно упомянуть еще один немаловажный фактор, мешающий развитию лесных хозяйств – административный барьер. Чтобы заключить договор аренды участков лесного фонда, необходимо потратить немало времени на административные процедуры, связанные с организацией и проведением аукционов, разработкой и согласованием проектов освоения лесов, подготовкой и сдачей лесных деклараций и отчетов, системой платежей от использования лесов, плюс введение лицензирования тушения лесных пожаров и т.д. Это снижает привлекательность аренды участков лесного фонда для потенциальных лесопользователей.
В разных странах такие проблемы решаются по-разному. Где-то давно введена приватизация и страхование лесов. Мировая практика показывает, что определенная часть лесного фонда во многих странах находится в частной собственности. Но применительно к нашей действительности говорить о чем-то подобном, с моей точки зрения, пока преждевременно. Не разработаны условия и порядок приватизации, отсутствует инструментарий, особенно финансовый и экономический, этого процесса, отсутствует механизм оценки лесов и, насколько я знаю, не выработано даже единых подходов к нему.
Частная собственность на леса – это не только получение прав владения, распоряжения и использования участками лесного фонда, но и возникновение у собственника огромного круга обязанностей. Среди них уплата налога на имущество, обязательное и добровольное страхование, обеспечение финансирования всего комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов и т.д. Чтобы продвинуться в этом вопросе, необходимо разработать и публично обсудить порядок взаимоотношений собственников лесного фонда с обществом, в целях защиты его интересов, интересов рядовых граждан.
Одним словом, должна быть создана соответствующая среда, в которой все участники процесса – государство, субъекты, бизнес, граждане – подготовлены к осуществлению приватизации лесов заблаговременно и четко осознают и понимают весь этот механизм. Очень важно при разработке инструментария приватизации предпринять все усилия, чтобы исключить возможность пренебрежительного отношения к лесу, бездумного, неконтролируемого изъятия лесных ресурсов.
Чтобы все сделать грамотно, потребуется немало времени, и, с моей точки зрения, спешить не следует. Это в полной мере относится и к вопросам страхования лесов. Рано или поздно мы к нему подойдем. Но для этого нужно подготовить и принять понятную всем систему страхования лесов.
На сегодня я могу с твердой уверенностью сказать, что однозначного понимания этого вопроса у его потенциальных участников – а это государство, частный лесной бизнес и страховые компании – нет.
Что мы должны страховать? Только те участки лесного фонда, которые переданы в аренду (а это, как я уже отметил, чуть более 20% площадей эксплуатационных и защитных лесов), или же весь лесной фонд. Я неоднократно слышал мнение, что страховать леса должны арендаторы.

Это, с моей точки зрения, неправильно. От чего мы должны страховать леса: от пожаров, от повреждения лесного фонда болезнями и вредителями, от самовольных рубок? Что является страховым случаем? Кто при наступлении страхового случая будет выгодополучателем – государство или частный бизнес, если страховой случай произошел на арендуемом участке? Какова будет ставка страхования? Пока ответа на эти вопросы нет.
Комментарии