В прошлом году российские власти взяли курс на повышение эффективности лесной политики и даже сделали несколько шагов в выбранном направлении.
В 2011 г. было достигнуто несколько положительных результатов. Тут стоит вспомнить восстановление лесной охраны и разработку нового проекта правил ухода за лесом. Немаловажно, что проект был дополнен пунктом о региональных нормативах ухода за лесами с учетом лесорастительных особенностей местности. Это позволит регионам повысить эффективность управления лесными угодьями. Впервые была введена практика открытого обсуждения со всеми заинтересованными сторонами проектов документов, выпускаемых Рослесхозом, которые регулятор размещал на своем сайте.
Кульминацией международного года лесов в России стало решение о том, что у нас появится Национальная лесная политика. По словам директора по природоохранной политике российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Евгения Шварца, современные недостатки лесного законодательства и проблемы развития лесного комплекса страны во многом обусловлены именно отсутствием лесной политики, формирование которой должно стать результатом открытой общественной дискуссии. «Только в этом случае можно рассчитывать на выработку правильных стратегических решений, понимание и поддержку их в обществе», – считает Шварц.
Открытая общественная дискуссия по подготовке Национальной лесной политики России начнется на конференции, которая пройдет в феврале 2012 г. Участие в конференции примут представители органов управления лесами федерального и регионального уровней, лесного бизнеса, лесного хозяйства, лесной науки и образования, неправительственных организаций.
В текущем году Рослесхоз намерен подготовить консалтинговые решения по итоговым данным, полученным в ходе региональных проверок. С 2012 г. департаменты лесного хозяйства в федеральных округах должны содействовать появлению на местах производственных бизнес-планов по развитию отрасли. В них будут содержаться цели и задачи по воспроизводству лесных ресурсов, их охране и использованию на ближайшие 5–10 лет.
Несмотря на предпринятые и запланированные шаги в верном направлении, говорить о серьезном продвижении в сторону эффективной системы государственного управления лесами России преждевременно. Теоретические рассуждения о необходимости национальной лесной политики пока не способствуют решению тысячи насущных вопросов. «На сегодняшний день эффективной государственной политики управления лесами в России нет, хотя определенные предпосылки для этого созданы», – считает генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин.
Критерием оценки эффективности системы государственного управления лесами является повышение уровня использования лесов, доходности лесного хозяйства. На сегодня только 20,6% лесов передано в аренду, утверждено 99 приоритетных инвестиционных проектов, объем инвестиций по которым составляет чуть более 413 млрд руб. В целом в Российской Федерации фактический объем заготовки древесины составляет примерно 26–28% в год от допустимого объема ее изъятия, у арендаторов – 58%, отмечает Николай Петрунин.
Отсутствие транспортной доступности не позволяет ежегодно осваивать более 194 млн м3 древесины. «Финансового обеспечения под строительство лесных дорог лесному хозяйству не предоставляется, – говорит эксперт. – В то же время условия для частно-государственного партнерства в системе лесного хозяйства не определены».
Лесной кодекс Российской Федерации 2007 г. законодательно закрепил децентрализацию системы государственного управления лесами и разграничение полномочий между федеральным центром и региональной властью. По мнению заместителя генерального директора по лесообеспечению ООО «Гагаринский фанерный завод» (Смоленская обл., входит в группу Egger Россия) Александра Юрьева, слабый контроль действий на местах привел к произволу.
В Смоленской обл. бизнесу крайне сложно развиваться из-за постоянных проверок с целью выявления нарушений. Причем основания для этих проверок порой никому не известны. В 2011 г. компании удалось выиграть более 10 судебных разбирательств.
На данный момент к системе управления лесами привлечен частный бизнес, значительно расширен перечень видов использования лесов, в лесное хозяйство внедрены рыночные механизмы, однако этого недостаточно. Повысить эффективность использования лесов, снизить объемы нелегальной заготовки древесины и уровень повреждения пожарами пока не удается по ряду причин. Первая связана с отсутствием единых унифицированных для всех регионов подходов к формированию структуры региональных органов исполнительной власти в области лесных отношений.
Вторая – с отсутствием единой системы государственного лесного контроля и надзора. Еще одним негативным фактором является большое количество административных процедур, определяющих доступ к использованию лесных ресурсов на арендных условиях. Это создает предпосылки для коррупции. Мешает эффективному использованию лесов и отсутствие равных условий для осуществления лесохозяйственной деятельности, как на арендованных лесных участках, так и на не переданных в аренду.
Не хватает экономических механизмов поддержки и стимулирования лесопользователей, например, в части налогообложения, кредитования, субсидирования, таможенного регулирования. Эти механизмы сделали бы лесное хозяйство привлекательным со стороны не только крупного бизнеса, но и малого, и среднего. Негативную роль играет слабая развитость транспортной и иной инфраструктуры в лесах, недостаточная инновационная активность и инвестиционная привлекательность лесной отрасли и отсутствие хорошо продуманной социально-экономической и кадровой политики.
Численность работающих в лесопромышленной отрасли уменьшилась со 164,6 тыс. человек в 2006 г. до 45,8 тыс. человек в 2011 г. При этом, как показывает анализ, идет массовое старение кадрового состава, наблюдается нехватка высококвалифицированных специалистов. Как заметил Николай Петрунин, более чем в 30% субъектов РФ сегодня функции государственного управления лесами выполняют непрофильные министерства и ведомства, при этом лесничества имеют различный правовой статус.
Согласно рейтингу управления лесами в субъектах РФ, составляемому российским отделением WWF, слабым звеном в государственной политике управления лесами является экология. Рейтинг фонда выявил ненадежность или даже отсутствие статистической информации по многим параметрам. Местные власти даже не знают, что происходит на подконтрольных им лесных участках.
Например, некоторые регионы не располагают сведениями о том, какая доля заготавливаемой древесины перерабатывается на их территории, а какая вывозится. Неполные данные были предоставлены регионами по такому важному показателю как размеры инвестиций в лесной сектор. На местах нет четкой информации о развитии малого лесного бизнеса, уровне травматизма в лесной отрасли.
«Отсутствие таких важных показателей у органов управления лесами в регионах говорит либо о несовершенстве системы сбора статистических данных, важных для принятия обоснованных управленческих решений, либо, скорее, о слабом взаимодействии региональных органов управления друг с другом, даже в информационном плане», – поясняет координатор проектов по лесной политике WWF Николай Шматков.

Результаты исследования WWF звучат угрожающе, ведь, по мнению большинства участников рынка и Рослесхоза, для создания национальной лесной политики изначально необходимо планирование деятельности в отрасли на региональном уровне. Планы на 2012 г. дают надежду на некоторые подвижки, однако, чтобы они произошли, необходимо перевести теорию в практику.
Комментарии