В первой половине 2011 г. российские компании отправили на экспорт 9,6 млн м3 пиломатериалов.
Объемы поставок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 9% (рис. 1). Средняя экспортная цена на пиломатериалы в первом полугодии 2011 г. выросла на 2%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составила $173 за кубометр. С января по март цены выросли на 4%, а к июню снизились на 1% относительно мартовского уровня (рис. 2).

В первой половине 2011 г. увеличились объемы поставок по большинству направлений экспорта. Существенно выросли поставки в Китай – на его долю приходится одна треть российского экспорта пиломатериалов (в 2010 г. – 25%). По сравнению с предыдущим годом в первом полугодии 2011 г. снизились объемы поставок в Египет, Финляндию, Сирию, Великобританию, Францию и Германию.

Основными импортерами российских пиломатериалов продолжают оставаться страны АТР, Европы, СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки (табл. 2). Количество стран-импортеров российских пиломатериалов не изменилось, их, как и прежде, было 76 (исключая Белоруссию и Казахстан). В первом полугодии 2011 г. поставок не было в Абхазию, Новую Зеландию, Бахрейн, Белиз, Южную Осетию и Индию. Новыми направлениями экспорта стали Виргинские о-ва, Индонезия, Черногория, Шпицберген.

Крупнейшие российские экспортеры пиломатериалов

Крупнейшие российские экспортеры пиломатериалов представлены в табл. 3. В большинстве своем они же являются ведущими производителями.

Основной вид продукции, поставляемой нашими компаниями на экспорт, – пиломатериал обрезной, нестроганный, нешлифованный, не имеющий торцевых соединений, для строительных целей. Доля хвойных пиломатериалов составляет 96% от общего объема экспорта пиломатериалов.

По итогам первого полугодия 2011 г. лидером по экспорту пиломатериалов стал Усть-Илимский ЛДЗ, сохранивший поставки на уровне первой половины 2010 г.

(табл. 3). Лесосибирский ЛДК №1, экспортировав 192,64 тыс. м3, занял второе место. Однако в 2012 г. компания планирует запустить новый лесопильный комплекс, что позволит увеличить производство пиломатериалов до 750 тыс. м3. А так как практически 100% производимой предприятием продукции поставляется на экспорт, то можно ожидать что к концу 2012 г. экспорт вырастет в несколько раз.

Среди крупнейших компаний-экспортеров самый высокий уровень экспортных цен за первую половину 2011 г. был у ООО «ТМ Байкал» (Иркутская обл., г. Свирск). За год стоимость выросла на 15,8%, до $405,60 за м3. Основные направления поставок компании – Китай (DAF Забайкальск) и Япония (FOB Находка, CFR Хаката, Токио, Шимицу, Осака) (табл. 5).

Самые низкие экспортные цены за первые шесть месяцев 2011 г. – у ООО «Сокол» (Иркутская обл., Зиминский р-н, с. Норы), $127,00 за м3, что на 11,0% выше уровня цен первой половины 2010 г. Типичные направления: Китай (DAF Забайкальск), Азербайджан (DAF Самур), Афганистан (DAF Локоть). Основными условиями поставок по-прежнему остаются DAF – поставки до границы и FCA – франко-перевозчик. На их долю в первой половине 2011 г. пришлось 46 и 33% всех поставок, соответственно. За аналогичный период прошлого года показатель был на уровне 41% и 40%, соответственно.
Комментарии