• Новое
  • Популярное
  • Все темы
  • Daily
  • Фото
  • Видео
  • Топ-50
  • Архив журнала
  • Реклама

Что еще почитать

Паркетная доска Barlinek из Винницы
Стратегии

ЛПК не хватает кадров

Дефицит специалистов в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности привел к настоящей борьбе за таланты, компании переманивают друг у друга профессионалов. Однако круг действительно ценных специалистов очень небольшой.
Next Business Media +7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия
  • Юлия Никитина
Январь-февраль 2012, № 1-2 (45-46)

  • В избранное

  • Поделиться

  • Комментарии

  • Смарт-версия

  • Распечатать

Посмотреть больше статей

Ноябрь-декабрь 2022, № 7-8 (167-168)
Перейти в архив

Дефицит специалистов в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности привел к настоящей борьбе за таланты, компании переманивают друг у друга профессионалов. Однако круг действительно ценных специалистов очень небольшой.

Тезис о том, что на российском рынке большой дефицит профессионалов, знакомых с лучшими мировыми практиками, менеджеров, владеющих современными методами управления, давно уже стал общим местом.


Организации

  • UPM
  • Metso Automation
  • Stora Enso
  • Группа «Илим»

Но некоторые индустрии страны испытывают этот дефицит особенно сильно.

Целлюлозно-бумажная и лесная промышленность, безусловно, находятся в числе тех, чье положение на сегодняшний день – одно из самых сложных. В лесной индустрии достаточно большая нехватка кадров на всех уровнях: «синих воротничков», руководителей среднего звена, топ-менеджеров.

Круг кандидатов, обладающих необходимой квалификацией, очень невелик. Знания в области современных технологий, управления проектами, эффективной организации производства, управления персоналом – список этих редко встречающихся в индустрии компетенций можно продолжать очень долго.

При этом ситуация в ЛПК отличается от ситуации во многих других индустриях тем, что требования к качеству управленческих знаний и умений уходит на второй план. Базовые профессиональные навыки находятся в таком дефиците, что уже не до «высоких материй».

Требования к профилю идеального кандидата на этом рынке могут сильно отличаться в силу консервативной управленческой культуры – на многих предприятиях используется авторитарный стиль руководства, а организационные структуры громоздки и не очень эффективны.

Недавно для одного из наших клиентов мы искали кандидатов, обладающих опытом работы на современном производстве. Было решено, что наиболее интересным был бы опыт работы в Латинской Америке, где на настоящий момент реализуются крупнейшие проекты. Когда наши кандидаты из Уругвая познакомились с российским предприятием, больше всего они были поражены численностью персонала, в 5 раз превышающей привычную и понятную для них.

Лучшая школа - западная лесопромышленная компания

Главной школой для специалистов сектора остаются западные компании, работающие в России, или российские компании с западным капиталом. Причем такие компании позволяют освоить новые технологии как с точки зрения производства, так и с точки зрения управления. Компании с западным капиталом не только выступают кузницей кадров, но и сами испытывают дефицит в менеджерах.

Российский рынок, как любой развивающийся рынок, обладает своими особенностями в области законодательства, налогового и таможенного регулирования, культуры. Знание и понимание рынка очень важны для успеха, сложно решить все проблемы, просто пригласив специалистов из-за рубежа.

Российские компании тоже практикуют привлечение на определенные позиции экспатов, однако такое могут себе позволить лишь крупные игроки. Чаще всего приглашаются профессионалы из северных стран – Финляндии, Швеции, которые имеют передовой опыт в области деревообработки. Хотя нельзя забывать, что есть еще и Канада.

Для целлюлозно-бумажных компаний источником кадров могут стать страны Латинской Америки. В Бразилии, Чили и Уругвае реализуют передовые проекты, которые могут быть особенно интересны для тех, кто задумывается о крупных технологических преобразованиях. Однако для небольших компаний это остается непозволительной роскошью: им необходимо сопоставлять масштабы задачи и потенциальную отдачу от ее решения. Цель в данном случае не всегда оправдывает средства. Кроме того, маленькие компании редко могут предложить объем задач, который будет интересен человеку настолько, что он согласится покинуть родину ради работы в России.

Дефицит специалистов в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности привел к настоящей борьбе за таланты, компании переманивают друг у друга профессионалов. Однако круг действительно ценных специалистов очень небольшой.

Имидж отрасли отпугивает новичков

Отрасль может быть достаточно привлекательна из-за востребованности кадров не только для профессионалов со стажем, но и для начинающих. Базовое образование соискателей ограничено кругом вузов, которые представляют лесопромышленную отрасль.

При этом специалист, получивший профильное образование плюс опыт работы на современном предприятии с современной управленческой культурой, будет востребован на рынке. Такие компании как UPM, Metso, Stora Enso, Группа «Илим» не только являются прекрасной школой для новичков, но и дают большие возможности для карьерного роста и профессионального развития.

На протяжении долгих лет в лесной индустрии были реализованы лишь единичные проекты, связанные с реконструкцией или запуском нового производства, в отрасли присутствует ограниченное число международных игроков, механизмы обучения и развития персонала не развиты. Это и явилось причиной обострившейся в последнее время проблемы нехватки кадров в ЛПК.

В силу как технологической специфики, так и психологической закрытости в индустрию почти не приходят люди со стороны. Причина, вероятно, в том, что отрасль никогда не была в центре внимания и не являлась стратегическим направлением, как, например, нефтегазовый сектор. При этом следствием «закрытости» индустрии является абсолютное отсутствие информации у общества о том, что там происходит. Среднестатистический житель страны до сих пор строит свое представление о людях, работающих в лесу, по фильму «Девчата».

Молодежь считает индустрию очень консервативной, плохо оплачиваемой, а следовательно, совсем неинтересной. Лесопромышленные компании как работодатели имеют очень непривлекательный имидж. Они малоизвестны за пределами отрасли. Никто даже не знает, что сейчас в лесной индустрии используются передовые технологии, реализуются интересные проекты. В то же время нехватка кадров создает условия для быстрого роста по службе: возможности для успешной карьеры здесь выше, чем во многих других отраслях, а уровень зарплат вполне сопоставим. Специалистам начального уровня всегда непросто найти работу, в целлюлозно-бумажной промышленности они смогут трудоустроиться намного проще, чем в других отраслях.

Тема этой статьи Стратегии
Отслеживать
Еще интересные темы:
  • Менеджмент
  • Персонал
Тема Конкуренция
Девальвация стимулировала экспорт пиломатериалов
Тема Инвестиции
"Неманский ЦБК не может выпускать продукцию с низкой добавленной стоимостью"
Тема Финансы
Коэффициент чистой прибыли в ЛПК достиг 9%

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Подпишитесь + Сэкономьте!

Все темы

Мнения

Опыт

Авторы

Фото

Видео

TOP-50

Архив

Реклама

Контакты

Daily

Мы в соцсетях

Facebook

Twitter

Лицензионное соглашение и Политика конфиденциальности

Запрещена публикация информации сайта без получения предварительного одобрения публикации от ООО "Нэкст Бизнес Медиа".

Copyright © 2000-2019 ООО «Нэкст Бизнес Медиа». Все права защищены.

https://www.lesindustry.ru/issues/li_n45-46/LPK_ne_hvataet_kadrov_448/
Яндекс.Метрика
Зарегистрируйтесь для доступа | Подпишитесь + Сэкономьте