Реформа РЖД привела к финансовым потерям лесопромышленников. Наибольшие убытки понесли заготовительные и лесопильные компании.
В августе 2011 г. представители 18 российских лесопромышленных ассоциаций направили открытое письмо Владимиру Путину с просьбой срочно внести изменения в реформу РЖД. Одновременно компании стали искать альтернативы услугам РЖД.
Проблемы с железнодорожными перевозками возникли в 2004 г., когда правительство приняло решение реформировать отрасль и создать вместо РЖД несколько частных компаний. В результате появилось несколько формально частных перевозчиков, а по факту – монополистов, дочерних структур РЖД.
Вагонный парк в стране увеличился, однако из-за дробления возникли проблемы с регулированием подвижного состава. «Для снижения затрат РЖД сократила количество тепловозов и обслуживающих их бригад, что привело к долгим простоям вагонов на узловых станциях», – отметил начальник департамента логистики «Илим Тимбер» Михаил Грызунов. «Простои также происходят из-за сокращения маневровых локомотивов на станциях примыкания», – добавила заместитель коммерческого директора дивизиона «Лесные ресурсы» концерна «Инвестлеспром» Светлана Дрындина.
Из-за простоя растут расходы на доставку, поскольку увеличивается срок аренды вагонов. Выросли и тарифы на перевозку. Железнодорожные компании отдают предпочтение высокодоходным грузам: нефти, железной руде, удобрениям. В период кризиса объем перевозок упал, поэтому вагонов было достаточно, но в 2010 г. проблема вернулась.
Сейчас грузовые компании отказываются отправлять вагоны в Восточную Сибирь, на Дальний Восток и в Казахстан. «Из требуемых 300 вагонов в месяц мы не получаем и 20%. Сегодня нас спасает лишь географическое положение и соседство Алтайского края с Казахстаном.
Нам удалось организовать поставки автотранспортом в Казахстан, однако мы с опасением ждем зимы, когда активность казахского рынка снизится. Если раньше мы могли дифференцировать поставки и набрать из разных стран нескольких сильных клиентов, готовых работать на склад, то теперь будет крайне сложно это сделать. Ситуация может привести к сокращению персонала и замораживанию инвестиционных проектов», – рассказывает руководитель отдела маркетинга ЛХК «Алтайлес» Дмитрий Логинов. Из-за недопоставки вагонов отставание отгрузки продукции в компании «Илим Тимбер» в настоящее время составляет месячную норму производства.
«Сторонние поставщики не могут своевременно доставлять древесину на наши предприятия, тормозится и экспорт березовых балансов финским покупателям – UPM, Stora Enso, Metsaliitto», – отмечает Светлана Дрындина. Чтобы сократить затраты, «Инвестлеспром» заключает договоры с собственниками подвижного состава на условиях посуточной оплаты, оговаривает ставки по конкретным маршрутам и оплачивает вагоны по факту их предоставления.
Используя попутную загрузку, компания старается исключить порожний пробег. «ЮПМ-Кюммене» для сокращения затрат оптимизирует внутренние потоки товаров.
Некоторые компании отказываются от сотрудничества с РЖД в пользу частных перевозчиков или обзаводятся собственным парком вагонов. Rusforest приобрела для Архангельского ЛДК-3 в лизинг 38 вагонов на сумму 191,2 млн руб.
«В последние пять лет, имея в собственности парк крытых вагонов, мы планомерно наращивали и парк частных операторов, снижая зависимость от РЖД. Это позволило нам успешно пройти период реформирования железнодорожных перевозок», – рассказывает коммерческий директор Монди СЛПК Владимир Бондаревский. По его мнению, реформа РЖД повысила внутреннюю эффективность Монди СЛПК.
«Когда монополист начисляет за сверхнормативный простой своего парка большие штрафы, волей-неволей думаешь, как их избежать. У нас это получилось. Даже когда мы работали с вагонами РЖД, свели эти расходы практически к нулю», – отмечает Владимир Бондаревский.
Лесопромышленные компании стремятся сократить зависимость и от энергетической монополии.

Начав закупать у частной компании «Евросибэнерго» электроэнергию для производства на Кондровской бумажной фабрике, в первом полугодии 2011 г. холдинг «Континенталь Менеджмент» смог сэкономить 2,4 млн руб. По словам руководителя проектного офиса «Континенталь Менеджмент» Константина Герасимова, компания скоро выведет на свободный рынок электроэнергии Троицкую бумажную фабрику, а затем – Енисейский ЦБК и Селенгинский ЦКК. Чтобы избежать рисков сотрудничества с государственными монополиями, компании стремятся работать с частными поставщиками услуг.
Комментарии