Шведская компания SCA первой среди глобальных конкурентов построила в России завод по производству санитарно-гигиенических бумаг (в Тульской области) и смогла увеличить долю бренда Zewa на российском рынке с 19 до 25%. Теперь цель SCA – занять второе место после лидера, компании Procter & Gamble.
SCA впервые вышла на российский рынок через дистрибьюторов в 1994 г., в 1997 г. создала российскую дочернюю компанию со стопроцентным немецким капиталом, а в 1998 г. приобрела фабрику в Светогорске.
Затем шведский концерн переключил свое внимание на инвестиции в упаковке, а в 2004 г. начал изучать возможность строительства собственной фабрики по производству санитарно-гигиенических изделий. Уже тогда Россия являлась для компании быстрорастущим рынком.
Основной задачей стал поиск земли под предприятия и получение всех разрешений. По словам Ингольфа Брауна, председателя совета директоров SCA Retail в России и СНГ, поиск земли занял намного больше времени, чем само строительство фабрик. «Это особенно удивительно, учитывая размеры России – мы ведь искали земельный участок не в деловом центре Москвы», – говорит Браун. При выборе места компания руководствовалась несколькими факторами: близостью к сырьевой базе и к клиентам (Москва и окружающие области – крупнейший рынок сбыта для компании), развитостью инфраструктуры и наличием опытного персонала. Наиболее удачное сочетание этих факторов было найдено в Тульской области.
Полный цикл производства санитарно-гигиенических изделий
В 2007 г. началось строительство завода в Советске. Первая линия по производству туалетной бумаги Zewa из бумаги-основы начала работать в декабре 2008 г., вторая – в сентябре 2009 г. В феврале 2010 г. компания локализовала производство, запустив бумагоделательную машину на макулатурном сырье производственной мощностью 30 тыс. т. Инвестиции в первую очередь производства составили 93 млн евро.
В мае 2011 г. компания приняла решение вложить 130 млн евро в установку второй бумагоделательной машины. Ее производственная мощность составит 60 тыс. т в год. Эта машина будет работать на целлюлозном сырье, поскольку количество макулатуры в России ограничено и SCA уже выпускает в Светогорске и Советске 70 тыс. т продукции в год из макулатуры. Запуск второй бумагоделательной машины намечен на 2013 г. На фабрике будут установлены дополнительные линии по производству туалетной бумаги, кухонных полотенец, носовых платков и полотенец для рук. В долгосрочной перспективе мощность завода должна достичь 150 тыс. т.
Построив завод в Советске, SCA сумела опередить конкурентов и благодаря этому за полгода увеличить рыночную долю бренда Zewa с 19 до 25% (оценка маркетингового агентства MEMRB).
Макулатура поступает на завод в Советске в основном из Центральной и Северо-Западной России и сортируется по качеству. В зависимости от типа конечного продукта, макулатура разного качества перемешивается в определенной пропорции и отправляется в цех подготовки целлюлозы, где проходит несколько этапов механической очистки. На этой стадии макулатура преобразуется в массу, которая на 95% состоит из воды и на 5% – из целлюлозы. Далее формируется бумажное полотно, которое затем сушится и наматывается в рулоны диаметром 2,4 м, шириной 2,7 м и весом 2,8 т. После этого рулоны нарезаются на потребительскую продукцию и отправляются грузовиками потребителям. Вся продукция отгружается только грузовым транспортом, поскольку в России железнодорожные перевозки сопряжены с финансовыми рисками.
«Грузовики проигрывают железнодорожному транспорту одновременно в надежности, времени поставки и стоимости, однако мы вынуждены использовать в России только их, даже при поставках в Казахстан», – говорит Ингольф Браун. По его словам, схожие проблемы были в Европе, со временем они решились благодаря конкуренции железнодорожного сектора с автомобильным.
В 2008 г. SCA начала строительство второй фабрики, расположенной в Веневе (Тульская обл.). Открытие предприятия состоялось в сентябре 2010 г., инвестиции в первую очередь производства составили 85 млн евро.
«Новый завод в Веневе позволил нам значительно сократить транспортные издержки и дал возможность более оперативно реагировать на нужды потребителей», — отметил президент компании SCA Ян Йоханссон. Компания производит здесь подгузники торговой марки Libero. В ближайшее время планируется запуск производства подгузников для взрослых торговой марки TENA. Процесс производства в Веневе фактически представляет собой сборку конечного продукта из полуфабрикатов, дополнительной переработки здесь нет. В производстве используются целлюлоза, впитывающие и нетканые материалы, добавки для повышения эластичности и упаковка.
В Веневе планируется установить еще две линии по производству подгузников, компания располагает землей для того, чтобы построить более 10 подобных линий. Основными поставщиками оборудования на фабрики стали давние партнеры SCA, которые уже поставляли линии на другие фабрики компании.
В частности, одну из линий по производству подгузников в Веневе установила японская компания Unicharm.
Российский рынок тиссью
Кризис только помог компании: хотя решение об инвестициях во вторую бумагоделательную машину в Советске было немного задержано, сокращений рабочих не произошло, а падение цен на сырье позволило подразделению даже улучшить свои конкурентные позиции. «К тому же, вы понимаете, даже в кризис люди продолжают пользоваться нашей продукцией», – отмечает Ингольф Браун. Посткризисное время оказалось более сложным: снова выросла стоимость сырья, топливные тарифы и зарплаты.
Сейчас продукция тульских заводов поступает во все регионы России, ключевыми клиентами являются крупные потребительские сети, а также местные дистрибьюторы. Менее 20% товаров идет на экспорт – в страны СНГ, главным образом на Украину и в Казахстан. По оценкам компании, размер российского рынка тиссью составляет 310 тыс. т, или 450 млн евро, рынок растет на 7% ежегодно. Профессиональная продукция (комплекты диспенсеров, салфеток, полотенец и т.п. для использования в отелях, офисных центрах, ресторанах) составляет около 20% рынка и развивается в том же темпе, что и потребительская. «Ключевых игроков всего четыре – SCA, комбинат в Набережных Челнах, «Сыктывкар Тиссью Груп» и Сясьский ЦБК.
Крупные международные концерны, как правило, импортируют свою продукцию в Россию или производят ее из импортного полуфабриката, а мы наладили здесь полный цикл производства. За счет этого SCA остается неоспоримым лидером по конкурентоспособности в категории тиссью, – говорит Браун. – Кроме того, первыми в секторе нас делают близость к потребителям и развитая инфраструктура предприятий. Наша доля на этом рынке – около 20%». Рынок товаров для личной гигиены в России намного конкурентнее, чем рынок санитарно-гигиенической бумаги. В России присутствуют все глобальные конкуренты SCA, идет жесткая борьба за долю рынка.
В 2010 г. американская компания Kimberly-Clark вложила $170 млн в производство бумажных носовых платков и детских подгузников в Московской области и заявила, что ждет ежегодного роста продаж этой продукции на 25–30%. Это рынок с высокой конкуренцией, но он обладает и высокой емкостью. «Рынок подгузников в России способен вырасти в три раза и достичь европейского уровня», – считает Ингольф Браун.
Чтобы сохранить позиции в таких сложных условиях, компания максимально использует синергетический эффект: в Тульской области SCA, единственная из международных концернов, создала полную производственную цепочку, от тиссью до широкого диапазона потребительской и профессиональной продукции. Упаковку для подгузников на завод в Веневе поставляют с одного из российских заводов SCA Packaging. Для дальнейшего повышения эффективности SCA рассматривает возможность экспериментального использования нетканых материалов, произведенных в России, на своих линиях.
«Санитарно-гигиенический рынок растет во всех секторах. Продажи детских подгузников увеличиваются на 2–4%, в тиссью и туалетной бумаге рост составляет 5–7%, все это старые, сложившиеся отрасли», – говорит Браун. SCA делает ставку на новую для России продукцию, темпы роста в которой выражаются двузначными числами: бумажные полотенца, салфетки, носовые платки. Ингольф Браун отмечает, что рынок растет не только по объему, но и по стоимости: намечается сдвиг в сторону производства продукции премиум-класса.

Инвестиционная программа SCA Tissue в России расписана до 2015 г. и подразумевает постоянное наращивание объемов производства. «Нам надо стать вторыми после Procter&Gamble. Возможно, мы не побьем Pampers, однако есть возможность обогнать бренд Huggies», – говорит Ингольф Браун.
Комментарии