• Новое
  • Популярное
  • Все темы
  • Daily
  • Фото
  • Видео
  • Топ-50
  • Архив журнала
  • Реклама

Что еще почитать

Повышение рентабельности лесного хозяйства - опыт Финляндии
Стратегии

России нужны лесные дороги

Удельный выход древесины и общий объем заготовки находятся в прямой зависимости от степени развитости инфраструктуры.
Next Business Media +7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия
  • Томас Троун
Май-июнь 2011, № 3 (41)

  • В избранное

  • Поделиться

  • Комментарии

  • Смарт-версия

  • Распечатать

Посмотреть больше статей

Ноябрь-декабрь 2022, № 7-8 (167-168)
Перейти в архив

Удельный выход древесины и общий объем заготовки находятся в прямой зависимости от степени развитости инфраструктуры.

Россия обладает самыми богатыми лесными ресурсами в мире, леса покрывают 50% площади страны. В России растет 809 млн га леса, это 20% мировых запасов. Однако используется этот ресурс очень слабо. Сейчас интенсивность заготовки в России составляет всего 0,2 м3 с одного гектара леса ежегодно! Это во много раз меньше, чем в других странах Европы и в целом в мире. В России заготавливается всего 15% ежегодного прироста, по сравнению с 28% и 42% в Восточной и Западной Европе соответственно. Во многом это объясняется плохой транспортной доступностью лесных ресурсов. Необходимо отметить, что выход древесины с 1 га леса и общий объем заготовки находятся в прямой зависимости от степени развитости инфраструктуры, что можно увидеть на приведенном рисунке.


Организации

  • John Deere Russia

В России компании вынуждены полностью оплачивать строительство лесных дорог, тогда как в Финляндии, Швеции, США и Канаде государство оплачивает создание основной дороги и ее крупных ответвлений, оставляя за лесозаготовителями финансирование лишь самых мелких карманов. Я считаю, что правительство России способно стать движущей силой развития заготовительной отрасли. Государство играет важную роль в лесной промышленности России, и это необязательно является помехой в развитии. Стоит изучить схему государственного лесовладения и управления, чтобы понять, что еще необходимо сделать для привлечения инвестиций в отрасль и расширения этого сектора.

С 2007 г. инвестиции в строительство лесных дорог и прочей инфраструктуры в России практически прекратились. До этого за лесную инфраструктуру отвечало одно централизованное ведомство – Гослесохрана. Принятие нового Лесного кодекса в 2007 г. практически упразднило эту структуру, распределив ее функции между региональными чиновниками и компаниями-арендаторами леса. По словам Бориса Большакова, заместителя главы Рослесхоза, Россия готовит план строительства 10 тыс. км лесных дорог стоимостью 50 млрд к 2020 г. По этому плану, арендаторы государственных лесов будут отвечать за строительство лесных дорог, которые будут подсоединяться к строящимся обычным дорогам, которые финансирует государство. Остается, однако, неясным, будет ли вся эта крупная сумма, 50 млрд руб., взыскиваться с компаний или же она включает государственные субсидии.

Летнюю волну пожаров в 2010 г. объясняют переходом ответственности от Гослесохраны к арендаторам, которые обязаны отслеживать пожарную обстановку, но при этом не обязаны бороться с лесными пожарами. Компании, как правило, не могут позволить себе строительство дорог или другое улучшение инфраструктуры, что создает «дыру» во всех инициативах, связанных с инфраструктурными проектами. Можно рассмотреть несколько вариантов участия государства в строительстве лесных дорог.

Одна из возможностей заключается в том, что государство обеспечивает финансирование лесных дорог всех типов для всех компаний. Учитывая крайне низкую плотность лесных дорог во всей России, можно посоветовать рассмотреть строительство лесных дорог с юридической точки зрения как неотъемлемое улучшение арендуемого имущества: по Гражданскому кодексу России, арендодатель обязан компенсировать арендатору затраты, связанные с неотъемлемым улучшением арендуемой собственности. Для воплощения этого механизма необходимо обеспечить ежегодные бюджетные субсидии в размере 5 млрд руб., что составляет всего 8% всех ежегодных налогов, поступающих в бюджет из лесного сектора. Однако финансирование всех типов лесных дорог, включая ответвления, выглядит экономически необоснованным сегодня, учитывая текущие цены на круглый лес в России.

Вторая возможность заключается в том, что государство финансирует строительство лесных дорог и ответвлений в том случае, если выполняется крупный (стоимостью более 5 млрд руб.) инвестиционный проект в сфере лесной промышленности. Применение подобного механизма в течение периода окупаемости проекта станет дополнительной преференцией для компаний, воплощающих крупные проекты (в настоящее время инвестиционный проект в лесной промышленности может рассчитывать только на два типа льгот: получение земель в аренду без проведения аукциона и 50% снижение арендной платы на весь период окупаемости проекта). Появление новой льготы увеличит инвестиционную привлекательность лесного сектора. Для выполнения этой стратегии, если запланировать увеличение ежегодного объема заготовки на 100 млн м3, необходимо обеспечить ежегодно 7 млрд субсидий, однако это увеличит бюджетные поступления из лесного сектора на 28 млрд.

Тема этой статьи Стратегии
Отслеживать
Тема Инвестиции
«Русфорест Магистральный»: производство пиломатериалов в Сибири
Тема Инвестиции
Интенсивное лесопользование рентабельнее экстенсивного
Тема Технологии
Лесозаготовительная техника шагает в лес

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Подпишитесь + Сэкономьте!

Все темы

Мнения

Опыт

Авторы

Фото

Видео

TOP-50

Архив

Реклама

Контакты

Daily

Мы в соцсетях

Facebook

Twitter

Лицензионное соглашение и Политика конфиденциальности

Запрещена публикация информации сайта без получения предварительного одобрения публикации от ООО "Нэкст Бизнес Медиа".

Copyright © 2000-2019 ООО «Нэкст Бизнес Медиа». Все права защищены.

https://www.lesindustry.ru/issues/li_n41/Rossii_nuzhni_lesnie_dorogi_389/
Яндекс.Метрика
Зарегистрируйтесь для доступа | Подпишитесь + Сэкономьте