Сотрудничество учебных заведений и бизнеса позволяет преодолеть разрыв между требованиями рынка и уровнем подготовки выпускников училищ.
В рыночной экономике важнейшим показателем качества любого производства является конкурентоспособность его продукции. Она складывается из многих составляющих, но решающим из них является рабочая сила. Сегодня главная цель и задача профессионального образования – решение экономических задач через обеспечение организаций адекватным кадровым сопровождением. Смена стратегических целей – не единственный современный вызов системе профессионального образования. Система образования должна реагировать на быструю смену производственных технологий, массовое введение высокопроизводительной техники, непрерывно сокращающееся время жизни товаров и услуг, сокращение времени актуальности знания, вступление России в ВТО и глобализацию экономики.
Опыт реализации национального проекта «Образование» в нашем профессиональном училище свидетельствует, что для поддержания актуальности подготовки кадров необходимо выделять три базовых направления проектного вмешательства:
• участие в подготовке кадров работодателя и производителя высокотехнологичного оборудования;
• регионализация образовательных программ;
• концентрация ресурсов, обеспечивающих высокий уровень профессионального обучения.
Стратегической задачей при реализации проекта мы поставили преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих от требований конкурентоспособных лесозаготовительных предприятий региона. В настоящее время в России уровень подготовки рабочих кадров отстает от требований экономики, как в количественном отношении, так и в качественном разрезе. Главной причиной этого является крайне отсталая материально-техническая база училищ, устаревшее содержание учебных программ, отсутствие доступа к современным технологиям производства, а соответственно, и к инновационным техническим процессам, происходящим в производстве компаний.
В результате профессиональное обучение ведется «по старинке». Выпускники училищ часто получают специальности, которые уже не нужны на рынке, а если спрос на профессию есть, то все равно работодателю приходится доучивать выпускника новым производственным технологиям. Традиционные подходы к организации обучения, которые характеризуются объектной позицией учащегося и репродуктивностью его деятельности, не обеспечивают овладения специальными и ключевыми профессиональными компетенциями. Анкетирование работодателей лесозаготовительных предприятий Усть-Илимска в 2008–2009 гг. было проведено с целью оценить качество подготовки выпускников училища и выявить запросы работодателей к составу компетенций, которыми должен обладать выпускник учебного заведения.
Работодатели отметили, что выпускник должен уметь сотрудничать, работать в команде (76%); обладать способностью к саморазвитию, самообучению (60%); уметь решать проблемы (46%); уметь общаться в устной и письменной коммуникации (38%), владеть информационными технологиями (23%). В ответах на вопрос о потребностях предприятий в рабочих кадрах респонденты указали, что в последние годы наметилась тенденция к стабилизации спроса на рабочих с начальным профессиональным образованием и переизбыток работников со средним и высшим профессиональным образованием.
В ходе реализации проекта в нашем училище мы сосредоточили усилия на практическом создании перспективной модели образовательного учреждения, осуществляющего подготовку квалифицированных рабочих по инновационной образовательной программе. Средства государственной поддержки были направлены на приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования. Пожалуй, одним из самых существенных итогов проекта можно считать расширение взаимодействия училища с работодателями и производителями оборудования. Это не только договорные отношения по предоставлению мест практики и гарантий трудоустройства выпускников, но и целевые программы, подготовка и переподготовка кадров под заказ предприятия, а также предоставление в пользование на льготных условиях оборудования и тренажеров-симуляторов лесозаготовительных машин – харвестера и форвардера.
Закупка оборудования компании John Deere и организация совместного учебно-производственного лесозаготовительного участка позволили приблизить процесс обучения к реалиям производства, сделать его более качественным.
Кроме этого, большое внимание мы уделяли созданию и развитию инновационных образовательных ресурсов, включая разработку предложений к государственным образовательным стандартам, учебным планам и программам. Совместно с инструкторами компании John Deere были разработаны модульные программы для подготовки рабочих по профессии «машинист лесозаготовительных машин». Были внедрены имитационные технологии обучения, в которых воспроизводится фрагмент производственной деятельности в виртуальных условиях. Данная технология позволяет отрабатывать навыки разработки делянок, развивать моторику рук без ущерба для реальных дорогостоящих машин.
Мы разработали программы практико-ориентированных факультативов, например «Особенности эксплуатации техники в климатических условиях районов, приравненных к Крайнему Северу» и «Функциональные изменения и особенности поведения человека в климатических условиях территорий, приравненных к Крайнему Северу». Принципиально новым шагом стало совместное с работодателями создание в нашем учебном заведении центра по переподготовке и сертификации рабочих лесозаготовительного производства, что позволило обеспечить открытость процедуры оценки качества образовательных услуг и повышение конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда.
Совместное участие государства и бизнеса в реализации образовательного проекта показывает заинтересованность компаний в формировании качественного кадрового резерва. Проект свидетельствует о готовности работодателей и производителей высокотехнологичного оборудования не только к материальным, но и к интеллектуальным инвестициям в профессиональное образование. Партнерство учебного заведения, работодателей и производителей высокотехнологичного оборудования может стать основой для преодоления разрыва между требованиями рынка к качеству профессионального образования и уровнем подготовки выпускников.
Комментарии