• Новое
  • Популярное
  • Все темы
  • Daily
  • Фото
  • Видео
  • Топ-50
  • Архив журнала
  • Реклама

Что еще почитать

Интервью генерального директора компании "Джон Дир Форестри" Ханну Хиетикко
Стратегии

Организация обучения машинистов лесозаготовительных машин

Сотрудничество учебных заведений и бизнеса позволяет преодолеть разрыв между требованиями рынка и уровнем подготовки выпускников училищ.
Next Business Media +7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия
  • Ирина Букина
Февраль 2011, № 2 (40)

  • В избранное

  • Поделиться

  • Комментарии

  • Смарт-версия

  • Распечатать

Посмотреть больше статей

Ноябрь-декабрь 2022, № 7-8 (167-168)
Перейти в архив

Сотрудничество учебных заведений и бизнеса позволяет преодолеть разрыв между требованиями рынка и уровнем подготовки выпускников училищ.

В рыночной экономике важнейшим показателем качества любого производства является конкурентоспособность его продукции. Она складывается из многих составляющих, но решающим из них является рабочая сила. Сегодня главная цель и задача профессионального образования – решение экономических задач через обеспечение организаций адекватным кадровым сопровождением. Смена стратегических целей – не единственный современный вызов системе профессионального образования. Система образования должна реагировать на быструю смену производственных технологий, массовое введение высокопроизводительной техники, непрерывно сокращающееся время жизни товаров и услуг, сокращение времени актуальности знания, вступление России в ВТО и глобализацию экономики.


Организации

  • John Deere Russia

Опыт реализации национального проекта «Образование» в нашем профессиональном училище свидетельствует, что для поддержания актуальности подготовки кадров необходимо выделять три базовых направления проектного вмешательства:

• участие в подготовке кадров работодателя и производителя высокотехнологичного оборудования;

• регионализация образовательных программ;

• концентрация ресурсов, обеспечивающих высокий уровень профессионального обучения.

Стратегической задачей при реализации проекта мы поставили преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих от требований конкурентоспособных лесозаготовительных предприятий региона. В настоящее время в России уровень подготовки рабочих кадров отстает от требований экономики, как в количественном отношении, так и в качественном разрезе. Главной причиной этого является крайне отсталая материально-техническая база училищ, устаревшее содержание учебных программ, отсутствие доступа к современным технологиям производства, а соответственно, и к инновационным техническим процессам, происходящим в производстве компаний.

В результате профессиональное обучение ведется «по старинке». Выпускники училищ часто получают специальности, которые уже не нужны на рынке, а если спрос на профессию есть, то все равно работодателю приходится доучивать выпускника новым производственным технологиям. Традиционные подходы к организации обучения, которые характеризуются объектной позицией учащегося и репродуктивностью его деятельности, не обеспечивают овладения специальными и ключевыми профессиональными компетенциями. Анкетирование работодателей лесозаготовительных предприятий Усть-Илимска в 2008–2009 гг. было проведено с целью оценить качество подготовки выпускников училища и выявить запросы работодателей к составу компетенций, которыми должен обладать выпускник учебного заведения.

Работодатели отметили, что выпускник должен уметь сотрудничать, работать в команде (76%); обладать способностью к саморазвитию, самообучению (60%); уметь решать проблемы (46%); уметь общаться в устной и письменной коммуникации (38%), владеть информационными технологиями (23%). В ответах на вопрос о потребностях предприятий в рабочих кадрах респонденты указали, что в последние годы наметилась тенденция к стабилизации спроса на рабочих с начальным профессиональным образованием и переизбыток работников со средним и высшим профессиональным образованием.

В ходе реализации проекта в нашем училище мы сосредоточили усилия на практическом создании перспективной модели образовательного учреждения, осуществляющего подготовку квалифицированных рабочих по инновационной образовательной программе. Средства государственной поддержки были направлены на приобретение современного учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования. Пожалуй, одним из самых существенных итогов проекта можно считать расширение взаимодействия училища с работодателями и производителями оборудования. Это не только договорные отношения по предоставлению мест практики и гарантий трудоустройства выпускников, но и целевые программы, подготовка и переподготовка кадров под заказ предприятия, а также предоставление в пользование на льготных условиях оборудования и тренажеров-симуляторов лесозаготовительных машин – харвестера и форвардера.

Закупка оборудования компании John Deere и организация совместного учебно-производственного лесозаготовительного участка позволили приблизить процесс обучения к реалиям производства, сделать его более качественным.

Кроме этого, большое внимание мы уделяли созданию и развитию инновационных образовательных ресурсов, включая разработку предложений к государственным образовательным стандартам, учебным планам и программам. Совместно с инструкторами компании John Deere были разработаны модульные программы для подготовки рабочих по профессии «машинист лесозаготовительных машин». Были внедрены имитационные технологии обучения, в которых воспроизводится фрагмент производственной деятельности в виртуальных условиях. Данная технология позволяет отрабатывать навыки разработки делянок, развивать моторику рук без ущерба для реальных дорогостоящих машин.

Мы разработали программы практико-ориентированных факультативов, например «Особенности эксплуатации техники в климатических условиях районов, приравненных к Крайнему Северу» и «Функциональные изменения и особенности поведения человека в климатических условиях территорий, приравненных к Крайнему Северу». Принципиально новым шагом стало совместное с работодателями создание в нашем учебном заведении центра по переподготовке и сертификации рабочих лесозаготовительного производства, что позволило обеспечить открытость процедуры оценки качества образовательных услуг и повышение конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда.

Совместное участие государства и бизнеса в реализации образовательного проекта показывает заинтересованность компаний в формировании качественного кадрового резерва. Проект свидетельствует о готовности работодателей и производителей высокотехнологичного оборудования не только к материальным, но и к интеллектуальным инвестициям в профессиональное образование. Партнерство учебного заведения, работодателей и производителей высокотехнологичного оборудования может стать основой для преодоления разрыва между требованиями рынка к качеству профессионального образования и уровнем подготовки выпускников.

Тема этой статьи Стратегии
Отслеживать
Еще интересные темы:
  • Персонал
Интервью директора Mondi Business Paper Гюнтера Хасслера
Тема Маркетинг
Экспорт круглого леса растет
Тема Менеджмент
Риски растут: рейтинг крупнейших лесопромышленных компаний

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Подпишитесь + Сэкономьте!

Все темы

Мнения

Опыт

Авторы

Фото

Видео

TOP-50

Архив

Реклама

Контакты

Daily

Мы в соцсетях

Facebook

Twitter

Лицензионное соглашение и Политика конфиденциальности

Запрещена публикация информации сайта без получения предварительного одобрения публикации от ООО "Нэкст Бизнес Медиа".

Copyright © 2000-2019 ООО «Нэкст Бизнес Медиа». Все права защищены.

https://www.lesindustry.ru/issues/li_n40/Organizatsiya_obucheniya_mashinistov_lesozagotovitelnih_mashin_375/
Яндекс.Метрика
Зарегистрируйтесь для доступа | Подпишитесь + Сэкономьте