В конце января 2011 г. компания UPM выбрала два города в качестве возможных мест строительства завода по производству биотоплива второго поколения (жидкого топлива): Раума (Финляндия) и Страсбург (Франция).
Окончательный выбор города на данный момент еще не сделан. По словам директора биотопливного подразделения UPM Петри Кукконена, решение сдерживается чиновниками Евросоюза, которые отложили принятие решения о грантах NER300 до второй половины 2012 г. Эти гранты являются частью инвестиционной программы ЕС, направленной на разработку инновационных низкоуглеродистых технологий. Еще два года назад UPM и Metso совместно с центром технических исследований VTT (Финляндия) разработали концепцию бионефти. Проект был поддержан финансовым агентством по технологиям и инновациям Tekes (Финляндия).
Участники проекта определили для себя ключевым новым направлением развития бизнеса создание жидкого биотоплива — биомасла, биодизеля и биоэтанола. UPM получила патент на использование бионефти и приступила к поиску площадки для строительства завода. Сначала рассматривались производственные площадки в финских городах Раума и Куусанкоски. Но от второй площадки UPM отказалась: утилизация энергии на Рауме была эффективнее, а инвестиционные затраты — меньше. Как сообщила представитель пресс-службы UPM Russia Наталья Малашенко, технико-экономическое обоснование проекта завода будет разработано после принятия решения ЕС о грантах. Но до создания промышленного производства биотоплива второго поколения UPM намерено построить экспериментально-тренировочный завод на базе существующего предприятия Каукас (г. Лаппеенранте, Финляндия). На первом этапе будет возведено экспериментально-тренировочное производство мощностью 20 тыс. тонн в год по выпуску жидкого транспортного биотоплива. Сырьем для биотоплива станут растительные жиры, масла и отходы деревообработки.
Российские лесопромышленники пока не задумываются о производстве жидкого биотоплива. По словам начальника отдела департамента энергетики «Инвестлеспрома» Максима Кулагина, холдинг рассматривает только производство пеллет. Жидкое биотопливо для него пока остается «новой темой», о которой он «слышал только краем уха». Единственной компанией в России, занимающейся выпуском биотоплива из древесного сырья, является компания «Биохимзавод» (Кировская обл.). Она выпускает на основе биоэтанола три вида топлива, один из которых аналогичен европейской топливной смеси Е85 с октановым числом 98. Однако это топливо не состоит на 100% из древесных отходов, а является смесью этанола и бензина. Сейчас на предприятии происходит реконструкция производства, результатом которой станет увеличение объема выпуска биоэтанола с 20 до 80 млн литров. По словам первого заместителя генерального директора компании Олега Пантюхина, для успешного развития в России промышленного производства этанола нужна государственная поддержка. В Европе такая практика есть: европейская комиссия поставила задачу к 2020 г. увеличить объем использования альтернативных источников энергии до уровня не менее 10%. Для этого государства Евросоюза предоставляют компаниям налоговые преференции и гранты.

Биодизель полностью на основе древесных отходов — относительно новый вид топлива, который не конкурирует с брикетным или пеллетным производством. Без государственной поддержки создать производство биодизеля в России вряд ли у кого-нибудь получится. Правительство же пока намерено развивать только производство топливных гранул. Создание производств жидкого биотоплива, возможно, не является одной из первоочередных задач государства, так как в последние годы цены на нефть стремительно растут, а вместе ними и доходы бюджета. С другой стороны, рост цен на нефть повышает эффективность биотопливных проектов. Дорогая нефть является хорошим стимулом для европейцев сокращать ее потребление в пользу биотоплива. Если из-за конфликтов на Ближнем Востоке цена нефти достигнет планки в $220 за баррель, то примеру UPM могут последовать и другие промышленные компании Европы. А России тогда, видимо, придется переориентировать свой экспорт с нефти на щепу.
Комментарии