По экспорту круглого леса Россия занимает второе место в мире. На ее долю сегодня приходится более 20% продаваемого на мировом рынке древесного сырья. Пока российский лесной сектор остается сырьевым придатком для более развитых стран, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону.
Вклад лесопромышленного комплекса в ВВП России в 2004 году составил лишь 2,5%, в структуре налоговых платежей его доля чуть превысила 2%. При этом доля российских лесов, годных для промышленного использования, в мировом лесном фонде составляет 24%, а в мировом объеме производства продукции лесной промышленности Россия занимает менее 3%.
При правильной организации дела страна могла бы производить ежегодно 550 млн куб м древесины, а производит, согласно официальной статистике, не более 150 млн. Это означает, что Россия могла бы ежегодно экспортировать лес, бумагу и лесоматериалы на сумму $105 млрд, меж тем в 2004 году экспорт составил лишь $5,78 млрд.
Шесть бед
Рост объемов производства лесной продукции в последние три года сдерживали шесть негативных факторов:
· опережающий рост цен на энергетические ресурсы и транспортные тарифы;
· недостаток инвестиций в основной капитал;
· значительный износ основных производственных фондов;
· отсутствие во многих крупных регионах России мощностей по глубокой переработке древесного сырья и лесовозных дорог, высокие экспортные пошлины на лесопродукцию;
· отсутствие механизма финансирования строительства, закупок лесозаготовительных машин и оборудования.
От того, как будут изменяться эти шесть факторов, зависит судьба российской лесной промышленности в ближайшие годы.
Тарифы
Прогноз в отношении тарифов на энергоресурсы дня России неутешительный. Цены на нефть на мировых рынках близки к тому, чтобы начать стремительное движение вниз с той же скоростью, с какой они повышались в последние два года.
Падение, по прогнозам, продолжится и в течение всего 2006 года, что не может не замедлить рост российской экономики, поставщика 90% энергии для стран Западной Европы.
Несмотря на кажущуюся прямую выгоду для лесной отрасли (ведь по логике, для предприятий тарифы на энергоресурсы вслед за ценами должны будут снизиться), лесопромышленники России ничего не выиграют от падения цен.
Нынешние тарифы на энергию, и без того низкие по сравнению с западными, вряд ли будут снижены еще больше. Скорее наоборот, острое желание России поскорее вступить в ВТО приведет к уравнению внутренних тарифов с внешними.
Транспортные тарифы в стране, где практически существует монополия на основной вид грузоперевозок - по железной дороге, также постоянно растут. И понятно, что в ближайшие годы сколько-нибудь видимой альтернативы ОАО РЖД» не появится, а значит, монополист будет периодически, согласно законодательству, поднимать цены на свои услуги.
Учитывая прогнозируемый общий спад экономики России от потери части дохода на внешнем сырьевом рынке и рост транспортных тарифов, российский ЛПК будет также снижать объем производства.
Инвестиции
Чтобы стать отраслью, выпускающей продукцию с высокой добавочной стоимостью, ЛПК нужны «подъемные» средства. Но индекс инвестирования в основной капитал отрасли растет не так быстро, как хотелось бы.
Предусмотренная российским законодательством краткосрочная аренда лесных участков не стимулирует работающие в лесу компании к должному уходу за лесом, инвестициям в современные технологии, участию в создании инфраструктуры лесозаготовок.
Заложенная в новом Лесном кодексе возможность долгосрочной аренды на 49 или 99 лет (пока еще этот вопрос решается в Государственной Думе), по замыслу, должна решить эту проблему, но, скорее всего, не решит. Как утверждают эксперты, закон, так мучительно создававшийся, так и не стал тем документом, который ожидали лесопромышленники.
Он не дает безоговорочных гарантий потенциальным инвесторам в том, что их вложения в отрасль останутся в сохранности. Гарантом для инвесторов тут могла бы стать частная собственность на лесные ресурсы. Крупнейшие и наиболее финансово-емкие производства, вроде целлюлозно-бумажных или плитных, целиком зависят от поставщиков сырья, которого с годами заготавливается все меньше и меньше.
Именно низкий уровень лесозаготовки в последние годы сдерживал развитие российской лесной отрасли. Стабильное лесообеспечение, таким образом, становится основным гарантом уверенности в работе перерабатывающих предприятий.
Директор московского офиса компании Jaakko Poyry Consulting Рейо Каннисто считает, что в случае введения частной собственности на лес, его владельцы смогли бы получить «премию» от рынка капитала в виде предоставления кредитов на более выгодных, по отношению к нынешним, условиях, более благожелательного отношения к эмиссиям ценных бумаг лесопромышленных компаний.
Но главный козырь - владение возобновляемым лесным ресурсом - правительство оставило себе, раздав лесопромышленникам карты помельче. В игре, где неизменный крупье подбрасывает себе карты лучшего достоинства, игроки появляются редко.
Предлагаемая в проекте нового Лесном кодекса долгосрочная аренда, пусть даже на 99 лет, все-таки имеет мало общего с собственностью, хотя разработчики проекта и пытаются уверить общество в обратном.
Для долгосрочного арендатора сохраняется риск лишиться прав на лес, даже несмотря на выстроенную там на его средства инфраструктуру.
А стало быть, увеличение потока инвестиций и, как следствие, переход отрасли от поставок сырья к глубокой переработке откладывается на неопределенный срок. Как минимум, до тех пор, пока не будет выпущен отдельный закон о частной собственности на лес.
Оборудование
Выпуская сегодня бумагу или картон, основная часть российских лесопромышленников использует оборудование, 60% которого и морально и физически устарело. Активная модернизация идет сегодня только в самом высокодоходном сегменте отрасли - целлюлозно-бумажном. Но и здесь все далеко не идеально.
Если на западных предприятиях в течение десятилетий разрабатывались и применялись схемы оптимизации производства, то для России это дело новое.
«В России модернизация предполагает технологический скачок лет на тридцать, а у западных предприятий инновации внедрялись постоянно и ступенчато», - говорит Рейо Каннисто. Недостаток грамотных специалистов по развитию производства - серьезный тормоз для развития отрасли.
Американский инвестиционный банк Merrill Lynch в конце 2004 года обнародовал свой прогноз развития отрасли, где, в частности, специалисты компании прогнозировали рост цен на мировом рынке бумажной продукции в районе 8% в год в течение следующих трех лет. Причиной роста цен в первую очередь называют высокий спрос со стороны Китая.
Теоретически российских производителей целлюлозы, бумаги и картона эти прогнозы должны стимулировать к инвестированию в модернизацию оборудования, за счет чего повысился бы выпуск продукции.
Однако рассчитывать на выгодные займы большинству компаний лесной отрасли не приходится, так как до сих пор большинство из них работает по «серым» и «черным» финансовым схемам.
По той же причине большинство компаний не желает использовать дополнительные доходы на модернизацию, когда и без того продукция пользуется спросом на внутреннем рынке.
Кроме всего прочего, высокие пошлины на ввоз высокотехнологичного оборудования, которое в России не производится, стали реальной преградой для развития лесопереработки в России.
Как минимум уже два года в правительстве РФ периодически вспоминают о том, что размеры этих пошлин не подъемны для большинства отраслевиков, обещают в скором времени их снизить или вообще отменить, но после этого ничего не происходит.
В объемах, способных минимально изменить картину экспортных по
ставок, производственное оборудование сегодня способны реконструировать только гиганты отрасли. Но изменения на рынке от этих модернизаций мизерны, а износ оборудования в отрасли все растет.
Вся надежда на главу Минэкономразвития Германа Грефа, который к концу 2005 года пообещал отменить импортные пошлины на высокотехнологичное оборудование.
Вредная концентрация
Советская система централизованного строительства лесоперерабатывающих производств сегодня приносит свои плоды. Близость к большим городам и удаленность лесопромышленных предприятий от источников сырья, отсутствие крупных производств в лесных регионах Сибири и на Дальнем Востоке сильно тормозят развитие отрасли. В самом промышленно развитом Северо-Западном регионе уже сегодня остро чувствуется нехватка сырья. Что будет через пару лет, загадывать трудно.
Известно, что большинство гниющей на корню древесины в России не заготавливается, потому что из-за отсутствия дорог добраться до нее можно только вертолетом.
В Минприроды РФ декларируют, что ежегодные инвестиции в размере $150 млн на строительство лесных дорог помогут выйти из положения - на них можно построить 3 тысячи километров. Однако, понятно, что собственными силами государство как владелец лесов найти эти деньги не сумеет.
А привлечение в этот сегмент частных инвесторов откладывается на неопределенный срок из-за того, что в новом Лесном кодексе нет положения о частных лесах. Но без лесных дорог объективно невозможно увеличить объемы лесозаготовки. Получается замкнутый круг.
Экспорт
Чем сегодня известны лесопромышленники России за рубежом: в 2004 году на экспорт было отправлено 41,4 млн кубометров круглого леса, 7,6 млн куб м пиломатериалов, 1,43 млн куб м фанеры, 1,83 млн тонн древесной целлюлозы, 1,26 млн тонн газетной бумаги. Для мирового рынка российская продукция - капля в море, неспособная влиять на его климат (Таблицы 1 и 2).
Ключевым фактором влияния на структуру экспортных поставок лесной промышленности являются действующие экспортные пошлины. В этой области единой политики у государства нет.
Экспортное регулирование в ЛПК России не выходит за рамки ставших традиционными правительственных заявлений о повышении цен на экспортируемый круглый лес. Редкие послабления в виде снижения пошлин на отдельные виды продукции погоды не делают.
К примеру, отмененная с 16 мая 2005 года пошлина на вывоз древесной целлюлозы идет в разрез с заявленным правительством курсом на увеличение экспортных тарифов на сырье.
Желаемое чиновниками повышение вывозных пошлин на круглый лес, по мнению многих отраслевиков, может больно ударить по лесозаготовке. Более 40% заготавливаемого в стране леса сегодня вывозится за границу, причем экспорт из года в год растет.
Резкое повышение пошлин поставит заготовителей в очень сложные конкурентные условия, при которых борьба за покупателя при росте отпускных цен ожесточится, и им придется рубить лес за минимальную прибыль, лишь бы суметь продать свой товар.
Нераспроданная часть леса не сможет быть переработана внутри страны, потому что такого объема деревообрабатывающих предприятий в России пока нет. В этом случае более половины лесозаготовителей России может в одночасье прогореть.
Кроме того, западные компании, которым, хоть повышай пошлины, хоть не повышай, без леса все равно не обойтись, скорее всего, начнут экспансию в российскую лесозаготовку, чтобы обезопасить себя от нехватки сырья.
Выводы
В министерстве природных ресурсов разработали три сценария, по которым отрасль будет развиваться в ближайшие годы. По оптимистическому сценарию рост ЛПК России к 2010 году достигнет 19%, а доля мировом производстве - до 6%. Этот сценарий предполагает, что ежегодный темп роста отрасли составит 7,5%.
Менее оптимистичный, но тоже амбициозный сценарий дает показатель доли России до 5%. В то же время в МПР РФ предусмотрен и инерционный сценарий развития, по которому отрасль развивается в настоящий момент.
К 2013 по этому сценарию средний рост промышленного индекса в год - около 5%, а доля России на мировом рынке сохранится с показателем в 3,5%.
Российская древесина, как и любая другая «северная», считается высококачественным продуктом, потребность в котором будет всегда.
Трудно себе представить, что такой богатый ресурс не привлечет внимания зарубежных и российских инвесторов. Поэтому мы можем рассчитывать на второй по амбициозности сценарий развития отрасли, который вступит в действие в случае, если правительством Российской Федерации немедленно будут приняты все необходимые для этого меры.
В каком качестве выступят инвесторы - как заготовители и поставщики сырья или как производители качественной готовой продукции, - будет зависеть от внешнего и внутреннего спроса, от импортно-экспортной политики государства, от степени развития свободного конкурентного рынка в России.
Комментарии