В декабре 2011 г. утратила силу Концепция развития лесного хозяйства РФ, рассчитанная на период 2003–2010 гг. Новый план еще находится в разработке.
Пять месяцев назад на место руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Алексея Савинова был назначен его заместитель Виктор Масляков, вместе с этим ведомство было переподчинено из ведения Минсельхоза напрямую в правительство. Поводом для смены руководства Рослесхоза послужили масштабные лесные пожары летом прошлого года. Первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков потребовал от нового руководства Рослесхоза до конца сентября провести анализ проблем в лесной отрасли, разработать и представить в правительство четкий план действий по ее развитию. Представляя нового руководителя Рослесхоза, Зубков выделил несколько задач: создание на федеральном уровне единого государственного лесного реестра и лесного плана страны, унификацию системы управления лесами в субъектах федерации, повышение эффективности системы контроля за исполнением субъектами переданных им полномочий, усиление государственного пожарного надзора в лесах, повышение ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и обеспечение органов лесного хозяйства современной лесопожарной техникой.
Уже в октябре на селекторном совещании с регионами Виктор Зубков заявил о выделении в 2011 г. 5 млрд руб. на закупку противопожарной техники (такая же сумма выделяется на 2012 и 2013 гг.). По данным Рослесхоза, износ техники в некоторых регионах доходит до 85%, на выделенные средства будет закупаться техника отечественного производства. Также в октябре Рослесхоз объявил о планах за три года восстановить 400 га леса. Для этого будут созданы шесть селекционно-восстановительных центров с общим объемом финансирования 1,78 млрд руб. – в Архангельской, Воронежской, Костромской и Ленинградской обл., Алтайском крае и Татарстане. В целом в 2011 г. финансирование Рослесхоза увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2010 г. – до 33,2 млрд руб.
По инициативе Рослесхоза с 29 декабря 2010 г. в Лесной кодекс были внесены поправки, направленные на конкретизацию мер по предупреждению и борьбе с пожарами. В законе появилось подробное описание действий со стороны владельца лесных участков по предотвращению, мониторингу и разработке планов тушения лесных пожаров. В обязанность арендаторов лесных участков теперь вменяется создание резерва пожарной техники, устройство противопожарных минерализованных полос, пожарных водоемов, проведение работ по гидромелиорации. Одновременно с Лесным кодексом были внесены изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают усиление уголовной и административной ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности в лесах. Существенно возросли штрафные санкции за неосторожное обращение с огнем на лесных территориях, а за намеренное уничтожение или повреждение лесных насаждений (поджог) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

Таким образом, Рослесхоз основательно подготовился к борьбе с лесными пожарами в 2011 г. Однако план развития лесной отрасли так и не был представлен в правительство – ни через один, ни через пять месяцев. Следует отметить, что в декабре утратила силу Концепция развития лесного хозяйства РФ, которая была рассчитана на период 2003–2010 гг. Как сообщил корреспонденту «Лесной индустрии» руководитель пресс-службы Рослесхоза Владимир Дмитриев, сейчас разработкой программы развития лесной отрасли занимается рабочая группа, однако он затруднился назвать сроки внесения плана в правительство.
Комментарии