Реформа российского ЛПК и увеличение объемов глубокой переработки древесины может столкнуться с проблемой в виде недостатка в стране квалифицированных специалистов.
Дистанция между профессиональным образованием и бизнесом в России расширяется, а уровень подготовки специалистов падает. Одной из проблем создания в стране глубокой переработки древесины является недостаток квалифицированных специалистов. Масштаб преобразований, которые необходимо провести в отрасли, определяет значительную потребность в специалистах, «обкатанных» на производстве в соответствии с современными требованиями, знающих современные технологии и оборудование лесопереработки.
Последние десять-пятнадцать лет уровень выпускаемых вузами специалистов лесной отрасли в силу ряда объективных и субъективных причин снизился. Заметно упал престиж специалистов отрасли, следствием чего появились проблемы с привлечением абитуриентов в лесотехнические вузы. Конкурс в ведущих лесных вузах страны редко превышает 1,5–2 человека. Имеются далеко не единичные случаи, когда предприятия направляют своих работников на обучение за границу, обосновывая свое решение слабой учебно-технологической базой российских вузов и несоответствием учебных программ требованиям времени.
По официальным рейтингам, которые ранее ежегодно составлялись Министерством образования РФ, ведущими лесотехническими вузами являлись Московский государственный университет леса, Воронежская государственная лесотехническая академия и ряд других. В реестре технических вузов страны эти заведения в лучшем случае находились в шестой-седьмой десятке из 174 вузов, а некоторые – и в четвертой-пятой десятке второй сотни. Такие позиции свидетельствуют о низкой популярности специальностей, связанных с лесом и деревообработкой. Практически отсутствует отраслевой PR, направленный на привлечение молодежи в отрасль, а вузы в своем большинстве ограничиваются лишь своими страничками на сайтах в Интернете.
Работа в отрасли не является престижной, поскольку отсутствие инвестиций приводит к ухудшению условий труда на устаревшем оборудовании по устаревшим технологиям, к снижению качества рабочего места, и как следствие – к заметному старению кадров.
Молодые специалисты – выпускники вузов – не стремятся на работу в лесные регионы со слабо развитой инфраструктурой, пытаясь остаться в крупных городах, находя более престижную высокооплачиваемую работу далеко не по специальности. Отказ от распределения привел к тому, что в отрасль идут не более 20–25% выпускников дневного обучения. При этом они занимаются чаще всего торговлей мебельными материалами и комплектующими, деревообрабатывающим оборудованием, инструментом.
Высшее профессиональное образование существует не в каком-то отвлеченном пространстве, а в реальном государстве по имени Россия, в динамично меняющемся обществе со всеми его плюсами и минусами, и рассматривать происходящее в нем следует именно в такой взаимосвязи. Становится все более очевидным, что обеспечивать высокое качество образования – это задача не только высшей школы, но и государства, усилиями которого девальвирован общественный статус инженера, потенциального работодателя и, естественно, самого студента. Не приходится рассчитывать на высокую мотивацию студента к обучению, если он получает месячную стипендию ниже прожиточного минимума. Практически половина студентов вынуждена совмещать учебу с работой. Ни для кого не секрет, что многие студенты-мужчины учатся в вузе лишь из-за отсрочки от службы в армии, но лучшего контингента студентов ожидать не стоит.
Роль красного диплома, как стимула к хорошему распределению, нивелирована. И аспирантура мало кого прельщает: молодой парень, которому пришло время создавать семью, по окончании аспирантуры получает нищенскую зарплату ассистента – это ли не насмешка над высшим образованием? В вузах слабо обновляется материальная база. На помощь государства, как показывает время, учебным заведениям в большой степени рассчитывать не приходится – если даже в военных институтах обучение курсантов производится на устаревшей военной технике. Наличие в МГУ леса современной лаборатории на базе итальянского деревообрабатывающего оборудования на кафедре станков и инструментов, учебного класса кафедры гусеничных и колесных машин, оснащенной перспективным оборудованием финской фирмы Ponsse – далеко не заслуга государства и является скорее исключением из правила.
Профессиональное образование – важное государственное дело во всем мире. Являясь еще федеральным канцлером, господин Шредер во время визита на предприятие немецкой компании Weinig подчеркнул, что для успешного закрепления на мировых рынках «мы вынуждены постоянно увеличивать капиталовложения в повышение образовательного уровня нашего народа, в будущем на эти цели необходимо направить намного больше средств, чем сейчас».
Вуз должен давать базовые знания. Меня часто спрашивают, зачем ты объясняешь студентам конструкцию фуговального станка, ведь это же вчерашний день? Однако эти станки выпускаются во всем мире и присутствуют на любом предприятии. Но основная причина в другом – данный станок служит наглядной иллюстрацией, необходимой для понимания принципов формирования технологических баз, в том числе и скользящего базирования, распространенного в деревообрабатывающем станкостроении. Без знания этих принципов труднее понять функционирование, например, гораздо более сложного четырехстороннего станка. Другое дело, когда читаешь лекции специалистам на факультете повышения квалификации – там слушатели, обладающие базовыми знаниями и производственным опытом, приехали за получением новой информации – так они после лекции своими вопросами из тебя душу вынут.
Последнее время издается мало современных учебников по специальностям отрасли. Существует недостаток учебной, научно-технической, производственной и справочной отраслевой литературы, которая позволила бы осуществлять многоуровневое обучение, как рабочих, так и инженерно-технического персонала, студентов техникумов и вузов, в том числе и самообразование.
В учебнике излагаются базовые, основополагающие сведения о технологии и оборудовании, с учетом методических положений, с перспективой самообучения. Подготовка их – задача преподавателей. А издание другой литературы, способствующей появлению или внедрению новых технологических процессов и оборудования – задача профессиональных ассоциаций деревообрабатывающей и мебельной промышленности и ее ведущих работников, в том числе и работников бывших НИИ и КБ.
Вечный вопрос для вузов – кого и как готовить? Многие предприятия для своего производства хотят получить после института уже готового специалиста, владеющего знанием, например, различных технологий деревообработки (лесопиления, сушки древесины, вторичной переработки, отделки, производства клееных материалов, оборудования), да еще и грамотного менеджера и конструктора – то есть энциклопедиста. Но никто не может знать лучше представителей самого предприятия специфики применяемых на нем технологий, оборудования, уровня квалификации сотрудников и прочих условий.
Поэтому либо после вуза предприятие получает «полуфабрикат» для широкого спектра деятельности, которого следует доучить на производстве, либо предприятию необходимо заключить соответствующий трехсторонний договор с вузом и студентом на подготовку специалиста под свои потребности, может быть, даже по индивидуальной программе. Предприятие платит студенту и вузу, но и контролирует процесс обучения, вносит в него коррективы.
Студенту необходима и моральная поддержка от предприятия, чтобы он почувствовал себя реальным членом коллектива, понимал перспективы карьерного роста, объем социального обеспечения (жилье, лечение, работа для жены, образование для детей и т.д.). Таков опыт передовых зарубежных фирм, активно подбирающих для себя кадры, в том числе и в России. При этом предприятие должно взять на себя обязательства по организации учебных и производственных практик «своего» студента на различных должностях, как на рабочих, так и инженерно-технических, обеспечить конкретной тематикой курсового и дипломного проектирования для внедрения на предприятии, чтобы студент чувствовал ответственность за свою работу. Целесообразно заключать договор с конкретным преподавателем выпускающей кафедры, факультативно занимающимся со студентом, что позволит заметно повысить его ответственность за уровень знаний данной специализации. Соответствующим образом такой вид преподавания должен сказаться и на его зарплате. В ходе индивидуального обучения и преподаватель будет иметь возможность ознакомиться на предприятии с особенностями технологических процессов и разъяснить их студенту. Это выгодно как преподавателю, параллельно повышающему свой профессиональный уровень, так и предприятию, поскольку преподаватель может подсказать пути совершенствования производства. Многие вузы готовы к таким видам обучения и имеют возможность привлечения к учебному процессу ведущих специалистов зарубежных фирм, занимающих передовые позиции в отрасли.
Разрабатываемые сейчас новые стандарты обучения отраслевым специальностям позволяют вузам гибче подходить к содержанию учебных планов за счет большего числа учебных дисциплин по выбору студента или работодателя. Раньше министерство закрепляло за вузами базовые предприятия, где студенты проходили практику на рабочих и инженерных должностях, собирая материалы для курсового и дипломного проектирования.
И предприятию было выгодно брать студентов на практику – легче решался вопрос с летними отпусками у его сотрудников. Сейчас же многие предприятия отказываются не только от проведения практик, но и не принимают студентов даже на экскурсии.
Для курсового и дипломного проектирования широко использовались материалы хоздоговорных работ, выполняемых кафедрами на предприятиях отрасли. Преподавателями к таким работам активно привлекались и студенты-старшекурсники. Это позволяло выполнять проекты по реальной тематике, зачастую с внедрением в производство, а порой и с получением авторских свидетельств на изобретения. В то же время, в ходе выполнения таких работ и сам преподаватель рос как в научном, так и в методическом и производственном плане. В настоящее время объем хоздоговорных работ для конкретных предприятий отрасли значительно сокращен, в первую очередь за счет приобретения ими за границей новых технологий и оборудования – и, как следствие, значительно сократилась база и для повышения квалификации преподавателей.
Сейчас многие мебельные и деревообрабатывающие предприятия Москвы по экологическим соображениям выведены за пределы города, что вызвало определенные сложности с обеспечением кадрами, несмотря на наличие в регионе МГУ леса и ряда техникумов. Не все специалисты, ранее работавшие на предприятии, готовы ежедневно добираться до своего рабочего места из Москвы, затрачивая дополнительное время и средства на транспорт.
Даже в таком промышленном регионе, как Подмосковье, поиск технолога-программиста с высшим образованием на мебельный обрабатывающий центр является проблемой, несмотря на зарплату $1000 и более. На машиностроительном заводе такой оператор может зарабатывать вдвое больше, поэтому предприятия вынуждены доставлять из Москвы своих специалистов на работу собственным транспортом.
Тезис «кадры решают все» справедлив во все времена, в том числе и в наше переходное, трудное и для вузов, и производственников время.
Компаниям, испытывающим кадровый голод, необходимо активнее участвовать в работе попечительских советов вузов, вникать в содержание присылаемых на рецензию учебных планов и программ, высказывать конкретные предложения по их совершенствованию. Целесообразно направлять на обучение в вуз молодых представителей семейных династий, работающих на производстве, знакомых не понаслышке с работой предприятия – они будут более ответственно относиться к учебе.

Следует чаще направлять на переподготовку в вузы и учебные центры специалистов, ведь сегодня знания в области современных технологий и оборудования обновляются практически каждые четыре-пять лет. Только совместными действиями государства, руководства отрасли, бизнеса и вузов можно поднять уровень профессионального образования, обеспечив возможность решать поставленные перед лесной отраслью задачи на уровне сегодняшних научно-технических достижений.
Комментарии