Построив в России завод, выпускающий пиломатериалы скандинавского качества, финская компания UPM столкнулась с непредвиденной проблемой – в России оказалось сложно продавать высококачественную продукцию.
Российский рынок строительного ритейла DIY испытывает бум и далек от насыщения, считают в UPM. Однако, построив здесь завод, выпускающий пиломатериалы скандинавского качества, финская компания столкнулась с непредвиденной проблемой – в России оказалось сложно продавать высококачественную продукцию. Продвинуть пиломатериалы на рынке помогла активная маркетинговая стратегия. UPM доказала потребителям, что качество важнее количества.
Основу ассортимента завода в Пестово составляют пиломатериалы под маркой UPM длиной 1,8–6,0 м для строительства, внутренней отделки и промышленного использования. Они применяются в каркасном домостроении, при производстве стропильных конструкций, клееного бруса и двутавровой балки для опалубочных систем. Завод также производит строганные продукты для внутренней и внешней отделки помещений: евровагонку, доску пола, имитацию бруса и другие профили.
В России производить фанеру выгоднее
После того, как UPM и «Новгородлеспром» запустили в Новгородской обл. совместное предприятие по выпуску фанеры, финская компания приняла решение расширять производство в России. Промышленная площадка в Пестово располагала всей необходимой инфраструктурой, железнодорожной веткой, автомобильными дорогами. Близость к сырью в Вологодской обл. и положение посередине между потенциальными рынками – Москвой и Санкт-Петербургом – создавало комфортные условия для осуществления проекта.
Строительство предприятия началось в 2002 г. Основным подрядчиком стало российское подразделение финского концерна YIT Yhtyma – компания «ЮИТ-Лентек». Оборудование для завода поставили финские компании Heinola, Nordautomation, Jarme Wood, Valutec и OT-Laite. Производство было запущено 5 мая 2004 г., объем инвестиций в проект составил 50 млн евро. Общая площадь предприятия – 30 тыс. м2, проектная мощность – 300 тыс. м3 лесопильной продукции и 50 тыс. м3 строганной. В качестве поддержки со стороны региональных властей UPM получила 4 года льготного режима по налогу на имущество и ускоренное согласование документации.
С 2006 г., из-за роста издержек, компания начала терять прибыль. Летом 2006 г. бизнес UPM был реорганизован, была создана новая компания – ООО «ЮПМ-Кюммене», совместившая в себе финансовую, кадровую и логистическую функции. Это позволило сэкономить на административных расходах. В октябре 2006 г. на заводе была открыта новая строгальная линия. В России проблемы UPM были также связаны с падением внутреннего спроса на фанеру и пиломатериалы. Эта тенденция начала проявляться еще до кризиса. С весны 2008 г. из-за замедления темпов строительства в России спрос на продукцию стал падать. С другой стороны, кризис помог загрузить пестовское предприятие заказами за счет их перераспределения с финских заводов UPM: спрос в Финляндии также падал, и компании стало выгоднее производить пиломатериалы в России. Этому способствовало и удешевление рубля по отношению к евро, и снижение цен на древесное сырье на внутреннем рынке, и более низкие, чем у финских работников, заработные платы.
К настоящему времени корпорация в целом преодолела рыночные трудности. По мнению руководства, причина перелома – не столько в изменении конъюнктуры рынка, сколько в правильно определенных приоритетах и тщательной работе по сокращению издержек. Персонал завода составляют местные жители – около 200 человек, из них 110 прошли обучение в Финляндии. На заводе также работает несколько финских специалистов, в том числе заместитель генерального директора. Почти 32% сотрудников имеют высшее образование, 40% – среднее специальное.
Качество vs количество
Сырье комбинату поставляет подразделение по лесообеспечению компании «ЮПМ-Кюммене». Котельная мощностью 10 МВт работает на коре, получаемой при обработке древесины, есть также котел для дизельного топлива мощностью 3 МВт. В подразделении по лесообеспечению работает внутренний аудит: представители компании периодически посещают поставщиков древесины и расторгают контракты на поставку, если условия заготовки не соответствуют требованиям.
Щепа и опилки с лесопильного завода в Пестово поставляются по железной дороге на заводы UPM в Финляндии (в обороте обычно находится 120–140 щеповозов), а также вывозятся автомобильным транспортом на завод по производству древесно-стружечных плит Pfleiderer в Новгороде. В производстве используется еловая и сосновая древесина радиального распила – пиловочник 1.2 сорта по ГОСТ 22298.76Э. Еловая древесина используется в конструкционном домостроении и строительстве, сосна – хороший материал для отделки, из которого, в частности, получается качественная и красивая вагонка. Годовая потребность завода в сырье составляет 650 тыс. м3. Крупнейшими регионами-поставщиками сырья являются Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Тверская и Новгородская обл. Около 60% сырья поставляется автомобильным транспортом, 40% – железнодорожным.
«Сезон заготовки у наших заготовителей – зимний, львиную долю мы вынуждены закупать зимой, поэтому сталкиваемся с проблемой хранения. Есть опыт формирования зимних складов с еловым и сосновым пиловочником. Это создает надежду и базу для того, чтобы ровно работать в течение года. Осенью в России у всех проблемы с древесным сырьем, и мы – не исключение», – отметил Владимир Иванов. UPM принадлежит ЗАО «Тихвинский комплексный леспромхоз» (Ленинградская обл.), который обеспечивает компанию сырьем. В 2009 глеспромхоз заготовил 120,2 тыс. м3 древесины. UPM не планирует полностью обеспечивать производство сырьем собственной заготовки.
«Мысли и более конкретные предложения от властей по выстраиванию вертикально интегрированной структуры с собственной заготовкой были, но нынешнее лесное законодательство, плохая доступность лесов, бюрократические проблемы мешают осуществить этот проект. Уверенность в таких инвестициях невысокая. Поэтому организация полностью собственной заготовки пока, а может быть и уже, не актуальна», – считает Владимир Иванов. По его словам, завод застрахован от межсезонных колебаний зимним складом и договорами с крупными и средними лесозаготовительными хозяйствами.
С линии сортировки бревна попадают на окорочный станок ValonCone, после чего проходят распиловку на станке Heinola и сырую сортировку. После формирования пакетов и сушки тоннельного типа до влажности 12–20% заготовки попадают на сухую сортировку, пакетируются станком Nordautomation, а затем поступают на склад готовой продукции. На линии строгания установлены станки Waco, на производстве и складе используются погрузчики Kalmar.

UPM работает по скандинавским стандартам: предприятие старается не производить «горбыльную» доску, поэтому довольно большой объем сырья перерабатывается в щепу. Широко распространенный в России советский стандарт пиления позволяет увеличить выход древесины на 20–25% и значительно уменьшает долю отходов, но при этом растет доля «горбыля» в готовой продукции. В отличие от большинства российских лесопильных предприятий, которые стараются распиливать на доски все бревно, завод UPM выпускает только сердцевинную и боковую доски, которые используются в конструкционном домостроении и столярной индустрии. Продукция завода соответствует ГОСТу 26002.83, предприятие имеет сертификаты менеджмента качества ISO 9001, экологического менеджмента ISO 14001, сертификат соответствия. В 2009 г. на заводе был проведен аудит системы деятельности компании внешними аудиторами Den Norske Veritas.
«Конфликт стандартов FSC и PEFC часто вызывает проблемы, – говорит директор по корпоративным коммуникациям UPM Наталия Малашенко. – В Финляндии распространен стандарт PEFC, тогда как российские компании часто используют FSC-сертификацию, и завод в Пестово имеет именно FSC-сертификацию на цепочку поставок сырья». Как отмечают в UPM, олимпийские проекты привлекают внимание международных организаций, таких как WWF, поэтому сертификация понемногу становится в России одним из важных факторов при закупке продукции.
Экспортное качество пиломатериалов
Первый год завод поставлял всю продукцию в Европу через торговую сеть UPM-Kymmene и налаживал торговые связи внутри России с мебельными и домостроительными компаниями, сетевыми строительными ритейлерами. Сейчас строганая продукция из Пестово широко представлена в строительных гипермаркетах в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Волгограде, Краснодаре, Омске. Дистрибуторами пестовской продукции являются компании «Промстройконтракт» и «Финстрой». Российский рынок строительного ритейла DIY (Do It Youself – сделай сам) испытывает бум и далек от насыщения, в этом его отличие от стабильного и прогнозируемого европейского рынка, считают в UPM.
В России компания намерена постепенно увеличивать долю на рынке. Это обусловлено тем, что здесь находится и сырье, и производство. Продукция с небольшой добавленной стоимостью становится неконкурентоспособной при появлении дополнительных издержек. Вместе с тем, в России компания столкнулась с новой проблемой – здесь сложно продавать высококачественную продукцию. «Сложно объяснить конечному потребителю, почему мы просим чуть больше. Это как продавать воздух – надо суметь продать нечто неощутимое. И тут включается маркетинг, мы не только доказываем физическое качество продукции, но даем понять, что за ним стоит, – поясняет представитель отела продаж UPM. – Ведь на качество влияет отбор сырья, производственный процесс, сертификация продукции и производства, обучение персонала и так далее».
Подобная идеология продаж близка последним мировым тенденциям – продавать не только физический, но и процессуальный продукт – логистику, маркетинг, персонал, сертификацию, то есть те процессы, которые являются частью качества.
Среди таких процессуальных продуктов – культура поставок: завод планирует производство на 1, 3, 6 и 12 месяцев. Даже список клиентов является частью качества. Например, присутствие среди клиентов сетевого ритейлера OBI – это своего рода знак качества, поскольку он предъявляет повышенные требования к продукции. Таким же знаком качества являются и крупные экспортно-ориентированные компании, которые продают деревянные дома на экспорт. К подобным процессуальным продуктам можно отнести и комплексное производство пиломатериалов – от распила до строгания и профилирования – и финансовую стабильность компании.
Согласно стандартам скандинавского рынка деревянного домостроения, только пиломатериал, сортированный по прочности, может быть использован в конструкционных элементах домов, каркасе здания. В России нет стандартов, предполагающих повышенные требования к строительной доске, поэтому пиломатериалы, сортированные по прочности, – экспортно-ориентированный бизнес предприятия. При этом компания не разделяет экспортное качество и стандарт для внутреннего рынка, качество продаваемой в России продукции идентично экспортным пиломатериалам UPM Пестово. Для промышленных потребителей при ограниченном товарном ассортименте важен гарантированный объем поставок, качество продукции и высокоорганизованная логистика. А дистрибуторы DIY предъявляют повышенные требования к сервису: упаковке, маркировке, складированию, доставке и маркетингу.
В UPM наиболее перспективными для себя считают три рынка: Китай, Латинскую Америку и Россию. Когда российская политика таможенного регулирования привела к падению экспорта круглого леса из России, компания переключилась на другие страны, например, построила перерабатывающие мощности в Латинской Америке. Но древесина из южного полушария не может по своим характеристикам полностью заменить хвойную из – северного, поэтому, отмечают в компании, у России в долгосрочной перспективе есть шанс стать ключевой производственной площадкой UPM.
Комментарии