В ответ на сокращение традиционных рынков, компания UPM объявила о создании философии biofore – новой концепции лесопромышленного бизнеса
В последние годы лесная промышленность во всем мире переживает не лучшие времена. Избыточные производственные мощности по выпуску бумаги, рост стоимости сырья и энергии, проблемы с прибыльностью – все это появилось еще до развития мирового финансового кризиса. Кроме того, трудности для «старой» лесной промышленности также связаны с развитием новых рынков и технологий.
Структурные изменения в отрасли, частично усиленные финансовым кризисом, являются неизбежными и необходимыми одновременно. Новая лесная промышленность сейчас находится в поиске своей новой формы.
Компания UPM долго готовилась к переменам в разных сферах бизнеса. За последние четыре года компания модернизировала свою деятельность и закрыла невыгодные производства. Была кардинально реформирована организационная структура, максимально снижены издержки, внедрены новые методы работы.
На сегодняшний день в составе UPM три бизнес-группы, которые отвечают задачам новой лесной промышленности: получать доход от использования возобновляемых и поддающихся вторичной переработке ресурсов. Эти бизнес-группы объединяют накопленный опыт и технологии, применяемые при производстве целлюлозы, а также в деревообработке в энергетике. UPM использует возобновляемое сырье – древесную биомассу. Продукция компании пригодна к вторичной переработке и утилизируется без вреда для окружающей среды. Компания самостоятельно вырабатывает энергию из возобновляемых источников, стремится быть первой в производстве продукции, опыт выпуска которой нарабатывался десятки лет, и разрабатывает несколько био-продуктов.
ВЕКТОР BIOFORE
В конце 2009 г. UPM определила для себя, что такое «новая лесная промышленность» – это индустрия biofore. Слово biofore обозначает интеграцию био и лесной отраслей промышленности. Биоэкономика, био-дизель, биоэтанол, биохимикаты – приставка «био» присутствует в названии едва ли не любой новой разработки, внедренной UPM за последние пару лет. Все производство компании основано на использовании биомассы, поэтому, начиная со стадии заготовки сырья, весь технологический процесс имеет естественную, явно выраженную «бионаправленность». «Bio» – это будущее компании UPM, впрочем, как и всей лесной промышленности. «Fore» происходит от английского слова forefront (передний край) и символизирует лидерство UPM в развитии отрасли. Кроме того, это слово созвучно названию основы бизнеса, ведь forest по-английски – лес.
Философия Biofore происходит из видения и стратегии развития компании UPM. Запуская новую концепцию, UPM хочет репозиционировать компанию в представлении заинтересованных сторон – стейкхолдеров, хочет инициировать дискуссию о новой отрасли, о сильных сторонах и возможностях UPM. Biofore – это будущее.
За несколько месяцев UPM удалось пробудить интерес общественности и профессионалов к философии Biofore. Она находит отклик у современных людей, вызывает дебаты, например, о возобновляемом сырье и продуктах, поддающихся биологическому разложению и переработке. Также вызывают интерес вопросы собственного производства возобновляемой энергии в компании UPM, энергоэффективности (самый популярный вопрос в современном мире) и углеродного следа, который для UPM является уникальным.

В багаже UPM – 100-летний опыт переработки лесной биомассы самыми разными способами. Кроме того, на протяжении своей истории UPM доказала свою способность к инновациям и разработке новых продуктов. Около 50% бюджета исследований и разработок компании направлено на разработку новых технологий, таких как биотопливо.
Это позволяет компании найти свою нишу не только среди конкурентов, но и среди других конкурирующих секторов и продуктов. Иногда, чтобы люди оценили ценность и важность продуктов, необходимо придумать новую упаковку. Именно это и есть Biofore.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Общее направление развития компании осталось неизменным. Как и планировалось в прошлом году, UPM продолжает стремиться к лидерству по снижению издержек, по готовности к переменам и по внедрению инноваций в трех бизнес-группах.
Наша существующая продукция в сфере бумаги, целлюлозы и древесины тесно связана с развивающейся био-отраслью. Для бизнес-группы «Бумага» существуют три неотъемлемых аспекта Biofore: бумага, производимая в соответствии с принципами устойчивого развития, интегрированные поставки сырья и новые виды деятельности параллельно с существующими производственными мощностями.
Бумага сама по себе является продуктом Biofore: она производится из возобновляемого натурального сырья; она полностью поддается переработке, может использоваться для производства новой бумаги. После этого она еще может служить источником энергии.
Все виды деятельности компании UPM, как существующие, так и развивающиеся, основаны на применении устойчивого сырья. Кроме древесины и биомассы отходов, в качестве сырья могут использоваться и побочные продукты производства целлюлозы – при производстве биодизельного топлива и биохимикатов.
С экономической точки зрения совершенно логично строить завод по производству биодизельного топлива совместно с существующим ЦБК. Преимущества будут у обеих сторон – и с точки зрения обеспечения сырьем, и с точки зрения использования энергии. Бумага остается ключевым продуктом UPM, но области деятельности компании расширяются.

В поисках новых возможностей для бизнеса UPM в будущем, UPM совместно с Центром технических исследований VTT и Университетом Аальто создала Финский центр наноцеллюлозных технологий, в котором изучаются новые применения целлюлозы в качестве сырья и конечной продукции. Кроме традиционного использования, волокно может принести пользу в таких секторах, как строительство, автомобилестроение, мебель, электроника, продукты питания, медицина и косметика. Около 40 ученых сейчас работают над волокном шириной 30 микрометров и длиной 2–3 мм. Они образуют продукт нанофибрил, который в тысячу раз меньше целлюлозного волокна. Использование целлюлозы на основе нанофибрила может сделать продукцию крепче, легче, тоньше и менее подверженной воздействию влаги.
UPM поставила перед собой цель стать крупнейшим игроком в производстве биотоплива второго поколения. В настоящее время ведется разработка технологий и моделей бизнеса. Энергетическая древесина, такая как отходы лесозаготовки и пни, станет основным сырьем для биодизеля, который будет производить компания. Первые тесты показали правильность выбранной технологии газификации. Оценка влияния биопереработки на окружающую среду была произведена на заводах UPM в городах Кими и Раума в Финляндии. Применение синтетического биодизеля второго поколения, производенного UPM, на транспорте могло бы сократить выбросы CO2 на 85%. Компания также разрабатывает новую концепцию производства этанола и энергии, на первое время использующую отходы волокна, а также коммерческие и промышленные отходы. Вместе с компаниями Metso и Fortum, UPM тестирует новую концепцию производства биомасла на основе биомассы. Согласно этой концепции, производство биомасла могло бы быть интегрировано в заводы по производству энергии. Объем мирового рынка биотоплива уже составляет 30 млрд евро, а рост рынка ожидается на уровне 10–15% в год как минимум ближайшие десять лет. UPM хочет войти в этот привлекательный рынок с лучшей продукцией, произведенной из сырья, не связанного с продуктами питания, и с минимальным влиянием на окружающую среду.
Комментарии