В посткризисную эпоху спрос на профессионалов в области управления растет.
Последние два года прошли под влиянием мирового финансово-экономического кризиса. По масштабам этот кризис несравним с локальным кризисом в России в 1998 г. Совокупные потери мировых экономик оцениваются в $50 трлн. Воздействие кризиса на различные сектора российской экономики масштабно, а последствия долгосрочны. Кризис отбросил нас достаточно далеко назад и, как всегда, поставил два вечных вопроса: кто виноват и что делать? Кризис показал, что устройство мировой финансовой системы не соответствует реалиям современного мира. Это системный кризис перехода к новому мировому хозяйствованию.
Маркетолог Малкольм Гладуэлл назвал экономику XXI века «экономикой избытка». Всего вдруг стало в избытке: вещей, информации, контента, даже денег. По-настоящему ценными ресурсами остались внимание потребителей и репутация, а получать их стало труднее. Каким должно быть управление лесопромышленными компаниями в современных условиях? Предприятиям надо соответствовать реалиям современного мира, в котором некоторые, казалось бы, незыблемые истины уже не работают. Например, нас всегда учили, что спрос рождает предложение, но мы все чаще и чаще сталкиваемся с тем, что грамотно сформулированное предложение рождает спрос.
Наиболее очевидно это в индустрии развлечений и высоких технологий: спрос на iPod или iPhone был создан компанией Apple – разработчиком этих устройств.
Общие основы
Профессиональная экспертиза руководителя лесопромышленной компании имеет много общего с опытом и знаниями менеджера из любой другой отрасли. Руководитель лесопромышленного предприятия должен в совершенстве владеть спецификой лесопромышленного хозяйства, которая существенно отличается от автопрома, информационных технологий или иной другой сферы.
Организация способна добиться успеха, только если она имеет в своем составе компетентных менеджеров. Как показывают исследования, 90% банкротств банков происходит вследствие некомпетентного управления. Только 35% банкротств компаний связано с плохой ситуацией на рынке, и лишь в 7% случаев причина неудач состоит исключительно в сложном экономическом положении.
Проще говоря, успешно работающими организациями руководят менеджеры с развитыми управленческими навыками. Из-за недостаточной экспертизы российских менеджеров на ключевые руководящие позиции в крупные лесопромышленные компании часто приглашают иностранных специалистов – профессиональных управленцев, как правило, окончивших бизнес-школы. В США программы МВА (Master of Business Administration – мастер делового администрирования) окончили уже более одного миллиона профессиональных менеджеров, ежегодно дипломы получают порядка 100 тыс. выпускников. В России первая программа МВА появилась в 1988 г., ежегодно выпускается 4–5 тыс. человек. Востребованность программ МВА определяется тем, что роль менеджера в деятельности компании значительнее, чем производственные, внешние, конкурентные и экономические факторы. В отличие от первого образования и даже программ повышения квалификации, на программе МВА управленцев учат выживать, принимать эффективные решения в любых, в том числе, кризисных ситуациях.
В рамках программы МВА менеджеры осваивают навыки вербальной коммуникации, влияния на других лиц и делегирования полномочий, постановки целей и формирование видения будущего, технику самоанализа и принятия решений, методы управления временем и стрессом, системной диагностики и решения проблем, технологии создания команды и управления конфликтами. В рамках основного образования этим вопросам внимания не уделяется, и затем руководителю приходится на ходу, бессистемно осваивать их в рабочих ситуациях.
Профессиональные управленческие навыки – это системный набор подходов и действий, осуществляемый индивидом, который стремится к эффективному достижению цели. При принятии решений менеджеру приходится учитывать многочисленные факторы, связанные с внешней и внутренней средой. Он должен на одном языке говорить с производственниками, маркетологами и финансистами, хорошо понимать конкурентные преимущества в той сфере, где он работает и т.д.
Одним словом, чтобы стать компетентным менеджером, надо знать все стороны бизнеса. Знания в области управления следует получать, когда карьера уже началась, и на практике проявились слабые и сильные стороны специалиста.
Основное отличие программ МВА от краткосрочных программ – системный и комплексный подход к преподаванию менеджмента. Можно успешно окончить бухгалтерские курсы и стать главным бухгалтером. Однако, чтобы стать финансовым директором краткосрочных курсов недостаточно, нужна специализированная программа МВА, на которой можно получить не только знания о корпоративных финансах, но и приобрести навыки управления.
Отраслевая специфика
Программа МВА Московского государственного университета леса разработана с учетом и общих, и специальных задач современного управленца ЛПК. Программа создавалась с учетом государственных требований и условий реальной работы в отрасли. Предприятия ЛПК относятся, в основном, к малым и средним, и, в силу ограниченности ресурсов, вынуждены искать преимущества в инновационных подходах к принятию решений. При этом карьера может привести управленца и в крупную международную компанию. Поэтому «лесная» программа МВА университета леса состоит из пяти циклов: среда бизнеса, управление финансами, менеджмент, маркетинг и международный бизнес.
В соответствии с государственными требованиями, целью программы МВА является формирование профессиональных управляющих на основе усиления и развития предыдущего опыта работы в бизнесе и менеджменте. МВА позволяет приобрести углубленные знания о современных компаниях, выработать навыки применения знаний в различных, в том числе, не типичных, рабочих ситуациях. Программа МВА формирует также способности к управлению в условиях перманентных изменений и неопределенности.
МВА развивает слушателей в четырех основных направлениях: разнообразие используемых знаний и опыта, навыки внешних коммуникаций и лоббирования интересов команды, социальная ответственность и видение роли бизнеса в обществе, и наконец, управление собой – саморазвитие, система постоянного повышения квалификации.
Дополнительное образование в современных условиях должно быть гибким и разнообразным, а главная цель программ МВА – подготовка именно «дженералистов», то есть менеджеров широкого профиля, умеющих управлять предприятиями разного рода. Эффективность бизнес-образования определяется непрерывностью (на место раз и навсегда полученной профессии приходит динамичный профессионализм), адаптацией образования под нужды слушателя, использованием интенсивных образовательных технологий, подготовкой слушателей к конкуренции на рынке труда, применением международных стандартов оценки качества образовательных программ.
В процессе обучения слушатели МВА университета леса разрабатывают и реализуют прикладные проекты, участвуют в межфункциональных деловых играх. Кроме того, для расширения круга связей и углубления представлений об отрасли наши слушатели проходят стажировки в российских и иностранных компаниях. В конце курса МВА менеджеры, с учетом новых знаний и навыков, выполняют аттестационный проект по своему предприятию.
Время пришло
Конкуренция в посткризисной экономике требует от руководителей предприятий принятия решений в быстро меняющихся ситуациях, а значит, профессионализма и широких знаний. Программа МВА может стать стимулом для профессионального роста менеджера. Менеджеры низшего и среднего звена овладевают компетенциями, которые помогают их карьерному росту. Конечно, наличие диплома МВА – еще не гарантия успеха, но профессиональное владение управленческими навыками создает стартовую площадку для дальнейшего роста в компании.
Тем более, что потребность в профессионалах возрастает по мере усложнения кризисных задач, конкуренции на рынках и интеграции отечественного бизнеса в мировой лесопромышленный комплекс.
В бизнесе учиться надо постоянно. На Западе во время кризисов всегда отмечается всплеск интереса к программам повышения квалификации. У западных управленцев есть привычка к повышению своего профессионального уровня. Получая хорошие зарплаты в периоды подъема рынка, кризисные периоды они используют для собственного развития.

Можно строить карьеру и без МВА, но в таком случае придется самостоятельно овладевать всем необходимым управленческимарсеналом. Для этого потребуется высокая самоорганизация и целеустремленность. Работа нашей «лесной» МВА только начинается, и ее первые выпускники будут обладать конкурентным преимуществом на рынке труда – им будет легче конкурировать с теми, у кого нет отраслевого управленческого образования.
Комментарии