В конце 2009 г. группа компаний «Свеза» открыла на комбинате «Новатор» новое производство ламинированной фанеры формата 5х10. Производственная линия стоимостью 900 млн руб. позволит «Свезе» расширить рынки сбыта и увеличить экспорт.
Для нового производства площадью 7,5 тыс. м2 «Свеза» построила новый корпус и котельную, работающую на отходах производства – щепе. Общая мощность предприятия при этом останется прежней – 100 тыс. м3 фанеры в год. Новая линия постепенно будет замещать старую. После выхода линии на проектную мощность на ней будет производиться половина продукции. Около 70% фанеры планируется ламинировать.
Дешевое сырье
Комбинат «Новатор» хорошо расположен: здесь произрастает много высококачественной древесины. В производстве используется исключительно березовый фанерный кряж, который закупается в основном у местных заготовителей, в Вологодской обл. и прилегающих районах Архангельской и Кировской обл.
Компания рассматривает возможность начать собственную заготовку древесины, чтобы сократить издержки. «Однако, влезая в заготовку необходимо думать о реализации сырья», – замечает генеральный директор «Новатора» Илья Радченко. – «Необходимый нам фанкряж обычно составляет не более 20% общего объема, а с реализацией другого сырья – балансов, низкосортной древесины в России известные проблемы».
Для реализации отходов производства рассматривались проекты строительства линий по производству пеллет. Однако эти планы отменились из-за удаленности «Новатора» от экспортных рынков и недостаточной развитости железнодорожного сообщения в районе. Если бы на внутреннем рынке был спрос на пеллеты, этот проект был бы более реален, считает Радченко.
Продукция комбината реализуется через ООО «Свеза-Лес» в Москве, около 70% в настоящее время идет на экспорт – в Европу, страны СНГ, Азию, Африку, Америку. Наиболее интересными направлениями для экспорта Радченко считает Египет, Турцию, Италию, США, Канаду, страны Восточной Европы. На этих рынках российская фанера конкурирует с дешевой китайской, а также с финской и южноамериканской.
Конкурентными преимуществами предприятия гендиректор называет высокое качество продукта, которое складывается из высококачественного сырья и высокого уровня подготовки персонала, причем не только инженерно-технического, но и рабочих в цехах. Завод имеет хорошую конкурентнуюпозицию в обеспечении недорогим сырьем. Поскольку железнодорожная инфраструктура в районе развита слабо, спрос на сырье небольшой. Около 90% сырья доставляется автомобилями, а отгрузка готовой продукции осуществляется в одинаковых объемах автомобильным и железнодорожным транспортом. Комбинат имеет сертификат по контролю эмиссии формальдегида, а также американский CARB, который был необходим для выхода на американский рынок.
Персонал новой линии составляют в основном местные жители, часть работников была приглашена с других предприятий «Свезы». Производство почти полностью автоматизировано, в стандартный контракт с поставщиками оборудования, помимо пусконаладки, входило также обучение персонала. Оборудование для новой линии поставила финская компания Raute, несколько немецких и швейцарских компаний (в том числе Holzma и Steinemann), а оборудование для котельной закуплено у компании Bersey (Турция). Как пояснил Радченко, выбор Raute в качестве основного поставщика обусловлен тем, что «Свеза» уже имела опыт сотрудничества с финским поставщиком. Кроме того, Raute – одна из немногих компаний, которые способны поставить практически полный комплект оборудования: от сушильной машины и пресса до линии сращивания и прессламинирования. В тех сегментах производства, где финны не сильны, например, в обрезке и шлифовке, было установлено оборудование немецких компаний.
От фанеры к ДСП
Запуск новой производственной линии мог бы состояться раньше, если бы не кризис: из-за него финансирование проекта было приостановлено, говорит Радченко. Предприятие не участвовало в программе приоритетных инвестпроектов и не пользовалось государственной финансовой поддержкой.
Как отмечает гендиректор «Новатора», Россия перенесла кризис намного тяжелее, чем Европа, Северная Америка и тем более Азия. «За рубежом применяли более адекватные меры помощибизнесу для выхода из кризиса, в частности, помогали строительной индустрии», – отмечает он. Не помогло, по его мнению, отрасли и повышение пошлин на вывоз круглого леса. «Если целью правительства было увеличение переработки в стране, то этого пока не случилось: новых предприятий не строится», – говорит Радченко. – «Вместе с тем, объемы заготовки в России падают катастрофически, и отрасли имеет смысл дать некую передышку».
Восстановление на рынке началось еще в прошлом году, говорит гендиректор «Новатора», экспортный рынок начал оживать быстрее, и доля экспорта в последнее время выросла.
В 2010 г. компания планирует произвести 32,2 тыс. м3 большеформатной фанеры, в 2011 г. – 50 тыс. м3. Для выхода на рынок необходимо запустить производство, наладить качество, завоевать доверие клиентов и окупить инвестиционные вложения – все это процессы достаточно длительные. Согласно прогнозам «Свезы», к 2011–2012 гг. ситуация в потребляющих отраслях (строительство, производство мебели, паркета, тяжелого транспорта) должна измениться. В компании не исключают, что на других заводах произойдет сокращение объемов производства, и эти объемы на рынке могут быть замещены продукцией новых игроков.

В ближайших планах предприятия – выход на проектную мощность. В дальнейшем на базе новой линии можно создать много нового, считает Радченко. Гендиректор «Новатора» не исключает, что через несколько лет комбинат кроме фанеры будет производить и ДСП.
Юрий Пестриков 04.10.18 08:40
Блгодарю ...