Наступление группы «Илим» на рынке гофропродукции началось с постройки завода в Ленинградской обл., открытие которого произошло в июне 2008 г., – как раз накануне кризиса. Справиться с падением рынка новому заводу помогло увеличение продаж мультинациональным компаниям, максимальная загрузка производственных мощностей, применение современного программного обеспечения для управления производством и планирование цепочек поставок. Теперь компания планирует за пять лет построить еще четыре завода и завоевать 25% рынка гофропродукции.
Завод входит в бизнес-единицу «Илим Запад» Группы «Илим» и принадлежит ОАО «Илим Гофра» – дочерней компании группы, которая развивает бизнес по выпуску гофротары. Завод выпускает 100 млн м2 гофропродукции в год, расположен в г. Коммунар (Ленинградская обл.) рядом с разветвленной транспортной сетью. На заводе производятся четырехклапанные гофроящики с возможностью полноцветной печати, упаковка для крупногабаритной продукции, упаковка сложной формы и конструкции (лотки, поддоны и т.д.), комплектующие к гофроящикам (прокладки, вкладыши, перегородки, решетки), трехслойный картон, состоящий из двух плоских слоев и одного гофрированного слоя и пятислойный картон, состоящий из трех плоских или двух наружных и одного внутреннего или двух гофрированных слоев.В производстве тарного картона используется широкий ряд профилей гофровалов c бурым и белым верхними слоями.
Одним из преимуществ «Илим Гофра» является наличие собственной сырьевой базы – высококачественного тарного картона. Он поставляется с филиала группы «Илим» в Коряжме (бывший Котласский ЦБК). Качество тарного картона отслеживается на всех стадиях производства, которое имеет сертификаты ISO 9001, 14001 и OHSAS 18001. На заводе имеется собственный отдел продаж, отвечающий за сбыт продукции. Основные клиенты – крупные глобальные и российские производители продовольственных товаров, продукции бытовой химии и техники: Heinz, International Paper, Kellog, LG, Nestle, Pepsi Co, Балтика, Балтимор, Веломоторс, Русский Стандарт, Талосто.
Эффективная автоматизация
Установленное на заводе оборудование позволяет выпускать гофроящики и гофрокартон практически любых форм и размеров. В производстве используется гофроагрегат BHS (Германия), три перерабатывающие линии с возможностью полноцветной флексографической печати и ротационной высечки производства Martin (Франция), перерабатывающая линия Rapidex (Великобритания) для производства крупногабаритной тары, фальцевально-склеивающая линия JK-145PCF производства Favalessa (Италия), а также линия плоской высечки и печати производства Bobst (Швейцария).Поставщики оборудования выбирались по итогам тендера. В конце октября 2009 г. на предприятии была также запущена автоматическая транспортная линия Favalessa, которая предназначена для разделения и укладки пачек заготовок гофрокоробов на паллеты после секции ротационной высечки.

На сегодняшний день скорость этой линии в автоматическом режиме составляет более 6 тыс. заготовок/час или 50 тыс. изделий/час. Специфика установки состоит в том, что при формате 1600–2800 мм на одном листе можно разместить до 12 заготовок. Заготовки в листе соединяются между собой перемычками и затем на специальном устройстве Breaker разделяются на несколько потоков. По заказу предприятия в линию было также интегрировано устройство переворота пачки Bundle turner. Поскольку линия Martin DRO 1628 оснащена нижней печатью, устройство Bundle turner производит переворот по выбранной оператором схеме (переворот, переворот через одну пачку и транзит пачки без переворота). Раньше процесс разделения и упаковки продукции был полностью ручным. Новая система позволила сократить количество обслуживающего персонала с 12 до 2 человек и увеличить производительность линии более чем в 10 раз за счет автоматизации процесса разделения заготовок и упрощения этапа укладки пачек на палетты.

В автоматическую транспортную линию вошли приемный спускоподъемный стол, автоматическая спускоподъемная платформа для паллет, роликовые транспортеры и конвейеры, ременные конвейеры с толкателями пачек, цепные конвейеры, устройство разделения пачек (Breaker), устройство переворота пачек, автоматический паллетайзер Semipal. Линия имеет два режима работы, «high stack», когда на паллету укладывается пачка высотой до 2 м, и «bundle» – режим, в котором идет подсчет заготовок и продукция укладывается на паллету слоями (например, по 10, 20, 30 и т.д. заготовок в пачке). В октябре компания установила также модульное программное решение The OPM Corrugated and Solid Board System, уже внедренное более чем на 50 заводах по производству гофроупаковки в Европе, которое применяется для оптимизации управления производством и планирования цепочек поставок. Ожидается, что оптимизация загрузки оборудования гофрозавода поможет снизить количество отходов и вывести на новый уровень процесс контроля качества продукции. С точки зрения сервиса, система отгрузки готовой продукции потребителю также будет усовершенствована – время выполнения заказов будет сокращено, в то время как точность их исполнения повысится.
Производственный процесс
Ящик, изготовленный из гофрокартона, имеет сложную конфигурацию и изготавливается способом плоской или ротационной высечки, что гарантирует большую точность и качество. Наиболее распространен четырехклапанный (американский) ящик для упаковки широкого спектра продукции и различные изделия лоткового типа (для упаковки сельхозпродукции и различных напитков). Тара из гофрокартона должна обеспечивать сохранность упакованной продукции при всех транспортно-складских операциях.
Гофрокартон изготавливается с микро-, мелкими, средними и крупными гофрами из небеленого картона, либо из картона с белым покровным слоем. Основным сырьем для производства гофрокартона является картон для плоских слоев гофрированного картона (лайнер) и бумага для гофрирования (флютинг). Гофроагрегат BHS, установленный на заводе, рассчитан на выпуск 32х и 52слойного картона с гофрами типа В, С и Е (микро) с возможностью изготовления гофрокартона профилей A,K,F. Расчетная производительность гофроагрегата составляет 140 млн м2 гофрокартона в год, расчетная масса гофрокартона составляет 550 г/м2, рабочая ширина – 2500 мм. После размотки полотно бумаги подается к гофропрессу, где бумага гофрируется при помощи двух валов, нагревающихся паром, и на вершины гофр с одной стороны наносится крахмальный клей. Полотно картона после подогревателя поступает к гофропрессу, где гофрированная бумага и картон соединяются, в результате чего получается двухслойный гофрокартон.

Затем полотно двухслойного гофрокартона укладывается в виде петель для создания некоторого запаса и бесперебойной работы гофроагрегата. После накопителя полотно двухслойного гофрокартона проходит подогреватель и подается на клеильный станок, где наносится крахмальный клей и двухслойный гофрокартон соединяется с другим полотном картона, образуя трехслойный гофрокартон. Для производства пятислойного гофрокартона в гофроагрегате предусмотрен второй гофропресс. Затем гофрокартон поступает в сушильную часть гофроагрегата, где он отдает лишнюю влагу и прочно склеивается между слоями. На выходе установлены ротационные ножницы, которые необходимы для удаления некондиционной заготовки и обеспечения перехода на следующий заказ (изменения размера заготовки). Готовое полотно гофрокартона поступает в специальный рилевочнорезательный автомат, где разрезается на полосы заданной ширины с одновременным обрезом кромки и нанесением линий последующего сгиба листа для формирования ящика. Далее полотно разрезается на листы заданной длины, образуя полностью готовую к дальнейшей обработке заготовку трехслойного гофрокартона. Дальнейшая обработка листов происходит на перерабатывающих линиях.

Для производства гофроящиков на новом заводе группы «Илим» установлены три технологических линии производства компании Martin (Франция). В зависимости от вида и назначения ящика, его конструкции и размеров заготовки поступают на соответствующие технологические линии. Самостоятельные линии имеют общую схему и определенную последовательность выполнения технологических операций. В процессе изготовления ящиков выполняются следующие операции:
• подача заготовок на линию;
• нанесение печати текста или рисунка на наружную поверхность ящика;
• высечка различных элементов;
• фальцевание заготовок, их последующее склеивание;
• установка рулонов картона на раскатные устройства;
• предварительный подогрев картона;
• нанесение клея на клеильном станке;
• склеивание двухслойного гофрокартона с предварительно нагретым лайнером с образованием трехслойного или пятислойного гофрокартона;
• сушка гофрокартона.
• отсчет и увязка сформированных пачек ящиков;
• производство на отдельной линии вспомогательных комплектующих средств.
Заготовки листов гофрокартона подаются к автопитателям (самонакладам) перерабатывающих линий, с которых поступают на приемный стол подачи заготовок. Отсюда заготовки подаются в печатные секции линии, где наносится печать. Заготовка ящиков с нанесенной печатью передается в высекально-рилевочную секцию, где осуществляется просечка пазов, высечка клапанов, нанесение рилевочных линий. Далее заготовки поступают в узел нанесения клея и фальцевания ящиков. После фальцевания и склейки ящики подаются в автоматическую секцию отсчета ящиков в пачки. Сформированные пачки подаются на транспортер и далее на упаковочный стол для обвязки полипропиленовой лентой. Обвязанные пачки укладываются на поддоны для формирования транспортного пакета. Затем транспортный пакет по системе рольгангов подается к агрегату упаковки транспортного пакета в пленку типа «стрейч». Готовый транспортный пакет подается на линию накопления, откуда забирается погрузчиком для транспортировки на склад готовой продукции.
Четверть рынка за пять лет
Интегрированное производство промышленной упаковки с высокой добавленной стоимостью для внутреннего рынка – одно из трех стратегических направлений бизнеса группы «Илим». Пятилетний план развития этого направления предполагает строительство пяти заводов по производству упаковки в европейской части России с общим объемом производства более 700 млн м2 в год, и завод в Коммунаре является первым шагом в выполнении этой программы. Из-за кризиса в январе-феврале 2009 г. произошло резкое снижение цен на гофротару, обусловленное резким снижением потребления, говорит Григорий Яугонен, коммерческий директор ОАО «Илим Гофра». «Падение цен и объемов составило от 20 до 30%. Сложилась непростая ситуация и с платежеспособностью некоторых компаний», – отмечает он. Помогли кадровые и финансовые ресурсы группы «Илим» и международный опыт американской компании International Paper (совладельца группы). Стратегия развития предприятия в этот период заключалась в увеличении доли продаж мультинациональным компаниям и максимальной загрузке перерабатывающих мощностей. По данным компании, по итогам девяти месяцев 2009 г. завод уже вышел на второе место в Санкт-Петербурге и Ленинградской обл. по объему продаж гофроупаковки. Гендиректор «Илим Гофры» намерен в ближайшем будущем вывести предприятие на полную мощность и сделать его лидером по производству и реализации гофропродукции в Северо-Западном федеральном округе, а через пять лет занять 25% рынка гофропродукции страны.
Комментарии