В ноябре 2009 г. финская Karelia-Upofloor первой из иностранных компаний открыла в России завод по производству паркетной доски. Польский производитель Barlinek из-за кризиса отложил план строительства своего предприятия. В Karelia-Upofloor считают, что в России у них нет конкурентов: здесь мало крупных паркетных предприятий. Чтобы сохранить конкурентоспособность руководство компании намерено не расширять производство, а повышать качество продукции.
Продукция компании Karelia-Upofloor под марками Karelia и Upofloor поставляется в Россию около 10 лет. Продажи здесь до недавних пор велись через сеть дистрибьюторов. Один из которых – компания «Паркет-холл» решила самостоятельно производить напольные покрытия и в 2005 г. приступила к строительству завода «Фокус Вуд» в Калужской обл. Вскоре она отказалась от этой идеи, решив сосредоточиться на основном, дистрибьюторском, бизнесе, и предложила приобрести проект Karelia-Upofloor. Для финской компании, уже имеющей четыре завода по производству твердых напольных покрытий в Финляндии и один – в Румынии, участие в проекте позволяло перенести производство ближе к российским потребителям и сократить издержки. Karelia-Upofloor приняла решение инвестировать в Россию и приобрела у «Паркет-холла» ООО «Фокус Вуд», управлявшую строительством завода. На момент приобретения проект был в начальной стадии: строились производственные корпуса.
Комфортная Калуга
В качестве площадки для строительства был выбран участок земли недалеко от Малоярославца (Калужская обл.). По словам гендиректора «Фокус Вуд» Алексея Печорина, у Калужской области удобное географическое положение и близость к основным рынкам сбыта, а рядом расположены города, в которых есть необходимые высококвалифицированные кадры. Основная фаза строительства была завершена в 2008 г., регулярное производство началось в январе 2009 г., с августа завод стал работать в три смены и численность персонала достигла 180 человек. В октябре завод вышел на полную мощность производства – 1 млн м2 паркета в год. Объем инвестиций в проект составил 40 млн евро. Компания производит паркет разных ценовых категорий, как типовой, так и по индивидуальным заказам. В производстве используется в основном российское сырье, из всего объема продаваемой на рынке паркетной доски дубовый паркет занимает около 70-75%. Для верхнего слоя паркета используются и тропические породы – венге, мербау, меранти, которые компания импортирует из стран Африки и Латинской Америки.
В настоящий момент большинство продукции сбывается в России, остальное отправляется на экспорт в страны СНГ, Скандинавию и на другие рынки. Доля продаж в России постоянно растет, для компании это важно, так как российский рынок емкий и не перенасыщен предложением. «Мы работаем с дистрибьюторами, которые имеют разветвленную федеральную сеть по всей стране, и с крупными региональными оптовиками, которые являются сильными игроками на своих рынках – в Уральском и других федеральных округах», - говорит Печорин. В основном штат предприятия сформирован из жителей близлежащих городов – Малоярославца и Обнинска. Руководство завода широко использует производственный опыт финских коллег. Ключевые сотрудники – начальники производства и начальники смен – проходили стажировку на финских предприятиях группы, действует программа наставничества, финские специалисты поставлены на все ключевые участки производства и делятся опытом с российскими коллегами. Оборудование для производства поставили немецкие компании, по словам директора по производству Юрки Леппонена, выбор обусловлен тем, что у Karelia-Upofloor есть положительный опыт работы с ними на своих финских предприятиях.
Финское качество
Многослойная паркетная доска – сравнительно новый продукт на мировом рынке напольных покрытий. Она состоит из лицевого слоя – планок из древесины ценных пород (дуб, бук, клен, венге, мербау и др.), среднего слоя - HDF-плита или многослойная клееная древесина с поперечным направлением волокон, и нижнего слоя, который обычно также сделан из хвойной древесины, однако направление волокон в этом слое продольное. Слои паркетной доски формируются так, чтобы волокна древесины располагались разнонаправлено. Верхний и нижний слои направлены вдоль длинной стороны, средний слой – перпендикулярно. Благодаря такому расположению волокон деревянный паркет практически не подвержен изменениям размера из-за колебаний температуры и влажности. Паркетные доски можно покрывать лаком или обрабатывать маслом. Самыми распространенными являются лаки на основе акриловых смол, вредные формальдегидные смолы и растворители сегодня, как правило, уже не используются.
Новой технологией в обработке паркета является пропитка паркетных досок маслом. Масло готовится из смеси натуральных масел и природных смол или пчелиного воска. Оно легче лака проникает в поры, а текстура древесины при этом проявляется сильнее, подчеркивая красоту натурального дерева, однако обработанный маслом паркет требует более частого ухода, чем покрытый лаком. Перед поступлением в обработку обрезные пиломатериалы сушатся в камерах до рабочего процента влажности и обрабатываются горячим воздухом (чаще всего используется традиционная, паровая сушка), после чего проходят торцовку. Оборудование анализирует дефектные места заготовок, вырезает их и проводит повторную торцовку заготовок. После этого пиломатериалы отправляются на распиловку. Полученные ламели сортируются вручную и с помощью сортировочных станков. В программное обеспечение станков внесены данные для каждой породы древесины: в зависимости от сходства ламели с образцами они сортируются в определенные группы, называемые отборами. Склеивание всех слоев паркетной доски осуществляется на автоматической линии склеивания. Верхний слой получают путем склеивания ламелей в торец без подложки, затем на автоматической линии склеивания соединяются верхний, средний и нижний слои.

По периметру всей паркетной доски обычно устанавливается фанерная вставка со специальной пропиткой, которая увеличивает жесткость и плотность соединения паркетной доски после ее монтажа. Затем паркетная доска проходит паровой пресс, где прессуется и прогревается на всю толщину. После этого ее лицевой слой покрывается маслом и лаком, могут также наноситься праймер (разновидность грунтовки для обработки поверхности), порозаполняющие грунты и укрывные лаки. На последнем этапе производства изготавливаются элементы соединения досок, после этого паркет передается на упаковочную линию. Одной из новых технологий, используемых на заводе «Фокус Вуд», является обработка торца воском, нагретым до температуры более 100 градусов, что позволяет полностью «запечатать» стык паркетных досок после монтажа.

Время возможностей
Karelia-Upofloor стала первой иностранной компанией, создавшей производство напольных покрытий в России. Ее польский конкурент Barlinek из-за кризиса отложил строительство своего завода. Печорин считает, что кризис – это время для новых возможностей. «Запуск предприятия во время кризиса, дал нам определенные возможности по развитию бизнеса в России и в странах СНГ: мы ближе конкурентов к нашим клиентам и имеем возможность производить продукцию здесь, из местного сырья, тем самым снижая себестоимость паркетной доски». Вместе с тем он признает, что выбирать не приходилось: «Проект «Фокус Вуд» был приобретен еще до кризиса, и основная стадия строительства была завершена до него, поэтому у компании не было другого выбора, кроме как завершать проект и начинать регулярный выпуск продукции в России». Строительная отрасль сильно пострадала от экономической рецессии, падение рынка деревянных напольных покрытий, по данным компании, составило 40-45%, однако, как отмечает гендиректор «Фокус Вуд», объем продаж финского концерна сейчас не изменился по сравнению с докризисным уровнем: «Мы приходим тогда, когда объекты уже введены в эксплуатацию, квадратные метры построены. Мы являемся финишной частью отделки новых помещений». Нынешний спрос на паркет создан жилищными проектами, которые были начаты еще до кризиса.
Ромуальдас Бартошевичус 31.08.17 18:01
Спасибо!