Правительство Финляндии объявило о мерах по повышению конкурентоспособности и улучшению экономического положения лесной отрасли страны: с 2011 г. отрасль будет получать налоговые льготы за использование альтернативной энергии.
Финское правительство также организует масштабные проекты, связанные с маркетингом древесной продукции, увеличением производственных мощностей за рубежом и созданием новой продукции. На поддержку отрасли из бюджета 2010 г. правительство направит порядка 60-80 млн евро.
Председатель правления Союза лесопромышленников Красноярского края Олег Дзидзоев:
- Доступность льготных кредитов с отсрочками платежей и не более 5% годовых, особенно для лесозаготовителей, проработавших в лесном секторе по 3 и более лет. Лесозаготовка – это тяжелый, можно сказать, каторжный труд. Отсрочка должна быть минимум на 1 год. А для кредитов на строительство объектов отсрочку необходимо продлить до 5 лет. Это самый больной вопрос. С него начинается вся остальная цепочка проблем.
Государство должно возмещать издержки на доставку низкосортной древесины к пунктам переработки. В Красноярском крае - к Енисейскому ЦБК, Красноярскому ДОКу и т.д. Тем самым удастся избежать потерь древесины, которая остается из-за нерентабельности в тайге и становится неликвидной. Для Красноярского края необходимо сохранить Енисейский ЦБК и обязательно под государственным контролем.
РЖД должна пойти на снижение железнодорожных тарифов для Сибири и Дальнего Востока на перевозку переработанной древесины на 30-50%. Сегодня тарифы на перевозку глубоко переработанной древесины в 3 раза дороже тарифов для необработанной древесины.
Предприятия лесной отрасли работают и по упрощенной, и по обычной схеме налогообложения. Вычет 18% НДС вызывает трудности при взаимодействии хозяйствующих субъектов, необходимо упорядочить этот вопрос.
Вице-президент ассоциации РАДЕКК Алексей Телегин:
- Российское правительство не обращает внимания на ЛПК: инвестиции отсутствуют, помощь отсутствует. Но жизнь не ограничивается одними нанотехнологиями и нефтью.
Должно поощряться создание рынка малоэтажного деревянного жилья. Это будет сильнейшим стимулом для развития ЛПК. Например, Япония потребляет 40 млн м3 древесины в год на нужды домостроения!. Современные нормативы европейского уровня в этой области у нас отсутствуют, есть устаревшие нормы, благодаря которым производство почти нерентабельно. В нашей стране наблюдается огромный дефицит жилья, а доступное жилье практически отсутствует. Необходимы инвестиции в транспортные пути, коммуникации, чтобы обеспечить доступ в лесные массивы. Для частного предпринимателя это обходится слишком дорого.
Лесовосстановительные предприятия, как в Финляндии и США. Без дотации государства это не поднять. Необходимо создавать разводящие леса предприятия, работающие на научной основе, на базе саженцев, прошедших селекцию. В настоящее время подавляющее большинство невостребованного леса перестойное. Сначала требуется создание госпредприятий, затем на основе выкупа или аренды передача их частные руки.
Снижение экспортной пошлины на лес – временная мера. Нет рынка и культурного потребления древесины. А кредиты, предлагаемые банками, неподъемны в этой области, так как производство является малорентабельным. В законодательном порядке предприятиям ЛПК должны быть предоставлены преференции на длительный срок.
Специалист по экспертизе и сопровождению проектов компании "РМ" Яков Чудаков:
- Правительство России должно понять, что лесное законодательство не может быть единым для Дальнего Востока и Северо-запада России. А так же, что производство бумаги является не совершенством деревообработки, а лишь наиболее эффективным способом утилизации отходов. Продуктом деревообработки являются мебель, строительные материалы и пиломатериалы. Экспорт продукции деревообработки в России необходим, так как внутренний рынок не в состоянии потребить все внутренние ресурсы.
Директор по развитию «Архангельский ЦБК» Наталья Пинягина:
- Следует отделять краткосрочные и долгосрочные меры по поддержке развития лесного сектора экономики России. К первым относится создание централизованной структуры в лесном секторе по стратегическому управлению и планированию. Для этого надо создать если не Министерство лесов, то Лесную корпорацию развития с преобладающим участием государства. Ее основные функции: мониторинг рынков, ресурсов, состояния и тенденций лесного сектора; разработка проектов национальной лесной политики, стратегических программ и инвестиционных проектов, их оценка, мониторинг реализации, корректировка и т.д. Совет при правительстве не решит эту проблему, так как его решения не являются обязательными для выполнения.
Необходимо существенно увеличить финансирование научно-исследовательских и аналитических работ, деятельности по стратегическому планированию. Необходимо разрабатывать программы, содержащие схемы перспективного размещения лесных производительных сил с учетом имеющихся ресурсов, рынков, инфраструктуры, ограничений в экологической и социальной сфере. Последняя разработанная стратегия – это декларативный документ, который содержит только правильные лозунги.
Перечень приоритетных инвестиционных проектов не выдерживает никакой критики – так как не учитывает реальные возможности и условия их реализации. Планирование должно производиться на базе экономико-математического моделирования высококвалифицированными специалистами. Это требует значительных финансовых ресурсов, которые можно осваивать через корпорацию развития.
В краткосрочном периоде в условиях бюджетного дефицита и проблем с привлечением инвестиций целесообразно поддерживать инновационное развитие действующих предприятий, чтобы они, выпуская продукцию с высокой добавленной стоимостью, обеспечили повышение эффективности всего лесного сектора. Для этого на основе инвестиционных соглашений с государством под обязательства внедрять инновационные технику и технологии и выпускать конкурентоспособную продукцию, предоставлять предприятиям госгарантии, субсидирование процентных ставок по различным кредитам, налоговые кредиты и иные льготы и преференции. Таможенные пошлины в отрыве от других мер государства ничего не дадут. Необходимо переработать Лесной кодекс, обеспечить приоритетное снабжение древесиной крупных лесопромышленных корпораций, пересмотреть организацию аукционов и методологию расчета платы за лесные ресурсы. О серьезных, крупных проектах строительства предприятий можно говорить после разработки федеральной целевой программы развития лесного сектора, включающей схему размещения лесных производительных сил.
Специалист по закупке древесины ООО «Сведвуд Тихвин» Кирилл Соболев:
- Начинать необходимо с воспитания. Необходимо прививать бережное отношение к природе, уважение к труду и людям, бережливость, честность, любовь к Родине. Должен использоваться научный подход к решению проблемы. Должны быть изучены все возможные варианты перед принятием тех или иных мер, с учетом всех вероятных последствий. Важно то, какие люди принимают решения. Достаточным ли опытом, широтой взглядов они обладают, для того, чтобы видеть и решать проблему в комплексе, а не удовлетворять личные корыстные, сиюминутные интересы. Соответствующее законодательное оформление, регулирующее природопользование, должно соответствовать общей стратегии развития России, как страны.
На мой взгляд, политика направленная на то, чтобы готовые продукты, полученные в результате полного производственного цикла, производились в России, а не за рубежом из российского сырья, рано или поздно даст положительные результаты.
Нужно обеспечить наличие производственных мощностей по переработке лесоматериалов по всей территории России, с учетом процентного состава всех видов лесоматериалов (с учетом породы, технических характеристик, доступности, природоохранных требований и т.д.) в заготавливаемой древесине, тем самым, стимулируя ход развития отрасли в запланированном направлении, на всех уровнях.
Начальник отдела лесных ресурсов Енисейского ЦБК Валентина Мотылева:
- Я считаю, что, прежде всего, необходимо создать хорошие условия для лесозаготовителей: усовершенствовать Лесной Кодекс, решить проблемы по аренде и предоставить субсидии, чтобы даже мелкий арендатор имел возможность доступа на лесные участки.

Мы являемся потребителями сырья. Для нас больное место – низкосортное сырье. Сейчас, в основном, заготавливается древесина пихтовых и лиственных пород, востребованная заграницей, т.е. идущая на экспорт. При заготовке не учитываются балансы и техническое сырье. ЦБК страдает из-за нехватки елово-пихтовой древесины и низкосортной лиственной древесины. Мы обращались к предприятиям с предложениями и просьбами, но проблему эту мне представляется возможным решить только с помощью госгарантий и субсидий для лесозаготовительных организаций.
Комментарии