• Новое
  • Популярное
  • Все темы
  • Daily
  • Фото
  • Видео
  • Топ-50
  • Архив журнала
  • Реклама

Что еще почитать

Производство ДСП в России выросло
Менеджмент

Борьба за эффективность: рейтинг лесопромышленных компаний

Рейтинг топ-50 крупнейших компаний лесной отрасли России по итогам 2008 г.
Next Business Media +7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия
  • Алексей Богатырев,
  • Вероника Фатеева,
  • Яна Федоткина
Сентябрь 2009, № 4 (30)

  • В избранное

  • Поделиться

  • Комментарии

  • Смарт-версия

  • Распечатать

Посмотреть больше статей

Ноябрь-декабрь 2022, № 7-8 (167-168)
Перейти в архив

Рейтинг топ-50 крупнейших компаний лесной отрасли России по итогам 2008 г.

Суммарная выручка вошедших в Топ-50 журнала «Лесной индустрии» за 2008 г. составила 216,34 млрд руб.


Персоны

  • Святослав Сарсон
  • Наталья Пинягина
  • Олег Шевцов
  • Татьяна Шуклина

Организации

  • Сокольский ЦБК
  • Сегежский ЦБК
  • Инвестлеспром
  • Илим Тимбер
  • ЛПК Континенталь Менеджмент
  • Свеза
  • Зеленодольский фанерный завод
  • Сыктывкарский фанерный завод
  • Фанком
  • Лесплитинвест
  • ИКЕА Индастри Вятка
  • Туринский целлюлозно-бумажный завод
  • Картонтара
  • Интернешнл Пейпер Россия
  • ДОК «Красный Октябрь»
  • Объединенные бумажные фабрики
  • Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат
  • Полотняно-Заводская бумажная фабрика
  • Группа «Илим»
  • Монди Сыктывкарский ЛПК
  • Архангельский ЦБК
  • Кондопожский ЦБК
  • Соликамскбумпром
  • Соломбалалес
  • Тернейлес
  • Волга

.

На 10 крупнейших компаний приходится более 70% суммарной выручки, что говорит о продолжении процесса консолидации в отрасли: в рейтинге прошлого года эта доля составляла 60%. В этом году из рейтинга были исключены «Сокольский ЦБК» и «Сегежский ЦБК», вместо них в рейтинг впервые вошла поглотившая их компания «Инвестлеспром», сразу занявшая 2-е место (см. таблицу 1) в рейтинге Топ-50 с выручкой 21,59 млрд руб. В прошлом году выручка «Инвестлеспрома» снизилась.

Как пояснила «Лесной индустрии» руководитель по бизнес-планированию компании Олеся Воробьева, это обусловлено сокращением объемов продаж из-за резкого падения рыночного спроса, а также снижением цены реализации конечной продукции. Наибольшее снижение выручки наблюдалось в секторе мешочной продукции (цементные мешки) и в пиломатериалах, поскольку именно строительный сектор первым ощутил на себе негативное влияние кризиса.

В рейтинг лесопромышленных компаний не попала компания «Миннеско Новосибирск», столкнувшаяся с невозможностью обслуживать долг и объявившая о банкротстве. Компании «Илим тимбер индастри» и «Континенталь Менеджмент» не смогли предоставить информацию о результатах своей деятельности за 2008 г.

Лишь 28 компаний рейтинга смогли получить в 2008 г. прибыль («Инвестлеспром», «Свеза» и «Юнайтед Панел Груп» не раскрыли данные о прибыли, остальные 19 компаний получили убыток), в то время как в 2007 г. прибыльными были 45 компаний рейтинга. Суммарная чистая прибыль компаний рейтинга составила 6,26 млрд руб., более чем в два раза меньше, чем годом ранее (14,7 млрд руб.). Доля компаний, занимающихся исключительно обработкой древесины, без целлюлозно-бумажного производства, в суммарной выручке составила 27,3%, в суммарной чистой прибыли – 26,8%.

.

В 2008 г. средний коэффициент чистой прибыли Топ-50 резко снизился и составил 0,7% по сравнению с 9,0% годом ранее. При этом коэффициент чистой прибыли у деревообрабатывающих компаний оказался 5,7%, немного выше, чем у целлюлозно-бумажных – 4,9%. Лишь 4 компании из 50 смогли добиться коэффициента чистой прибыли более 10% (см. таблицу 2), в то время как годом ранее – 18 компаний.

.

Среди компаний-участников рейтинга«Лесной индустрии» наибольший коэффициент чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке) показал «Зеленодольский фанерный завод» – 17,0% (см. график 1). Как рассказал «Лесной индустрии» Вадим Юрин, директор по маркетингу и продажам «Зеленодольского завода», 2008 г. был удачным для компании, особенно его первая половина. По итогам работы в 2008 г. акционерами компании была поставлена задача подготовки плана реконструкции предприятия, оборудование, здания и, собственно, технология требовали достаточно масштабных инвестиций. «Однако из-за кризиса эти планы сильно ужались, – отметил Юрин. – Мы делаем, в основном, только самые необходимые работы.

Поэтому текущий год особенно тяжелый – помимо общего «кризисного» снижения спроса, мы физически потеряли часть объема производства из-за модернизации».

Годом ранее самой прибыльной в Топ-50 была СЗЛК с коэффициентом чистой прибыли 42,95%. Однако в нынешнем рейтинге этот показатель у компании составил лишь 2,0%, а в рейтинге СЗЛК упала с 12 на 26 место. Проблемы у компании начались в апреле 2008 г. Тогда Северо-Западный банк Сбербанка России потребовал вернуть все кредиты и проценты по ним в течение двух дней, рассказал представитель компании Юрий Мурашко.

.

Второе место по коэффициенту чистой прибыли занял «Сыктывкарский фанерный завод» – 16,1%, что немного меньше показателя 2007 г.

По словам специалиста финансового отдела «Сыктывкарского ФЗ» Алексея Петрунова, рентабельность снизилась в связи с отставанием темпа роста цен на продукцию завода от темпа роста цен на химикаты, сырье и энергоресурсы. Во II квартале 2008 г. компания запустила вторую линию по ламинированию ДСП и увеличила объем производства этих плит на 50%, что способствовало росту продаж.

Коэффициент чистой прибыли «Фанкома» составил в 2008 г. 11,5%, что обеспечило компании 3 место рейтинга по этому показателю. Как объяснил представитель компании Дмитрий Дроздов, рост рентабельности связан с уменьшением непрямых расходов на 25% за счет переключения на новых поставщиков и сокращения сотрудников, не занятых на производстве фанеры.

Первую десятку рейтинга, как и в прошлом году, почти полностью составляют целлюлозно-бумажные компании.

Фанерный холдинг «Свеза» снизился с 4 на 7 место рейтинга, однако продолжает удерживаться в десятке. Выручка «Свезы» в 2008 г. выросла на 4,5% до 11,94 млрд руб.

Самой быстрорастущей компанией в 2008 г. стала «Юнайтед Панел Груп» – за год ее выручка выросла на 89,5% до 3,04 млрд руб. (см. график 2).

.

Почти в два раза в 2008 г. выросла выручка у компании «Лесплитинвест» – на 44,7% до 1,41 млрд руб. По словам генерального директора компании Анатолия Бычкова, рост связан с увеличением среднемесячного объема реализации плит МДФ в 1,12 раза, на 12% вырос объем реализации плит 1 сорта. Кроме того, в конце 2007 г. компания запустила новую линию по производству дверных полотен. Прирост продаж за счет реализации дверных полотен в 2008 г. составил 14%.

Компания «Домостроитель» увеличила выручку на 36,8% до 739,69 млн руб. Генеральный директор компании Святослав Сарсон, объяснил быстрый рост увеличением поставок для компании IKEA, которая является основным потребителем и собственником «Домостроителя». Кроме того, была запущена линия по производству топливных брикетов из отходов деревообрабатывающего производства. В 2009 г. Святослав Сарсон ожидает увеличить выручку компании на 7%.

Четвертое место по темпу роста выручки в 2008 г. занял ДОК «Красный Октябрь» – рост 20,6% до 1,51 млрд руб. Замыкает пятерку самых быстрорастущих компаний КДП «Новая Вятка» – рост 20,1% до 587,35 млн руб.

Среди целлюлозно-бумажных компаний наибольший рост выручки в 2008 г. продемонстрировали «Объединенные бумажные фабрики» – 49,6% до 1,76 млрд руб. (см. график 3).

.

Компании помогла этого добиться реконструкция и модернизация бумагоделательной машины на Сухонском ЦБК и Полотняно-заводской фабрике. В результате были значительно увеличены производственные мощности и выпуск готовой продукции. Как отметил директор по развитию и маркетингу «Объединенных бумажных фабрик» Олег Шевцов, процесс модернизации еще не завершен, что влияет на показатели чистой прибыли.

Второе место по темпу прироста выручки в 2008 г. среди целлюлозно-бумажных компаний заняла компания «Картонтара» – рост 29,3%, за ней следуют ГОТЭК – 25,5%, «Туринский ЦБЗ» – 24,9% и «Светогорск» – 26,2%.

Рост выручки компании ГОТЭК в 2008 г. во многом связан с консолидацией в отчетности результатов фабрики в Санкт-Петербурге, пояснила «Лесной индустрии» руководитель группы по связям с общественностью и рекламе компании Татьяна Шуклина. В 2007 г. фабрика еще не работала.

Первое место по объему чистой прибыли в Топ-50 «Лесной индустрии» занимает «Группа Илим» – 1,67 млрд руб. (см. график 4). За ней следуют «Монди СЛПК» – 1,22 млрд руб., «Волга» – 817,7 млн руб., «Сыктывкарский фанерный завод» – 693,91 млн руб. и «Архангельский ЦБК» – 371,14 млн руб.

.

Всего семь компаний рейтинга смогли увеличить в 2008 г. чистую прибыль. Как пояснила директор по развитию «Архангельского ЦБК» Наталья Пинягина, чистая прибыль компании снизилась, прежде всего, из-за роста цен на продукцию естественных монополий – энергоресурсы, уголь. «Комбинат динамично выходит из кризиса, мы наращиваем объемы, снижаются процентные ставки по кредитам, и если в первом квартале чистая прибыль была отрицательной, то второй квартал мы закончили уже с положительным показателем», – отметила Пинягина.

Наибольший убыток среди компаний Топ-50 «Лесной индустрии» в 2008 г. получила «Кондопога» – 1,17 млрд руб. (см. график 5). Также значительный убыток у «Тернейлеса» – 1,07 млрд руб., «Светогорска» – 812,47 млн руб., «Соликамскбумпрома» – 246,59 млн руб. и «Соломбалалес» – 208,18 млн руб.

.

Финансовые показатели компаний Топ-50 демонстрируют, что в целом ситуация на лесопромышленных рынках в 2008 г. была гораздо хуже, чем в предыдущий год. В то же время деревообрабатывающие компании в России испытывали недостаток сырья, быстро росли цены на продукцию и услуги естественных монополий.

С падением спроса на продукцию сталкивались не только российские компании, аналогичная ситуация наблюдалась во всем мире. По данным PricewaterhouseCoopers, в 2008 г. 100 крупнейших лесопромышленных компаний мира получили консолидированный убыток $8,0 млрд (в 2007 г. – чистая прибыль $13,8 млрд).Первыми в начале 2008 г. кризис почувствовали североамериканские компании, а во втором полугодии он уже распространился по всему миру.

Вместе с падением спроса на бумажную продукцию началось падение цен на древесину. Цены на целлюлозу, достигнув рекордных значений в июле прошлого года, сильно упали во втором полугодии. В сентябре и октябре Китай сократил импорт целлюлозы, но к концу года возобновил закупки на прежнем уровне. В начале 2009 г. китайские покупатели обеспечивали стабильный спрос на целлюлозу, что помогло ценам подрасти.

Компаниям приходилось прилагать отчаянные усилия, чтобы сохранить свою конкурентоспособность в условиях падающего спроса. В таких условиях следует ожидать усиления процессов консолидации и трансформации бизнес-моделей. Наиболее успешными станут инновационные компании, которые смогут разработать новые стратегии сокращения затрат и увеличения прибыли.

Тема этой статьи Менеджмент
Отслеживать
Еще интересные темы:
  • Финансы
Тема Стратегии
Необходимость собственного цеха выпуска смол определяется масштабом завода
Тема Менеджмент
Методы оптимизации лесопильных производств
Тема Менеджмент
Лесные ресурсы Франции

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Подпишитесь + Сэкономьте!

Все темы

Мнения

Опыт

Авторы

Фото

Видео

TOP-50

Архив

Реклама

Контакты

Daily

Мы в соцсетях

Facebook

Twitter

Лицензионное соглашение и Политика конфиденциальности

Запрещена публикация информации сайта без получения предварительного одобрения публикации от ООО "Нэкст Бизнес Медиа".

Copyright © 2000-2019 ООО «Нэкст Бизнес Медиа». Все права защищены.

https://www.lesindustry.ru/issues/li_n30/Borba_za_yeffektivnost_reyting_lesopromishlennih_kompaniy_252/
Яндекс.Метрика
Зарегистрируйтесь для доступа | Подпишитесь + Сэкономьте