Рейтинг топ-50 крупнейших компаний лесной отрасли России по итогам 2008 г.
Суммарная выручка вошедших в Топ-50 журнала «Лесной индустрии» за 2008 г. составила 216,34 млрд руб.
.
На 10 крупнейших компаний приходится более 70% суммарной выручки, что говорит о продолжении процесса консолидации в отрасли: в рейтинге прошлого года эта доля составляла 60%. В этом году из рейтинга были исключены «Сокольский ЦБК» и «Сегежский ЦБК», вместо них в рейтинг впервые вошла поглотившая их компания «Инвестлеспром», сразу занявшая 2-е место (см. таблицу 1) в рейтинге Топ-50 с выручкой 21,59 млрд руб. В прошлом году выручка «Инвестлеспрома» снизилась.
Как пояснила «Лесной индустрии» руководитель по бизнес-планированию компании Олеся Воробьева, это обусловлено сокращением объемов продаж из-за резкого падения рыночного спроса, а также снижением цены реализации конечной продукции. Наибольшее снижение выручки наблюдалось в секторе мешочной продукции (цементные мешки) и в пиломатериалах, поскольку именно строительный сектор первым ощутил на себе негативное влияние кризиса.

В рейтинг лесопромышленных компаний не попала компания «Миннеско Новосибирск», столкнувшаяся с невозможностью обслуживать долг и объявившая о банкротстве. Компании «Илим тимбер индастри» и «Континенталь Менеджмент» не смогли предоставить информацию о результатах своей деятельности за 2008 г.
Лишь 28 компаний рейтинга смогли получить в 2008 г. прибыль («Инвестлеспром», «Свеза» и «Юнайтед Панел Груп» не раскрыли данные о прибыли, остальные 19 компаний получили убыток), в то время как в 2007 г. прибыльными были 45 компаний рейтинга. Суммарная чистая прибыль компаний рейтинга составила 6,26 млрд руб., более чем в два раза меньше, чем годом ранее (14,7 млрд руб.). Доля компаний, занимающихся исключительно обработкой древесины, без целлюлозно-бумажного производства, в суммарной выручке составила 27,3%, в суммарной чистой прибыли – 26,8%.
.
В 2008 г. средний коэффициент чистой прибыли Топ-50 резко снизился и составил 0,7% по сравнению с 9,0% годом ранее. При этом коэффициент чистой прибыли у деревообрабатывающих компаний оказался 5,7%, немного выше, чем у целлюлозно-бумажных – 4,9%. Лишь 4 компании из 50 смогли добиться коэффициента чистой прибыли более 10% (см. таблицу 2), в то время как годом ранее – 18 компаний.

.
Среди компаний-участников рейтинга«Лесной индустрии» наибольший коэффициент чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке) показал «Зеленодольский фанерный завод» – 17,0% (см. график 1). Как рассказал «Лесной индустрии» Вадим Юрин, директор по маркетингу и продажам «Зеленодольского завода», 2008 г. был удачным для компании, особенно его первая половина. По итогам работы в 2008 г. акционерами компании была поставлена задача подготовки плана реконструкции предприятия, оборудование, здания и, собственно, технология требовали достаточно масштабных инвестиций. «Однако из-за кризиса эти планы сильно ужались, – отметил Юрин. – Мы делаем, в основном, только самые необходимые работы.
Поэтому текущий год особенно тяжелый – помимо общего «кризисного» снижения спроса, мы физически потеряли часть объема производства из-за модернизации».
Годом ранее самой прибыльной в Топ-50 была СЗЛК с коэффициентом чистой прибыли 42,95%. Однако в нынешнем рейтинге этот показатель у компании составил лишь 2,0%, а в рейтинге СЗЛК упала с 12 на 26 место. Проблемы у компании начались в апреле 2008 г. Тогда Северо-Западный банк Сбербанка России потребовал вернуть все кредиты и проценты по ним в течение двух дней, рассказал представитель компании Юрий Мурашко.

.
Второе место по коэффициенту чистой прибыли занял «Сыктывкарский фанерный завод» – 16,1%, что немного меньше показателя 2007 г.
По словам специалиста финансового отдела «Сыктывкарского ФЗ» Алексея Петрунова, рентабельность снизилась в связи с отставанием темпа роста цен на продукцию завода от темпа роста цен на химикаты, сырье и энергоресурсы. Во II квартале 2008 г. компания запустила вторую линию по ламинированию ДСП и увеличила объем производства этих плит на 50%, что способствовало росту продаж.
Коэффициент чистой прибыли «Фанкома» составил в 2008 г. 11,5%, что обеспечило компании 3 место рейтинга по этому показателю. Как объяснил представитель компании Дмитрий Дроздов, рост рентабельности связан с уменьшением непрямых расходов на 25% за счет переключения на новых поставщиков и сокращения сотрудников, не занятых на производстве фанеры.

Первую десятку рейтинга, как и в прошлом году, почти полностью составляют целлюлозно-бумажные компании.
Фанерный холдинг «Свеза» снизился с 4 на 7 место рейтинга, однако продолжает удерживаться в десятке. Выручка «Свезы» в 2008 г. выросла на 4,5% до 11,94 млрд руб.
Самой быстрорастущей компанией в 2008 г. стала «Юнайтед Панел Груп» – за год ее выручка выросла на 89,5% до 3,04 млрд руб. (см. график 2).
.

Почти в два раза в 2008 г. выросла выручка у компании «Лесплитинвест» – на 44,7% до 1,41 млрд руб. По словам генерального директора компании Анатолия Бычкова, рост связан с увеличением среднемесячного объема реализации плит МДФ в 1,12 раза, на 12% вырос объем реализации плит 1 сорта. Кроме того, в конце 2007 г. компания запустила новую линию по производству дверных полотен. Прирост продаж за счет реализации дверных полотен в 2008 г. составил 14%.
Компания «Домостроитель» увеличила выручку на 36,8% до 739,69 млн руб. Генеральный директор компании Святослав Сарсон, объяснил быстрый рост увеличением поставок для компании IKEA, которая является основным потребителем и собственником «Домостроителя». Кроме того, была запущена линия по производству топливных брикетов из отходов деревообрабатывающего производства. В 2009 г. Святослав Сарсон ожидает увеличить выручку компании на 7%.
Четвертое место по темпу роста выручки в 2008 г. занял ДОК «Красный Октябрь» – рост 20,6% до 1,51 млрд руб. Замыкает пятерку самых быстрорастущих компаний КДП «Новая Вятка» – рост 20,1% до 587,35 млн руб.
Среди целлюлозно-бумажных компаний наибольший рост выручки в 2008 г. продемонстрировали «Объединенные бумажные фабрики» – 49,6% до 1,76 млрд руб. (см. график 3).

.
Компании помогла этого добиться реконструкция и модернизация бумагоделательной машины на Сухонском ЦБК и Полотняно-заводской фабрике. В результате были значительно увеличены производственные мощности и выпуск готовой продукции. Как отметил директор по развитию и маркетингу «Объединенных бумажных фабрик» Олег Шевцов, процесс модернизации еще не завершен, что влияет на показатели чистой прибыли.
Второе место по темпу прироста выручки в 2008 г. среди целлюлозно-бумажных компаний заняла компания «Картонтара» – рост 29,3%, за ней следуют ГОТЭК – 25,5%, «Туринский ЦБЗ» – 24,9% и «Светогорск» – 26,2%.
Рост выручки компании ГОТЭК в 2008 г. во многом связан с консолидацией в отчетности результатов фабрики в Санкт-Петербурге, пояснила «Лесной индустрии» руководитель группы по связям с общественностью и рекламе компании Татьяна Шуклина. В 2007 г. фабрика еще не работала.

Первое место по объему чистой прибыли в Топ-50 «Лесной индустрии» занимает «Группа Илим» – 1,67 млрд руб. (см. график 4). За ней следуют «Монди СЛПК» – 1,22 млрд руб., «Волга» – 817,7 млн руб., «Сыктывкарский фанерный завод» – 693,91 млн руб. и «Архангельский ЦБК» – 371,14 млн руб.
.
Всего семь компаний рейтинга смогли увеличить в 2008 г. чистую прибыль. Как пояснила директор по развитию «Архангельского ЦБК» Наталья Пинягина, чистая прибыль компании снизилась, прежде всего, из-за роста цен на продукцию естественных монополий – энергоресурсы, уголь. «Комбинат динамично выходит из кризиса, мы наращиваем объемы, снижаются процентные ставки по кредитам, и если в первом квартале чистая прибыль была отрицательной, то второй квартал мы закончили уже с положительным показателем», – отметила Пинягина.
Наибольший убыток среди компаний Топ-50 «Лесной индустрии» в 2008 г. получила «Кондопога» – 1,17 млрд руб. (см. график 5). Также значительный убыток у «Тернейлеса» – 1,07 млрд руб., «Светогорска» – 812,47 млн руб., «Соликамскбумпрома» – 246,59 млн руб. и «Соломбалалес» – 208,18 млн руб.

.
Финансовые показатели компаний Топ-50 демонстрируют, что в целом ситуация на лесопромышленных рынках в 2008 г. была гораздо хуже, чем в предыдущий год. В то же время деревообрабатывающие компании в России испытывали недостаток сырья, быстро росли цены на продукцию и услуги естественных монополий.
С падением спроса на продукцию сталкивались не только российские компании, аналогичная ситуация наблюдалась во всем мире. По данным PricewaterhouseCoopers, в 2008 г. 100 крупнейших лесопромышленных компаний мира получили консолидированный убыток $8,0 млрд (в 2007 г. – чистая прибыль $13,8 млрд).Первыми в начале 2008 г. кризис почувствовали североамериканские компании, а во втором полугодии он уже распространился по всему миру.
Вместе с падением спроса на бумажную продукцию началось падение цен на древесину. Цены на целлюлозу, достигнув рекордных значений в июле прошлого года, сильно упали во втором полугодии. В сентябре и октябре Китай сократил импорт целлюлозы, но к концу года возобновил закупки на прежнем уровне. В начале 2009 г. китайские покупатели обеспечивали стабильный спрос на целлюлозу, что помогло ценам подрасти.

Компаниям приходилось прилагать отчаянные усилия, чтобы сохранить свою конкурентоспособность в условиях падающего спроса. В таких условиях следует ожидать усиления процессов консолидации и трансформации бизнес-моделей. Наиболее успешными станут инновационные компании, которые смогут разработать новые стратегии сокращения затрат и увеличения прибыли.
Комментарии