Как выстраивать стратегию и развивать бизнес, когда все вокруг быстро меняется?
Еще вчера клиент собирался приобрести крупную партию продукции, а сегодня жалуется на нехватку наличности из-за кризиса. Нет уверенности в том, что сегодняшние клиенты останутся таковыми завтра. По правде говоря, мир остался таким же непредсказуемым, каким он и был раньше. Единственное, что изменилось – наше восприятие рисков.
Специалист по стратегиям и преподаватель бизнес-школы Мэриленда (США) Хью Кортни предлагает четыре уровня неопределенности, сопутствующей принятию стратегических решений. На перовом уровне существует ясное понимание, как будут развиваться события, на втором имеется ограниченное количество вариантов будущего, на третьем – уже целый ряд, а на четвертом – полная неопределенность. Но даже на четвертом уровне результаты будут более предсказуемые, если учитывать уже имеющийся опыт и максимально структурировать анализ.
Кризис продемонстрировал, что техника разработки сценариев при стратегическом планировании является лишь нишевым инструментом. Лучше работают аналогии. Механизм аналогии заключается не в том, чтобы воссоздать то же самое, что приходилось делать в прошлом, достаточно, чтобы был тот же регион или базовая модель бизнеса, опыт которой можно использовать. Этот метод подходит для четвертого уровня, когда не работает никакой другой.
Кризис – хорошее время для обновления всего процесса стратегического планирования компании. Не стоит забывать, что все находятся в одинаковых условиях: ваши конкуренты сталкиваются с такими же проблемами, что и вы. А принятые в кризис решения, могут, как открыть, так и заблокировать возможности развития компании на месяцы или годы вперед.
Комментарии