Развитие промышленного производства меняет потребительские предпочтения. Уходит в прошлое деревянная тара – ее все больше заменяет картонная упаковка с постоянно обновляемыми потребительскими свойствами.
Функционально упаковка защищает товар от повреждений во время транспортировки или хранения. А с эстетической точки зрения она является лицом товара. От привлекательности упаковки во многом зависит спрос на товар, что неразрывно связано с успехом компании.
Неизменным лидером среди упаковочного материала является древесина, из которой делают сундуки, бочки, ящики и др. Прочность, доступность и удобство являлись определяющими и основными качествами деревянной тары. До конца XVII века бумага для упаковки применялась крайне редко, поскольку изготавливалась вручную и была предметом роскоши. В конце XVI века в Нидерландах пакетики из черно-серой бумаги использовались для упаковки и защиты иголок от ржавчины. Приблизительно в тоже время немецкие лавочники стали упаковывать свой товар в бумажные кулечки, сложенные из книжных страничек. Немецкие издатели были рациональны и обычно не переплетали книги, пока на них не находился покупатель, страницы же непроданных книг по сходной цене сбывались лавочникам. По мере развития технологий глубокой переработки древесины в конце XVIII – начале XIX века появляются новые виды упаковки, а производство коробок из картона в Европе и США становится отдельным ремеслом. Использование деревянной тары постепенно снижается. Для производства декоративной тары начинает применяться картон.
Картонные заготовки вырезались и складывались вручную. Готовые коробки, как правило, имели круглую или овальную форму, потому что картон легче было изогнуть, чем сложить и придать ему квадратную форму. Заказывали такие коробки – ювелиры, аптекари и кондитеры. Однако, при поставке коробок в собранном виде, у заказчиков возникали проблемы со складированием готовой упаковки, так как пустые коробки занимали на складах много места, предназначенного для готовой продукции. Проблему отчасти удалось решить, когда в 1850 г. появилась первая складная коробка. В 1856 г. в Англии был зарегистрирован первый патент по гофрированию бумаги. Полученный материал использовали, в основном, для украшения шляпок. Затем, гофрированный картон стал применяться и в качестве упаковочного материала, обеспечивающего защиту товара от механических воздействий. Кульминацией развития гофротары в то время стало использование 2-х слойного гофрокартона для упаковки стеклянных бутылок (см. рис.1). Немногим позже его стали использовать для защиты стекол керосиновых ламп при транспортировке. Обертка сыграла роль основы в разработке концепции гофрированной упаковки, которая использовалась для защиты товаров от повреждения при транспортировке по железной дороге.
Первый патент на 2-х слойный картон в США был зарегистрирован в 1889 г., а впервые такой картон был произведен в 1895 г. Владельцем патента стал американец Оливер Лонг, предложивший приклеивать к гофрированному картону плоский слой бумаги. А в 1881 г. в США была выпущена первая машина с механическим приводом для изготовления двухслойного гофрокартона и сматывания его в рулоны. Еще год спустя американец Роберт Томпсон запатентовал трехслойный гофрокартон. В 1916 г. появился пятислойная, а в 1953 г. – семислойная версии материала. С течением времени изменялись виды и размеры гофров. Окончательно определилась судьба картонной и деревянной тары в годы второй мировой войны. В период послевоенного восстановления мировой экономики наметилась устойчивая тенденция роста промышленного производства картонной упаковки на фоне снижения объемов производства деревянной тары. В период бурного индустриального развития становилось экономически не выгодно перерабатывать отходы лесопиления в тарную дощечку и производить деревянные ящики и бочки.
Потребление
К началу XXI века доля тарной дощечки в структуре лесопильного производства снизилась до 0,7% по сравнению с 18% в начале XX века. При этом, «флагманами» современного производства деревянной тары остаются лишь предприятия, образованные на базе исправительных учреждений, где конкурентные преимущества деревянной тары обеспечиваются за счет низкого уровня оплаты труда заключенных.

Основными потребительскими сегментами деревянной тары остаются рыбопромысловые и сельскохозяйственные предприятия, где требования к жесткости и одновременно влагостойкости ящика остаются определяющими. Доля деревянной упаковки в совокупном объеме потребления тары в данных сегментах составляет не более 5%. Производители картона ведут разработки, направленные на сохранение жесткости картонной упаковки в условиях критических температур и влаги. Компания Stora Enso разработала и начала выпускать коробочный картон высокого качества под торговой маркой Trayforma Performance, который используется при изготовлении картонных коробок и лотков для упаковки, хранения, транспортировки и подогрева в микроволновых печах мороженой рыбы, полуфабрикатов и других продуктов. Группа компаний «Объединенные бумажные фабрики» приступила к опытно-промышленному производству влагостойкого картона. К началу сезона 2009 г. компания намерена выпустить на рынок опытную партию влагостойкой гофроупаковки для предприятий сельского хозяйства.
Рынок
Российский рынок тары и упаковки – один из наиболее динамично развивающихся и стабильных. Динамика рынка зависит от ситуации в потребляющих отраслях - пищевой промышленности, фармацевтической, бытовой техники, мебельной промышленности и других. Устойчивый рост российской экономики с 2000 г. обеспечил интенсивное развитие рынка тары и упаковки, при котором наблюдался процесс импортозамещения. В условиях девальвации рубля и роста цен на импортную продукцию, данный процесс будет развиваться еще активнее. В среднем рынок рос на 11% ежегодно и с 2002 г. увеличился на 32,5 млн т. Основной вклад в развитие рынка тары и упаковки принадлежит пищевой промышленности, доля которой в потреблении составляет около 50% рынка. Самым крупным сегментом рынка тары и упаковки является гофроупаковка, на которую приходится около 75% всего производства картона в России. Даже в условиях глобального падения спроса на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рынок гофрокартона в 2008 г. показал рост 8,0% (см. таблицу 1).

Следует отметить, что темп роста рынка гофрокартона и полуфабриката был выше, чем рынка картона в целом в среднем на 10-12% в год (см. таблица 2). Основные потребители гофротары - пищевая промышленность с долей потребления 75% и предприятия, производящие товары бытовой химии и фармацевтику - 15% потребления. В гофрокороба упаковывают не только продукты и непродовольственные товары, но также продукты в других видах упаковки, например, консервы (жестяная упаковка) или бутылки (стеклянная тара). Около 80% производимого в России гофрированного картона используется для транспортной упаковки.
Заменитель целлюлозы
Растущее потребление картона удовлетворяется не только предложением целлюлозных продуктов, но и макулатурных. Даже не смотря на временное снижение производства, покрыть дефицит в картоне только за счет существующих мощностей не удастся. Необходимо строительство новых мощностей. Следует отметить, что крупные производители - Архангельский ЦБК, Котласский ЦБК, Сегежский ЦБК и некоторые другие - работают исключительно на целлюлозном сырье, тогда как макулатурные полуфабрикаты в производстве тарного картона применяют менее крупные предприятия: Набережно-Челнинский КБК, Сухонский ЦБК (ГК «ОБФ»), Каменская БКФ, Полотняно-заводская бумажная фабрика (ГК «ОБФ»), Санкт-Петербургский КПК и Рязанский КРЗ. Смешанные полуфабрикаты в производстве тарного картона применяются Пермским ЦБК, ЗАО "Картонтара" (Майкоп), Марийским ЦБК, Выборгская целлюлоза и Сясьский КБК.

Гофрокартон из макулатурного сырья привлекателен, прежде всего, как дешевый заменитель целлюлозных полуфабрикатов. К тому же, производители целлюлозного полуфабриката – крупные ЦБК – работают на пределе своих мощностей, и не стоит ждать от них существенного увеличения производства крафт-лайнера и флютинга. Производители гофрокартона и гофротары, помимо всего прочего, сами являются источником макулатурного сырья. До 8% объема перерабатываемых бумаг и картонов в гофропродукции уходит в макулатуру в виде отбраковки и отходов кроя. Существует два основных подхода к выпуску гофрокартона из макулатурных полуфабрикатов. Это выпуск гофрокартона из 100% макулатурных бумаги и картона – это макулатурный флютинг и макулатурный лайнер. А так же частичное использование макулатурных полуфабрикатов с выходом на гофрокартон приемлемого для потребителя качества – это тестлайнер, частично крафт-лайнер, полуцеллюлозный флютинг (см. таблицу 3).
Производство макулатурного картона на протяжении последних лет в России неуклонно растет. Доля макулатурного картона в производстве полуфабрикатов для гофрокартона в 2005 г. составляла 20%, а в 2008 г. - уже 27%. Данная тенденция частично идентична той, что сложилась в странах Западной и Восточной Европы, с той лишь разницей, что в Европе преобладает не целлюлозный картон, а макулатурный – и это связано с ограниченными лесными ресурсами и повышенными требованиями к сохранению окружающей среды. Однако, начиная с 2002 г., доля макулатурного сырья в производстве полуфабрикатов для гофрокартона в России увеличилась с 76% до 78%, или на 2,5 млн. т. Но, при этом следует отметить, что, несмотря на снижение относительной доли целлюлозного картона в абсолютном выражении, объем потребления увеличился на 350 тыс. т. В России существует потенциал для роста потребления макулатурного картона: уровень сбора макулатуры в стране колеблется в пределах 12-25%, что значительно ниже 63% в развитых странах Европы и США.

Основными факторами, сдерживающими развитие производства и потребления макулатурных картонов в России, являются полная загрузка мощностей по производству макулатурного картона (до 95%); устаревшие технологии массоподготовки; неразвитая система сбора макулатуры. Однако, преимущества макулатуры как сырья для производства картона очевидны. Это более низкая стоимость; экологичность - за счет утилизации отходов природе наносится меньший вред; многократное использование – макулатуру можно использовать от 8-ми до 10-ти циклов в производстве; меньший размер инвестиций для запуска нового производства, по сравнению со строительством целлюлозного завода аналогичной мощности.
В России 22 предприятия производят макулатурный полуфабрикат и лишь 7 - чистоцеллюлозное сырье для гофрокартона. Но в абсолютном выражении производство целлюлозного полуфабриката в России больше. Наиболее крупными игроками рынка макулатурного картона являются такие предприятия, как «Пермский картон», «Набережночелнинский КБК» и ГК «ОБФ» (см. таблицу 4). В ближайшие десять лет следует ожидать окончательное вытеснение деревянной тары как транспортной упаковки инновационными решениями картонной индустрии. Несмотря на то, что европейский рынок картона демонстрирует устойчивую тенденцию замещения чистоцеллюлозного картона макулатурным, в России сохраняется баланс потребления между целлюлозой и макулатурой.
Комментарии