В текущем году правила импорта лесопродукции в страны Евросоюза, Великобританию и США резко ужесточатся.
В апреле в Америке вступит в силу закон Лэйси, а в Великобритании – закон публичных закупок. Эти нормативные документы требуют подтверждения легальности происхождения лесопродукции. Однако в России практика подтверждения легальности в корне отличается от международной, что может уже в ближайшее время затруднить поставки российской продукции на эти рынки.
Правила Лейси
Одним из наиболее заметных событий в прошлом году в области импорта древесины в США стало принятие закона, существенно ограничивающего импорт лесопродукции, особенно из проблемных регионов. Закон Лэйси запрещает импорт древесины, происхождение которой неизвестно. В рамках действия этого правового акта импортер обязан указать в таможенной декларации происхождение древесины, а также ряд других моментов.
Свидетельством соответствия древесины требованиям закона Лэйси являются международные сертификаты по системам FSC и PEFC. Частично отвечает этим требованиям сертификация контролируемой древесины (controlled wood certification). Гарантией легальности происхождения также может являться членство предприятия-лесозаготовителя (или экспортера) во Всемирной сети лесной торговли (Global Forest Trade Network, GFTN), а также схемы подтверждения легальности различных органов по сертификации (VLO, VLT, VLTV и т.д.). При обнаружении факта неверного заполнения декларации компании-нарушителю грозит уголовное преследование или штрафы до $0,5 млн.
Примечательно, что в текущем году уже имелись случаи, когда импортеры из США отказались от прямых поставок лесопродукции из Иркутской области. После того, как российские компании известили своих потребителей о начале процесса FSC сертификации цепочек поставок, переговоры о продолжении поставок были возобновлены.
Стоит отметить высокое качество закона – предусмотрена не только строгая ответственность за его неисполнение, но и четкие механизмы его реализации. Законодательно определены методы контроля, ответственность за контроль возложена на компетентные службы (Таможенную и пограничную службу США, Службу по охране дикой природы и рыбы, и Фитосанитарную инспекцию США).
При реализации закона будет применяться дифференцированный подход. При обнаружении, что древесина происходит из территорий высокого риска (куда отнесен ряд российских субъектов федерации), будет применяться тщательная проверка подтверждения легальности.
Однако при наличии у экспортеров сертификатов проверка проводиться не будет. В этом заинтересованы, прежде всего, компании-импортеры – резиденты США.
Без Лондона
Великобритания сделала еще более радикальный шаг. С апреля 2009 г. на законодательном уровне практически полностью ограничен импорт лесопродукции, не сертифицированной по системам FSC и PEFC, происходящей из бореальных (северных) лесов. Для древесины тропических лесов действует межправительственное соглашение FLEG (T).
Таким образом, можно с сожалением констатировать - один из наиболее привлекательных и емких рынков Европы для массового российского производителя практически закрывается. И все это происходит как раз на фоне резкого повышения спроса на пиломатериалы для строительства олимпийских объектов «Лондон-2012».
Данное ограничение будет выгодно Финляндии и Швеции, где очень развита PEFC сертификация и которые в последнее время практически полностью вытеснили российские компании из Англии.
Европарламент не отстает от общемировой тенденции. В восьми странах ЕС уже несколько лет действуют «зеленые» политики государственных закупок. Европейские парламентарии планируют принять аналог закона Лэйси и распространить его на территории всех 23 стран, входящих в Евросоюз. По мнению большинства европейских экспертов, подписание этого документа может произойти уже в июне. Для этого есть весомая причина – после этого срока состоятся перевыборы в Европарламент, а данный законопроект является социально значимым, и парламентарии не упустят возможности лишний раз продемонстрировать перед своими избирателями свою активную деятельность.
Аналогом закона Лейси будет предусмотрен разный для всех стран переходный период. Наименьшим переходным периодом (около 1 года) воспользуются наиболее развитые страны: Германия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Дания, Швеция, Финляндия - основные рынки сбыта для российских экспортеров в Европу.
Сертификация
Все вышеописанные законодательные инициативы направлены не только на ограничение нелегального оборота лесопродукции в мире, но и являются своего рода защитой местного производителя. Например, страны Европы, таким образом, ограничат импорт дешевой лесопродукции из Китая, поддержав тем самым свои компании, и без того находящиеся в тяжелом экономическом положении.
Если российские компании не предпримут превентивных мер, то могут пострадать от этих нововведений. Первоочередной мерой может стать, прежде всего, сертификация по системе FSC. Эта система отличается от PEFC тем, что она признается во всех странах мира и является универсальной системой. Кроме того, помимо соответствия законодательным инициативам ЕС, Великобритании и США, она дает серьезные рыночные преимущества.
Например, самый простой и дешевый способ соответствия закону Лэйси – сертификация контролируемой древесины по системе FSC (FSC controlled wood certification). Данный вид сертификации проводится для исключения из оборота следующих категорий древесины:
• Незаконно заготовленная древесина;
• Древесина из областей, где нарушаются традиционные или гражданские права населения;
• Древесина, заготавливаемая в не сертифицированных лесах высокой природоохранной ценности, где лесохозяйственные мероприятия угрожают природоохранным свойствам леса;
• Древесина, произведенная из генетически модифицированных деревьев;
• Древесина, заготовленная на участках, переведенных из естественных лесов в плантации или прочие типы нелесных земель.
Две последние категории для России практически не актуальны. Одним из минусов данного вида сертификации можно назвать запрет на применение товарного знака FSC на продукции владельцами сертификата CW. Отметки о том, что это FSC контролируемая древесина, ставятся только на товаросопроводительной документации.

Прежде чем принимать решение о выборе того или иного метода подтверждения легальности, предприятие должно проанализировать конкретные требования законодательства страны-потребителя лесопродукции. При этом не следует слепо доверять своему потребителю, который сам может быть не в полной мере осведомлен о грядущих изменениях в законодательстве.
Комментарии