Только создав лесной университет нового типа, можно восполнить недостаток специалистов в лесной промышленности
Нехватка квалифицированных кадров в лесной отрасли с каждым годом ощущается все сильнее. Изменения в лесном комплексе России, низкий уровень подготовки молодых специалистов, высокие запросы потенциальных работодателей, а также современные тенденции в образовании требуют скорейшего определения путей развития лесных вузов. Поэтому уже сегодня необходимо определить, каким должен быть лесной вуз завтра.
Можно выделить два основных направления развития лесных вузов.
Первое предполагает создание исследовательских университетов для разработки новых технологий в лесном комплексе, для проведения современных исследований и для выпуска «штучного товара».
А второе – создание университетов-корпораций, обеспечивающих массовую подготовку кадров для лесного комплекса. Несмотря на кажущееся преимущество первых, на самом деле, выбор направления развития совсем требует внимательного обсуждения.
Исследовательские университеты подразумевают, прежде всего, наличие активной «академической среды»: они сосредотачивают у себя научные фундаментальные и прикладные исследования, написание диссертаций и готовят новые научно-педагогические кадры, в основном, для себя.
Лесопромышленный комплекс России сегодня развивается в основном за счет использования современных зарубежных технологий. Отраслевые научные институты переживают не лучшие времена, а потому потребность в доморощенном креативном потенциале со стороны бизнеса низкая. Однако конкуренция диктует необходимость в соответствующих специалистах, вырастить которых за пару лет невозможно.
Университеты-корпорации ориентированы в основном на предоставление образовательных услуг. Фактически, каждый выпускник в такой системе является товаром, массовость которого определяет существование или даже процветание вуза. Поэтому такие учебные заведения резко увеличивают количество заочных студентов, контрактников со слабой базой, качество подготовки которых очень низкое.
В настоящее время только 16% выпускников лесных вузов находят работу в лесной отрасли. Современное производство представляет собой автоматизированные и механизированные линии, поэтому большинство выпускников не востребован. А это сокращает количество желающих учиться.
Можно приводить еще массу аргументов «за» и «против» того или иного направления развития лесного вуза. Также очевидно, что в чистом виде то или иное направление в современных условиях не может и не должно быть реализовано. Необходимо создание исследовательского лесного университета нового типа, сочетающего в себе высокий уровень образования, который базируется, прежде всего, на прикладных научных исследованиях.
Исследовательская и проектная деятельности должны стать эффективными образовательными технологиями наравне с обязательными учебными курсами. Участие в исследовательской и проектной деятельности должны стать наиболее значимыми элементами рейтинговых систем оценки преподавателей и студентов.
Для реализации исследовательского лесного университета нового типа необходима вертикальная отраслевая интеграции с техникумами и горизонтальная интеграция с НИИ и вузами. Такая интеграция может быть создана в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии на основе научно-образовательного инновационного комплекса (НОИК), программа которого разработана и обсуждена на самых различных уровнях.
Успех создания университета нового типа невозможен без эффективной системы маркетинга инноваций, учета изменений в лесной отрасли, оценки спроса со стороны потребителей, без комплексной информационной системы, центра трансферта технологий, центров коллективного пользования и т.д.

Поддержка этого проекта бизнес сообществом и государством позволит, с одной стороны, более динамично его реализовывать, а с другой стороны, осуществлять его оперативную корректировку в соответствии с поступающими рекомендациями и предложениями.
Комментарии