Тапани Кииски: "Хороший рост будет сохраняться в России, Индонезии и Малайзии".
Из-за проблем с ликвидностью на мировом финансовом рынке некоторые клиенты компании Raute, крупнейшего поставщика фанерных заводов, решили отложить заказы на оборудование. Поэтому компания намерена увеличивать свои продажи на российском рынке, которые уже в этом году составят 30% выручки Raute.
- Что означает название компании Raute?
– Название Raute происходит от двух финских слов. Первые три буквы rau – от слова rauta, означающего «железо», а последние две буквы te – от слова teollisuus, означающего «промышленность». Таким образом, Raute означает «железообрабатывающая промышленность».
– Когда была основана компания?
– Она была основана в 1908 году и сначала производила разное оборудование из стали, а также небольшие суда. Эта продукция поставлялась в основном на внутренний рынок Финляндии. В то время Финляндия была частью Российской империи, и часть продукции поставлялась в Россию – в Карелию и Санкт-Петербург. А во время первой мировой войны компания поставляла артиллерийские боеприпасы для российской армии
– Где расположены предприятия компании?
– Сейчас у нас есть производство здесь, в Финляндии, в городе Настола, где также находится наша штаб-квартира. В Финляндии у нас есть еще два завода поменьше – один в городе Ювяскюля, другой в Восточной Финляндии, в городе Каяни. Потом, у нас есть завод рядом с Ванкувером в Канаде и очень маленький завод в провинции Шанхай в Китае.
– Кто является основными акционерами компании?
– Raute является публичной компанией. Наши акции торгуются на Хельсинкской фондовой бирже. Около 50% акций все еще принадлежит семье Мустакаллио, которая является первоначальным владельцем компании, оставшиеся 50% распределены между акционерами, которых насчитывается 1200. Крупным пакетом акций владеет господин Геран Сундхолм.
– Когда компания начала поставлять деревообрабатывающее оборудование в Россию?
– Основные поставки начались в конце 40-х годов прошлого века в рамках репарации после второй мировой войны, когда Финляндия должна была осуществлять поставки в Советский Союз. Но самые первые продажи в России были где-то в 1910 г., еще во время царской России. Я не думаю, что это оборудование сейчас еще где-то работает.
– Сколько сегодня сотрудников работает в российской части вашего бизнеса?
– В России у нас работает десять человек, кроме того, еще десять человек, занимающиеся российским бизнесом, находятся в нашей штаб-квартире. Но, кроме этого, есть много людей на производстве, которые занимаются российскими контрактами. Всего, я думаю, сейчас на российский рынок работает минимум 100 человек. Но если у нас не будет контрактов в России, они переключатся на другую работу.
– Какую продукцию вы поставляете в Россию?
– Нашими крупнейшим потребителем являются фанерная промышленность. Внутри фанерной промышленности нашей основной продукцией являются линии по лущению и сушке шпона, прессы. Сегодня наибольший и самый интересный проект в России мы реализуем в Кировской области, где мы строим целый комбинат по выпуску березовой фанеры мощностью 90 тыс. м3 [Вятский фанерный комбинат, инвестором является «Инвестлеспром»- прим. "Лесной индустрии"]. Строительство цехов и установка оборудования уже завершены, и комбинат находится в предпусковом состоянии. Кроме этого, мы выполняем два проекта для компании «Свеза» на Мантуровском фанерном комбинате [Костромская область] и на «Новаторе» [Вологодская область]. Мы поставляем линию сушки, линию сращивания, линию прессования и линию ламинирования.
– Какую долю занимает Raute на российском рынке деревообрабатывающего оборудования?
– Очень сложно сказать, мы оцениваем нашу долю в секторе оборудования для производства фанеры около 50%.
– Какую долю в выручке компании занимают продажи в России?
– В этом году это будет где-то около 30%. Мы стремимся увеличивать нашу долю на российском рынке и увеличивать продажи. Конечно, это сложно, конкуренция тяжелая, а рынок сейчас не такой сильный, каким он был раньше. Мы будем добиваться роста доли рынка с помощью наших офисов в Москве и Санкт-Петербурге. Присутствие непосредственно в России позволяет нам лучше обслуживать потребителей. Вместе с ростом объемов бизнеса мы будет открывать офисы в других регионах России.
– Кто является вашими основными конкурентами в России?
– Здесь их больше, чем в других странах. Это и некоторые местные игроки, обычно небольшие, и крупные конкуренты – японские Meinan и Hashimoto, бразильские Fezer и Omeco, итальянская Cremona. Конкуренция очень сильная. Все прилагают усилия, чтобы увеличить свое присутствие на российском рынке. Тем не менее, у Raute самый долгий опыт работы в местных условиях, мы знаем, что предпочитают в России.
– Вы сотрудничаете с инженерными компаниями в России?
– Да, сотрудничаем. Обычно сотрудничество происходит в случаях, когда необходимо спроектировать завод или провести различные работы для получения разрешений и т.д. Но разработку продуктов мы сконцентрировали в Финляндии.
– Вы рассматриваете приобретение компаний в России?
– Да, мы постоянно рассматриваем такую возможность. Приобретение компании в России могло бы быть для нас интересными, если бы оно, во-первых, усиливало наше присутствие на рынке и таким образом улучшало качество обслуживания клиентов. Во-вторых, это имело бы смысл, если бы позволяло экономить за счет более низких, чем в Финляндии, затрат, и, следовательно, позволяло сделать продукцию для российских потребителей дешевле. Кроме того, потребители могли бы избегать таможенных расходов.
– Как вы думаете, правительство России добьется увеличения притока инвестиций в деревообработку за счет увеличения экспортных пошлин на круглый лес?
– Да, я думаю, добьется. Тем не менее, я думаю, что новые пошлины были введены так быстро, что ни у кого не было достаточно времени, чтобы инвестировать в новые производственные мощности в России. Поэтому будет период, когда объем лесозаготовки будет сокращаться. А это, в свою очередь, может создать проблемы для лесозаготовительных компаний и связанной с ними инфраструктуры.
– Вы ожидаете в будущем роста цен на круглый лес в Европе?
– Я думаю, что в некоторых европейских странах цены будут расти. В большинстве стран они останутся такими же. В некоторых странах, в Финляндии, например, они будут снижаться.
– Как вы оцениваете деловой климат в России?
– Сейчас деловой климат в России более позитивный, здесь большой потенциал. В целом экономика в России все еще лучше, чем в других странах. Проблемой является неопределенность с законодательством и процедурами получения разрешений – это делает сложным оценку и прогнозирование планов и времени, которое занимают различные процессы. Работа больше основана на личных взаимоотношениях, чем на установленных процедурах. Вместе с тем, русские хорошие рациональные бизнесмены. Я не думаю, что российский деловой климат является чем-то таинственным.
– Каковы были финансовые результаты компании в прошлом году?
– Наша EBITDA в 2007 г. была очень сильной, практически удвоилась, по сравнению с предыдущим годом, составив около 9,5 млн евро. Этому послужили три фактора. Во-первых, наша продуктовая линейка была хорошо сбалансирована, то есть мы продавали такую продукцию и на таких рынках, где ее конкурентоспособность была самой высокой. Во-вторых, наш производственный план был достаточно ровным из месяца в месяц, с зимы по весну и с лета по осень. Другими словами, мы использовали наши ресурсы очень эффективно. И в-третьих, мы добились успеха в сокращении затрат, как за счет качества производства, так и за счет сырья и компонентов.
– Каковы ваши прогнозы на 2008 год?
– Я думаю, что этот год будет сложным. Мы нацелились на некоторое улучшение, но в действительности это непросто. Рыночная ситуация сильно изменилась. Первая половина года была достаточно хорошей. У нас был хороший портфель заказов в начале года, что обеспечивало наше производство и выручку. Небольшое замедление в притоке заказов началось в марте-апреле, сейчас оно отразилось на нашей выручке и производстве.
– Какая продукция занимает основные доли в продажах?
– Мы рассматриваем это по отраслям. Фанерная промышленность занимает около 75% нашего оборота. Оставшаяся часть делится между LVL, древесностружечными плитами и паркетом. У оборудования для фанерной промышленности самая большая доля.
– Какая продукция являются самой рентабельной?
– На разных рынках она разная. Но часто наиболее рентабельной продукцией являются прессы и линии по лущению шпона.
– На каких рынках вы видите наибольший рост в будущем?
– Я думаю, Россия останется важным рынком, с хорошим потенциалом роста. Другим рынком, который сейчас активен, является Азия, особенно юго-восточная: малазийский и индонезийский рынки.
– Вы ощущаете влияние финансового кризиса на своем бизнесе?
– Косвенно мы это увидели. Наши потребители говорили нам, что спрос на их продукцию снижается, потому что клиенты не могут стоить дома. А так как спрос на их продукцию низкий, они сокращают инвестиции и не будут покупать наше оборудование. Напрямую финансовый кризис нас не затронул, но коснулся наших потребителей. Конечно, есть и такие клиенты, у которых возникли проблемы с получением финансирования. Но основная проблема для них – падение спроса.
– Как будет меняться спрос на фанеру?
– В краткосрочном периоде, я думаю, будет спад. Но в долгосрочном периоде он будет сохраняться на текущем уровне, и немного расти. Это будет зависеть во многом от развития экономики в целом и от деятельности наших клиентов по совершенствованию своей продукции. Хороший рост будет в России, странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В Северной Америке будет спад, а в Европе рынок будет стабильным.
Комментарии