Российский рынок пиломатериалов высоко фрагментирован, а основной экспортной продукцией лесопильных заводов являются необрезные доски хвойных пород. Они поставляются в страны Европы, как правило, для дальнейшей переработки. Однако до 2015 года производство пиломатериалов в России может увеличиться на 2,5 млн куб м в год – такова суммарная мощность новых предприятий, которые планируют построить в стране российские и иностранные инвесторы.
В 2009 году Россия введет запретительные пошлины на экспорт необработанного леса. А в 2007 году были введены нулевые пошлины на экспорт пиломатериалов из березы, осины и хвойных пород древесины. В том же году российское правительство отменило пошлины на оборудование для деревообработки. Целью такого изменения экспортной политики являлось создание условий, при которых рентабельность экспорта обработанной древесины повышалась, а экспорта круглого леса – снижалась. По замыслу правительства, это должно было привести к росту инвестиционной привлекательности всей деревообрабатывающей отрасли и стимулировать компании перерабатывать лес на территории России.
Первые результаты новой экспортной политики проявились уже в первом полугодии 2008 года: экспорт необработанных лесоматериалов сократился на 22%. Однако надежды на значительный рост производства и экспорта пиломатериалов пока себя не оправдали (см. рисунок 1).
В первой половине текущего года российский экспорт пиломатериалов сократился на 18,6% по сравнению с январем–июнем 2007 года – с 5499,3 до 4686,6 тыс тонн (см. рисунок 2). Причем максимальное сокращение объемов экспорта пиломатериалов приходится на страны дальнего зарубежья (-18,6%).
Страны СНГ немного компенсировали общее снижение экспорта необработанных лесоматериалов, увеличив объемы импорта российского сырья в 2008 году на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако поставки российских пиломатериалов сократились как в страны дальнего зарубежья (-18,6%), так и в страны СНГ (-3,3%). Прирост производства пиломатериалов в первой половине текущего года составил около 3,5%.

За 6 месяцев 2008 года было заявлено о 11 новых проектах создания производств пиломатериалов в России, 6 из11 них реализуются на территории Северо-западного федерального округа, 5 – в Сибирском (см. таблицу 1). Таким образом, до 2015 года ожидается увеличение производства пиломатериалов в России минимум на 2,5 млн куб. м в год.
По итогам первых пяти месяцев текущего года, более 16% обработанных лесоматериалов экспортировалось в Китай. За ним по объем экспорта следуют Египет, Узбекистан, Азербайджан, на которые суммарно пришлось более 30% российского экспорта этой продукции (см. рисунок 3).
Крупнейшими российским регионами, экспортирующими обработанные лесоматериалы, остаются Иркутская область, Алтайский и Красноярский края (см. рисунок 4).
Основную часть пиломатериалов потребляют строительные компании. Пиломатериалы применяются в домостроении, для внутренней и внешней отделки помещений.

Наибольшая доля в потреблении пиломатериалов на российском рынке приходится на доски, которые в основном используются для проведения наружных работ. На втором и третьем месте по объемам потребления находятся брус и бруски, которые чаще всего применяются при строительстве домов (см. рисунок 5).
Почти половина потребляемых в России пиломатериалов изготавливается из сосны. Далее по объемам потребления следуют ель, лиственница и береза (см. рисунок 6).
НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ЭКСПОРТ
У производителей и трейдеров нет единого мнения о том, какой рынок пиломатериалов для них более привлекательный – европейский или российский. С одной стороны, европейский рынок характеризуется высокой емкостью, а следовательно, более интересными объемами заказов, часть из которых может идти через государственные структуры.

Привлекает также корпоративная культура европейских потребителей, выражающаяся в четко разработанных проектах, доскональных расчетах себестоимости и прибыли. Кроме того, европейские потребители в основном приобретают высококачественные пиломатериалы из дорогих пород леса.
С другой стороны, экспорт пиломатериалов сегмента премиум для российских производителей иногда оказывается менее прибыльным из-за увеличения транспортных издержек, покрывать которые могут только крупные предприятия. Также среди факторов, влияющих на снижение рентабельности европейского экспорта, российские производители называют открытость и ценовую прозрачность европейских компаний.
В итоге среди пиломатериалов, продаваемых на экспорт, наиболее распространены доски необрезные хвойных пород, в частности, ель. Это объясняется дешевизной данного вида пиломатериалов и наибольшей рентабельностью.
Доски необрезные хвойных пород экспортируется в страны Европы, как правило, для дальнейшей переработки. В то время как дорогие российские пиломатериалы высокого качества, например, доски из лиственных пород, преимущественно реализуются на внутреннем рынке. Экспорт таких пиломатериалов менее рентабелен из-за их низкой конкурентоспособности относительно продукции иностранных поставщиков.

В России пока преобладает первичная деревообработка. Особенно явно это наблюдается в лесодобывающих регионах, где большинство деревообрабатывающих предприятий не могут выпускать высококачественные пиломатериалы из-за высокой стоимости оборудования, неразвитости рынка сбыта и отсутствия квалифицированных кадров.
Повышенные требования к качеству и ассортименту пиломатериалов предъявляют в первую очередь такие регионы, как Москва и Московская область, в Северо-Западном федеральном округе – Санкт-Петербург и Ленинградская область, в Приволжском – Нижегородская и Самарская области. В Южном федеральном округе в преддверии Олимпиады в Сочи потребление пиломатериалов сконцентрировалось в Краснодарском крае.
Приволжский и Уральский федеральные округа занимают лидирующие позиции по производству пиломатериалов в России, поэтому практически весь региональный спрос удовлетворяется местными производителями.
ФАКТОРЫ СПРОСА

Согласно исследованию потребительских предпочтений российских покупателей пиломатериалов, для 22% из них наибольшее значение при выборе поставщика имеет качество продукции. Около 20% считают наиболее важным фактором цену пиломатериалов. Близость расположения поставщика наибольшее значение имеет для 13% опрошенных потребителей.
Далее следуют такие факторы, как репутация компании-поставщика на рынке, хорошие транспортные условия, оперативность переговоров. Широкий выбор предлагаемой продукции оказался одним из наименее существенных факторов. Таким образом, основной дилеммой при выборе компании и товара остается соотношении цены и качества пиломатериалов, при этом значение качества преобладает.
По мнению и потребителей, и производителей, на увеличение рыночного спроса на пиломатериалы влияет качество продукции (21%), покупательская активность (19%) и изменение цены (13%). Главным фактором, влияющим, по мнению экспертов, на изменение цен на пиломатериалы, является изменение не экспортных пошлин, а накладных расходов. Это отметили 36,4% респондентов.
Как правило, потребители пиломатериалов находят поставщиков на основе рекомендаций партнеров и личных контактов. В некоторых случаях (35,7%) у потребителей имеются региональные представители, который занимается подбором поставщиков. Интернет занимает второе место среди основных источников информации о поставщиках с долей 28,6%. По 14,3% приходится на выставки и периодические специализированные издания и каталоги, а доля радио и телевидения составляет 7,1%.

Половина опрошенных компаний планирует увеличение объемов производства пиломатериалов. При этом только 20% респондентов планируют увеличить производство на 50%. Большинство компаний затруднились оценить прирост производства. Подавляющее большинство респондентов (66,7%) считают, что в ближайшие 5–10 лет российский рынок пиломатериалов будет равномерно развиваться.
Основными потребителями пиломатериалов являются частные застройщики, их доля составляет 36,4%, крупные склады и оптовые базы составляют 18,1% потребления, государственные организации и крупные предприятия – по 9%.
ЧТО ОГРАНИЧИВАЕТ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ
К основным факторам, которые ограничивают потребление пиломатериалов в России, относятся: ограничения по этажности строительства зданий из досок и бруса; сильное лобби производителей товаров-заменителей. Также ограничивает потребление отсутствие достаточного количества типовых проектов строительства деревянных зданий.

Потребители при выборе материалов для строительства обращают внимание на недолговечность пиломатериалов из хвойных пород, особенно ели. Применение новых технологий для обработки древесины значительно увеличивает стоимость строительства.
Несмотря на динамичное развитие деревообработки в России за последние 2–3 года, до сих пор остается актуальной проблема недостаточной развитости дилерских сетей, являющихся промежуточным звеном между производителями и потребителями. В Европе большая часть продукции распространяется через торговые организации, одни из которых специализируются на поставках индивидуальным, а другие – промышленным потребителям. Инфраструктура российского рынка пиломатериалов недостаточно развита.
Отличительной особенностью рынка является высокая сегментированность. Доля крупнейшего производителя пиломатериалов в России составляет менее 2,5%.
Вместе с тем в стране практически нет крупных предприятий, выпускающих исключительно пиломатериалы. Эта продукция выпускается как лесозаготовительными, так и деревообрабатывающими компаниями. Кроме того, производители пиломатериалов пытаются максимально расширить ассортимент выпускаемой продукции, в отличии от европейских производителей.
Это зачастую ведет к снижению качества продукции и объемов возможной реализации. Отсутствие специализации даже в таком, казалось бы, узком сегменте деревообработки, является одной из причин снижения конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
Комментарии