Проигрывая в лоббировании своих интересов, малый бизнес не может на равных конкурировать с большим за лесные ресурсы
Ни для кого не секрет, что Лесной кодекс разрабатывался властью в сотрудничестве с крупным лесным бизнесом, а потому и отстаиваются в кодексе прежде всего его интересы.
Так обстоит дело во всем мире: государство принимает те законы и нормативы, продвижением которых занимаются более подготовленные, более сильные лоббистские группы.
Из-за недостатка ресурсов небольшие компании проигрывают в лоббистской борьбе. Это априорное знание заставляло думать, что с каждым днем влияние крупного бизнеса в лесной отрасли будет только расти, а малому бизнесу останется только сучки обрубать. Но помощь пришла, откуда не ждали.
Новый президент поставил как один из приоритетов поддержание и развитие малого бизнеса. В том числе и в лесной промышленности. Правда, здесь на пути скорейшего развития малого лесного бизнеса стоит действующий Лесной кодекс.
Очевидно, что именно крупный лесной бизнес способен обеспечить не только рост производства, но и развитие лесной инфраструктуры.
А это делает позиции лесопромышленников практически незыблемыми. Получив же «президентский импульс», губернаторы стали активно поддерживать и развивать малый бизнес. А сами представители оного начали писать жалобы на крупных предпринимателей, ущемляющих их интересы.

Но жаловаться-то уже поздно: лесной фонд, которого так не хватает малому бизнесу, уже практически поделен между крупными переработчиками. Доступные свободные участки закреплены за инициаторами приоритетных инвестиционных проектов.
Свободными остались лишь леса в зонах, экономически недоступных для небольших заготовителей – там, где надо сначала построить лесные дороги, а уж потом вывозить древесину. И сложно не согласиться с генеральным директором Архангельского ЦБК Владимиром Белоглазовым в том, что такие задачи решить под силу только крупному бизнесу.
Очевидно, что устойчивое развитие экономики возможно лишь при соблюдении баланса интересов между малым и крупным бизнесом.
Но с точки зрения руководителей отрасли, приоритетом должно являться не развитие предпринимательства как такового, а повышение отдачи с каждого кубометра произрастающего на территории России леса. А уж кто там будет повышать эффективность использования лесов – не важно.
Большим минусом является то, что интересы небольших лесопромышленных компаний не представлены на самом высоком уровне, и они не имеют возможности влиять на законотворческий процесс. Те же приоритетные инвестиционные проекты разработаны исключительно в интересах крупных компаний – у мелких просто нет требуемых для льготной аренды леса трехсотмиллионных инвестиционных проектов. Впрочем, одним из решений этой проблемы может стать выдвижение группой малых предпринимателей единого инвестиционного проекта требуемого размера.
Без лоббирования своих интересов малый бизнес не сможет на равных конкурировать с большим за лесные ресурсы. Хорошим подспорьем ему в этом может стать предложенный в июле президентом «План по противодействию коррупции». Этим планом впервые в России предусмотрено создание института лоббизма. Когда этот институт заработает в реальности, пока не известно. Ясно лишь одно – искать баланс интересов малого и крупного бизнеса в части обеспечения лесными ресурсами предстоит уже в самое ближайшее время, пока не началась активная фаза реализации большинства инвестиционных проектов, под которые крупный бизнес запрашивает значительные лесные ресурсы.

Возможно, что конкуренция между «малыми и большими» за лесной фонд станет менее острой после 1 января 2009 года – к этому дню все лесопользователи должны привести договоры аренды в соответствие с новым Лесным кодексом. По оценкам экспертов, в этот день высвободится до четверти всех лесных участков, находящихся в аренде.
Часть из освободившихся лесов пойдет на нужды местного населения, часть – на нужды приоритетных инвестиционных проектов, остальное будет выставлено на аукционы.
Комментарии