В 2009 году сертификация поможет лесозаготовителям удержаться на рынке.
Текущий год станет определяющим в развитии лесной отрасли России. Реформируется система лесного хозяйства, продолжается формирование нормативно-правовой базы, региональные правовые нормы постепенно приводятся в соответствие с федеральным законодательством, лесопользователи перезаключают договоры аренды, повышаются пошлины на экспорт круглого леса.
Очевидно, что реформы усложнят работу низкорентабельных компаний, которыми в основном являются лесозаготовительные предприятия. Не все из них дотянут до окончания реформ.
Чтобы удержаться в бизнесе, руководителям таких компаний уже сейчас нужно задумываться о получении дополнительных конкурентных преимуществ, максимизации прибыли от реализации продукции, повышении инвестиционной привлекательности.
Одним из механизмов повышения конкурентоспособности может стать добровольная лесная сертификация по схеме Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council).
На очереди средние компании
Результаты 2007 года говорят о росте спроса на FSC сертификацию в России. Все крупные лесные холдинги уже получили эти сертификаты. Они более открыты для инноваций, они более зависимы от общественного мнения, и поэтому им постоянно нужно демонстрировать высокий уровень социальной и экологической ответственности, и, наконец, они могут позволить себе вложить значительные деньги в подобные проекты.
Важной особенностью прошлого года стало то, что на сертификацию обратил внимание мелкий и средний бизнес. И если до этого сертифицировались предприятия из европейской части России, то в 2007 году в Сибири мы наблюдали «сертификационный бум». При этом наиболее интенсивно FSC развивалась в Иркутской области. По состоянию на январь 2008 года в области сертифицировано семь лесозаготовительных компаний и действует 6 FSC-цепочек поставок.

Таким образом, в области сертифицировано 4 514 092 га лесов, что составляет около 23% от общероссийского показателя. В настоящее время идет процесс сертификации еще нескольких компаний.
Определяющим фактором в развитии сертификации в России является «экологизация» внешних рынков сбыта. Товарный знак FSC на продукции рассматривается как гарантия легальности происхождения лесопродукции, соблюдения принципов устойчивого управления лесами, высокого уровня социальной ответственности.
К концу 2007 года в мире было сертифицировано около 100 млн га лесов и более 6000 цепочек поставок. Доля FSC-сертифицированной продукции в общемировом обороте лесоматериалов по стоимости достигала 9%. Основным потребителем российской FSC-сертифицированной лесопродукции являются страны Европы.
Именно в Европе культура потребления достигла уровня, когда рядовой потребитель готов переплачивать за наличие логотипа FSC на продукции.
В ходе межправительственного процесса FLEG(T), направленного на укрепление правоприменения и управления в лесном секторе, Европейский Союз заявил о намерении закупать с 1 января 2009 года только легальные лесоматериалы. На государственном уровне принята и реализуется политика государственных закупок сертифицированной лесопродукции. Резко выросло количество сертифицированных цепочек поставок в Азиатских странах. Японию, традиционного лидера FSC в азиатском регионе, догоняет Китай, а во Вьетнаме действует уже 148 цепочек. В России же пока существует всего 60 сертифицированных цепочек поставок.
Китайцам нужен сертифицированный лес
Тенденция роста спроса на FSC вполне объяснима. Китай экспортирует лесобумажной продукции на сумму $21 млрд, из этого объема две трети поставляется на экологически чувствительные рынки Европы и США. Чтобы поставить марку FSC на свою готовую продукцию, китайским компаниям нужен сертифицированный лес. А основным поставщиком леса для Китая является Россия. В настоящее время на внешних рынках ощущается дефицит FSC-сертифицированной продукции. И дефицит этот со временем будет только расти, так как темп прироста сертифицированных лесов всегда будет ниже темпа увеличения сертифицированных перерабатывающих мощностей.

Сертифицированные российские лесопромышленные компании, ориентированные на Запад, уже научились извлекать выгоду из своих сертификатов, а предприятия, работающие с Азией, еще только осваивают этот опыт.
Основными выгодами поставок сертифицированной продукции являются: – премия к цене на сертифицированную продукцию; – возможность заключения долгосрочных контрактов с крупными покупателями; – повышение инвестиционной привлекательности компании.
Безусловно, сам по себе факт получения FSC-сертификата еще не является основанием для автоматического роста цены на продукцию. Для повышения цены необходимо проведение агрессивной маркетинговой политики, поиск новых импортеров, постоянные переговоры и т.д. Однако наличие сертификата FSC дает основание для ведения переговоров о повышении цены.
Чтобы представить общую картину развития рынков сбыта сертифицированной продукции, необходимо отдельно рассматривать сертификацию лесоперерабатывающих производств и лесозаготовительных предприятий (см. Таблицу 1). Предприятиям, занимающимся деревообработкой, FSC сертификат получить намного проще, быстрее и, главное, дешевле.
Требования Лесного попечительского совета изложены в нескольких простых и понятных стандартах, для их реализации значительные вложения не требуются. Кроме того, владея последней информацией об основных рынках сбыта сертифицированной продукции, руководитель лесоперерабатывающего комбината может проводить агрессивную маркетинговую политику, находить более выгодные варианты сбыта, выходить на новые рынки. На разные виды продукции премия за сертификат FSC может быть разной.
Наибольшую премию к цене получают производители садовой мебели, целлюлозы, бумаги, древесных плит. Устойчивым спросом пользуются также сертифицированные пиломатериалы. Результаты исследования европейских рынков показывают, что наибольшую премию за FSC-сертифицированные пиломатериалы можно получить в Германии, Великобритании и Нидерландах.
Все эти факторы делают FSC-сертификацию достаточно привлекательной для небольших деревообрабатывающих производств. Однако после сертификации такие предприятия могут столкнуться с проблемой нехватки FSC-сертифицированного сырья – круглого леса. Ведь премию они будут получать только за тот объем продукции, который они смогут маркировать. Поэтому важным условием расширения сертификации в России является FSC сертификация лесозаготовительных компаний.

Сертифицированного леса не хватает
В настоящее время наблюдается дефицит сертифицированного древесного сырья. В Иркутской области практически все сертифицированные 4,5 млн га леса перерабатываются арендаторами на собственных мощностях, и на рынок поставляется уже готовая продукция с маркировкой FSC – целлюлоза, картон, пиломатериалы, элементы домостроения и т.д.
Из семи компаний только одна реализует круглый лес, маркированный товарным знаком FSC-pure. При этом объем поставок составляет около 200 тысяч кубометров в год или всего 2% от общего объема заготовки сертифицированного леса (см. Диаграмму 1).
С 1 января 2009 года, когда начнут действовать заградительные пошлины на экспорт круглого леса, рынки могут резко измениться. С внешних рынков круглый лес перенаправится на внутренний рынок. Ожидается, что предложение круглого леса в Иркутской области вырастет на 5 млн куб м в год.
Существующие перерабатывающие мощности региона будут неспособны переработать этот объем. В этих условиях конкуренция среди лесозаготовителей вырастет: они столкнутся с необходимостью повышения собственной конкурентоспособности в глазах переработчиков. Возможность продавать FSC сертифицированный лес деревообработчику, ранее сертифицировавшему свою цепочку поставок, может стать одним из решающих факторов, обеспечивающих стабильный сбыт круглого леса в условиях жесточайшей конкуренции на внутреннем рынке.
Помимо стабильного сбыта FSC сертификат даст лесозаготовителям возможность если не увеличения, то хотя бы удержания цен на круглый лес от снижения. Ведь цена на лес обязательно упадет: некоторые крупные холдинги, закупающие сырье у сторонних лесозаготовителей уже заявляют о снижении закупочных цен. Так что сертификацию можно рассматривать как некий страховой полис для лесозаготовительного бизнеса.
Стоимость сертификации системы лесоуправления и цепочки поставок существенно различается, поэтому различаются и сроки окупаемости сертификатов. Для примера представим, что лесозаготовительная компания имеет ежегодную расчетную лесосеку 150 тыс куб м (площадь арендной базы около 75 тыс га). Стоимость сертификации для такой компании может составить от 1 до 1,2 млн рублей. Предприятию с таким объемом заготовки можно окупить затраты на сертификацию за 2 года, увеличив цену продажи 1 куб м леса на 3–6 рублей (без учета инфляции). Стоимость сертификации лесоперерабатывающего предприятия может быть в 2–3 раза ниже, а премия за сертификат – выше. При расчете сроков окупаемости необходимо учитывать также, что существуют расходы на содержание системы, такие как стоимость контрольных аудитов, затраты на сохранение и мониторинг ЛВПЦ и т.д.

В настоящее время препятствием для осуществления сертификации в некоторой мере является недостаток информации о рынке сертификационных и консалтинговых услуг. В таблице 2 представлены основные правила подготовки к прохождению сертификации, следуя которым можно свести к минимуму возможные потери.
Воспользоваться преимуществами FSC сертификации будет возможно только при условии, что компания заранее начнет готовиться к изменению рынков. Сертификация системы лесоуправления – процесс длительный и затратный. Даже если подготовка начнется сейчас, сертификат можно будет получить только в конце года.
Комментарии