Уже несколько лет каждый день в прессе появляются сообщения из регионов: «Скоро будет пущен новый завод», «Администрация договорилась с инвесторами», «Еще немного, и задымят трубы могучего целлюлозно-бумажного комбината». Причина этих сказок очевидна: они будут появляться до тех пор, пока леса России будут выделяться под обещания вложить деньги в переработку, которые не привязаны к законодательно подкрепленным обязательствам эти леса использовать.
Уже несколько лет каждый день в прессе появляются сообщения из регионов: «Скоро будет пущен новый завод», «Администрация договорилась с инвесторами», «Еще немного, и задымят трубы могучего целлюлозно-бумажного комбината». Причина этих сказок очевидна: они будут появляться до тех пор, пока леса России будут выделяться под обещания вложить деньги в переработку, которые не привязаны к законодательно подкрепленным обязательствам эти леса использовать.
От разговоров к делу
Возможно, вводимый механизм приоритетных инвестиционных проектов позволит изменить эту ситуацию, четко обозначив ответственность за реализацию обязательств потенциальных инвесторов: в обмен на обещание построить лесозавод, государство выделяет ресурсы, и в том случае, когда ресурсы выделены, а предприятие не построено, компания обманывает государство. Она получила дополнительную прибыль за счет получения дешевых лесных ресурсов, а государство должно было получить не меньшую прибыль в виде налогов, которые были бы гораздо больше, чем налоги от экспорта круглого леса, даже при возросшей пошлине.
При стоимости проданной доски $250 за 1 куб м прибыль составляет $40, а при стоимости проданного бревна $70 прибыль составляет при той же норме $12 за куб м. Очевидно, где больше налоговых поступлений. Почему все не занимаются глубокой переработкой древесины? Ответ прост - это сложное производство и сложные продажи. И, без грамотно построенной цепочки добавленной стоимости, такое дело прибыльным не будет, а сама цепочка строится на взаимодействии органов государственного управления, инвесторов и экономических субъектов – производителей и продавцов. И чем удачнее налажены связи, тем более эффективна эта цепочка для всех участников экономической деятельности.
Возьмем, к примеру, поставки пиломатериалов в сети магазинов DIY (сделай сам). Эти сети платят хорошую маржу, они стабильны, пиломатериалы им можно продавать годами. Однако эти сети требуют поставок по расписанию в интервале 45 минут.
Для того чтобы российскому лесопильному предприятию поставить продукцию с таким интервалом, ему надо будет сделать так, чтобы по плану с запланированным интервалом в 45 минут на предприятие привезли круглый лес, произвели, отгрузили и доставили в том же графике. А такая логистика в отечественном лесопромышленном комплексе пока что невозможна – так не может работать не один из участников цепочки. А именно в value chain направляются средства, поэтому каковы характеристики цепочки, таковы и инвестиции. Но мы видим из статистики, что рост инвестиций в лесную промышленность РФ происходит. И он именно таков, каковы цепочки добавленной стоимости в российской лесной отрасли, то есть каковы их показатели – на основании которых и проводятся вложения денег.
Сравнивая объем прямых инвестиций в основной капитал российских и финских лесопромышленных предприятий в 2006 году, можно придти к неожиданному выводу: процент инвестиций финских компаний от их оборота близок к проценту инвестиций российских компаний от оборота. Все не так уж плохо Действительно, по данным Минпромэнерго в 2006 году прямые инвестиции в основной капитал лесопромышленного комплекса РФ составили приблизительно 1,1 млрд евро.
В то же время прямые инвестиции в лесные предприятия Финляндии составили примерно 2,2 млрд евро. Но оборот финской лесной отрасли равен примерно 40 млрд евро, а российской – 10 млрд евро. Получается, что в России вложили в основной капитал предприятий примерно 10,1% от оборота (главный объем инвестиций в основной капитал приходится на целлюлозно-бумажных гигантов: Илим Палп, Монди и Архангельский ЦБК), а наши соседи – примерно 5,5 % от оборота.
То есть в процентном соотношении в 2006 году в основной капитал российской лесной отрасли было вложено в 2 раза больше, чем в Финляндии. Это говорит о том, что прибыльность лесной отрасли в РФ в настоящее время выше, чем в лесной отрасли Финляндии, и совокупное сочетание стабильности и рентабельности, которое называется инвестиционным климатом, в России лучше, чем в Финляндии. Как такое может быть? Ситуация продиктована двумя основными причинами: во-первых, значительным по объему и по росту экспортом сырья – круглого леса и целлюлозы из России на рынок Китая и Финляндии. Именно этот экспорт в сегменте целлюлозы обеспечивает загрузку основных мощностей четырех российских целлюлозно-бумажных гигантов: Усть-Илимского ЛПК, Котласского ЦБК, Сыктывкарского ЦБК и Архангельского ЦБК.
А в сегменте круглого леса обеспечивает работу как финских целлюлозно-бумажных комбинатов, расположенных неподалеку от российско-финской границы, которые совокупно потребляют 12 млн куб м балансов из России в год, так и китайских деревообрабатывающих предприятий, которые совокупно потребляют ежегодно приблизительно 20 млн куб м лесного сырья из России.
Во-вторых, потребление леса из России в Китае, по некоторым подсчетам, растет приблизительно на 20% в год, а годовой рост объема экспорта целлюлозно-бумажной продукции из России на рынок Китая составляет приблизительно 10% в год. И, исходя из этих показателей, корпорация International Paper заявила свои планы по инвестициям.
Есть ли у вас план
Получив право распоряжаться арендой Илим Палп, International Paper будет обеспечена необходимым объемом прав на лесозаготовку, следовательно, за последующие 4 года увеличит объем лесозаготовки на 40%. А дополнительные лесозаготовительные машины приобретет по кредиту. Компания John Deere, к примеру, в 2007 году поставит три хлыстовых лесозаготовительных комплекса для ООО «ИлимСибЛес». Сырье будет переработано на целлюлозу, а целлюлоза экспортирована на рынок Китая. Планируемые инвестиции в активы Илима составляют примерно 1% годового оборота International Paper ($25 млрд). Что касается инвестиций в ЛПК России, то они составляют примерно 25% от существующего уровня инвестиций в основной капитал лесной промышленности России.
Сейчас Илим Палп инвестирует в основной капитал своих предприятий приблизительно $150 млн в год. То есть, с приходом профильного инвестора вложения в предприятия Илима вырастут примерно в 2 раза, в 2 раза вырастет производство, и прежде всего экспорт целлюлозы в Китай. Можно предположить, что за период 2007 – 2011 годов инвестиции в основной капитал лесной индустрии России тоже вырастут примерно в 2 раза и к 2011 году составят 2,2 млрд евро в год. Причем рост произойдет на 75% за счет целлюлозно-бумажной промышленности и на 25% за счет деревообработки.
Сразу уточним: мы не будем рассматривать проекты инвестиций со стороны непрофильных инвесторов в основной капитал новых крупных предприятий, к примеру, целлюлозно-бумажных. Кроме ЦБП, инвестиции будут осуществляться в деревообработку. Прежде всего речь идет о финских компаниях Stora Enso и UPM-Kymmene, которые могут инвестировать в те небольшие деревообрабатывающие, лесопильные и фанерные предприятия, которые они построили за последнее время на территории России: лесопильные заводы в Импилахти, Неболчи, Пестово, фанерная фабрика в Чудово. Инвестиции в них позволят финским компаниям компенсировать отрицательный эффект от введения Россией заградительных пошлин на экспорт круглого леса.
Финны вполне могут инвестировать в свои предприятия по деревообработке на Северо-западе РФ примерно 1 млрд евро совокупно в течение 4 ближайших лет. Ведь сейчас Финляндия ввозит в год примерно 3 млн куб м пиловочника из России. Если предположить, что половину этого объема финны смогут перерабатывать на нашей территории, им потребуется нарастить мощности по деревообработке приблизительно на указанную сумму.
Но и International Paper, и финским компаниям, и другим потенциальным инвесторам в ЛПК России, таким, например, как владелец Сыктывкарского ЦБК группа Mondi, необходимы, во-первых – четкие правила, во-вторых – соблюдение четких правил. Если International Paper закроет сделку с Илим Палп, это послужит весьма убедительным примером для потенциальных инвесторов.
Игра по правилам и без
Введение четких правил осуществляется именно сейчас, в период принятия подзаконных актов Лесного кодекса и порядка реализации приоритетных инвестиционных проектов. Ни то, ни другое пока не принято, поэтому ответить на вопрос, какими будут правила для инвесторов, возможным не представляется. Однако по опыту принятия Лесного кодекса, и по складывающимся в России предсказуемым, посему хорошим для инвесторов, обычаям делового оборота, можно сказать, что контуры предлагаемых сейчас подзаконных актов и приоритетных инвестиционных проектов останутся без изменений. Также как и вводимая система управления в лесной промышленности России вообще, и, в частности, в распределении прав на лесозаготовку.
Приоритетные инвестиционные проекты Согласно количеству вкладываемых средств, предлагается три ступени: инвестируя от 300 млн руб до 5 млрд руб, вы оплачиваете права на лесозаготовку по минимальной предлагаемой ФАЛХ расценке. Но только до того момента, пока ваши инвестиции не окупятся. Если вы инвестируете от 5 до 10 млрд руб, происходит все то же самое, с той лишь разницей, что вы платите 50% от минимальной арендной ставки. В случае, когда вложения превышают 10 млрд руб, вы ничего не платите пока не начнете получать прибыль. Во всех трех вариантах инвестор получает возможность беспошлинно ввозить производственное оборудование и вывозить готовые продукты.
Есть, однако, два туманных момента, прояснить которые пока никто не может. Во-первых, непонятно, кто и как будет определять срок окончания «периода окупаемости». Во-вторых, неясно, кто и каким образом будет контролировать исполнение обязательств. Скорее всего, это будут представители федеральных и региональных властей, ответственные за распределение прав на использование лесного фонда, а также контролирующие органы. Вводимая система управления ЛПК России может состоять из двух уровней – федерального и регионального, основным вопросом компетенции которых будет распределение прав на лесозаготовку. Для приоритетных проектов, если инвестиции будут значительны, это право будет определяться через федеральный уровень, а при относительно небольших объемах вложений – на региональном.
Желающий подать документы на сотрудничество в рамках приоритетного инвестиционного проекта, очевидно, будет направлять их для экспертизы в Министерство промышленности и энергетики, а после ее прохождения и получения положительного отзыва, окончательно вопрос будет рассматриваться Министерством природных ресурсов, непосредственно Лесной коллегией.
Что такое Лесная коллегия?
Посмотрим на состав коллегии: 37% представителей Министерства природных ресурсов и 34% представителей региональных властей. Председатель коллегии – министр Юрий Трутнев, его заместители и секретарь – работники Министерства природных ресурсов. Можно сказать, что это орган государственной власти, имеющий решающий голос в вопросе о распределении прав на лесозаготовку. Для получения информации о состоянии лесных ресурсов и промышленности, региональные подразделения ФАЛХ становятся информационно-аналитическими центрами на местах. А общественный совет при ФАЛХе сможет воздействовать на эти процессы, контролировать их и осуществлять помощь при вступлении России в систему устойчивых международных лесных отношений. Таким образом, формируется четкая и понятная система управления в лесной промышленности, которая, в сочетании с новыми законами, должна способствовать привлечению серьезных инвестиций. Сейчас невозможно сказать, хороша или плоха эта система: чтобы она показала свою действенность, должно пройти время, но отраден сам факт ее существования и простоты.
Комментарии