Капитальные вложения в развитие целлюлозно-бумажной промышленности России носят, в большей степени, декларативный характер. Начнется ли долгожданный инвестиционный бум в отрасли или пик вложений уже пройден?
Состояние национальной целлюлозно-бумажной промышленности
В мировой целлюлозно-бумажной промышленности Россия с ее огромными лесными запасами занимает далеко не лидирующие позиции (в 2004 году по разным видам продукции – 8-13-е места, 3-5% объема), уступая не только США, Финляндии, Германии, но и Китаю, Индонезии и Бразилии. В национальном лесопромышленном комплексе отрасль, несмотря на свою самую высокую доходность, находится в плачевном состоянии. Так, по итогам 2005 года изношенность оборудования предприятий, в основном построенных в 30-50-х годах, превысила 90%, более 50% требует модернизации, 45% — полной замены. На этом фоне через десять лет прогнозируется развитие кризиса ЦБП, что обусловливает необходимость серьезных вложений: в ближайшие годы – от $900 млн в год (по оценке РАО «Бумпром») до $2-3 млрд в год (по оценке ряда инвестиционных компаний); до 2015 года – 1,3 трлн руб. (по оценке специалистов отрасли). А вот для сравнения планы Минпромнауки: в 2006 году – 22 млрд руб., а в 2015 году – 127,2 млрд руб…
Какова же реальная ситуация с инвестициями в ЦБП? Действующие предприятия, в лучшем случае, финансировали модернизацию (в среднем на 35%) или расширение производства, направленные на наращивание выпуска картона (из-за недостатка средств). При этом общий объем ввода нового оборудования был в два раза меньше выбывающих производственных фондов. В итоге за последние 15 лет в РФ не был сдан в эксплуатацию ни один новый ЦБК. Необходимо отметить, что объемы бюджетных инвестиций в отрасль в 1999-2005 годах в 2,45 раза превысили иностранные вложения, которые в 2005 году, по оценке Pricewaterhouse Coopers, составили 0,5% от общего объема инвестиций в экономику РФ. Со стороны иностранных игроков в большей степени велась оценочно-планировочная деятельность и частично финансировалась модернизация производства (International Paper, Mondi, Stora Enso, Swedwood, UPM Kymmene и китайский бизнес).
Анализ направленности инвестиций в российскую ЦБП с 1998 года показывает, что их объем по реализуемым проектам составил только 8% от суммы вложений, продекларированных на период до 2016 года. Из финансовых средств по реализуемым проектам со строительством новых предприятий были связаны 43%, из суммы нереализуемых проектов – 69%, остальные подразумевали только модернизацию (расширение) производства. Проекты по инвестициям в отрасль из 89 субъектов России имелись в 30, но лишь в 18 регионах инвестиционные проекты находились в стадии реализации. Если выбрать лидеров по финансовому объему продекларированных проектов, в том числе реализуемых и нереализуемых, то в первую пятерку войдут: по продекларированным инвестициям Иркутская область, Красноярский край, Пермская область, Карелия и Томская область; по доле реализуемых проектов в продекларированных Читинская, Ленинградская, Архангельская, Иркутская и Нижегородская области. То есть намерения далеко не всегда совпадали с реальностью. Причина данного явления обусловлена низкой инвестиционной привлекательностью ЦБП (по рейтингу ИК «Финам» – 12-е место среди производственных отраслей), которая продолжает падать. Так, США отказались от своих намерений содействовать повышению объемов российского экспорта целлюлозно-бумажной продукции. От контроля отрасли отошел В. Коган, продав акции Братского и Усть-Илимского ЛПК, Котласского ЦБК в пользу компании «Илим Палп».
Причины непривлекательности
По мнению многих специалистов, повышению объемов капиталовложений в отрасль препятствуют:
– проблемная предсказуемость развития российской экономики в целом, неоднозначность законодательных положений и неопределенность новой лесной политики;
– сохранение сырьевой ориентации экспорта из-за неспособности правительства ее изменить;
– правовая и административная негарантированность долгосрочного обеспечения проектов лесными ресурсами;
– несоответствие требованиям по прозрачности бизнеса, высокая степень криминализации, продолжение корпоративных войн в российском ЛПК;
– медленный переход на международные стандарты отчетности и бухучета;
– подорожание леса, критическая истощенность практически всех доступных и освоенных лесов на фоне малой доступности лесных ресурсов в неосвоенных районах, сезонный цикл лесозаготовки;
– неразвитость энергетической и транспортной инфраструктуры районов с высокой лесистостью, диспропорции в расположении компонентов предприятий;
– техническая отсталость и недостаточный уровень развития производственных мощностей при высоком уровне их использования (до 90%);
– высокая ресурсоемкость и энергоемкость единицы лесобумажной продукции по сравнению с развитыми лесопромышленными странами мира (США, Финляндия, Швеция, Канада);
– низкая экологичность устаревшего производства;
– недостаточный для привлечения крупного иностранного кредита объем собственных средств;
– высокая капиталоемкость проектов новых ЦБК ($1-2 млрд), долгосрочность их строительства (до 8 лет) и окупаемости (до 15 лет);
– малая рентабельность отрасли (4-6,7%);
– низкая степень акционирования предприятий, слабо развитые рынки ценных бумаг и фондовый;
– недостаточная консолидация и вертикальная интеграция компаний;
– уменьшение образовательной и научно-технической базы для подготовки специалистов, их дефицит, отсутствие рабочей силы в лесных районах;
– низкий уровень оплаты труда при быстро растущих ценах на потребительские товары;
– нестабильность отношений между поставщиками сырья и покупателями продукции, низкая платежеспособность российских покупателей;
– недобросовестное информирование инвесторов официальными лицами и владельцами предприятий отрасли о реальном положении дел на объекте (районе) инвестиций.
Удастся ли привлечь инвестора
Возможно проявление интереса к лесным активам, в том числе в ЦБП, национальными металлургическими и нефтяными компаниями, а также финансирующими их структурами. В том числе, по оценке Pricewaterhouse Coopers, в отрасли вероятно инициирование более масштабных портфельных инвестиций и вывода на IPO ее самых крупных предприятий. При этом экономическими факторами, определяющими возможность капиталовложений в ЦБП будут: нестабильность курсов валют, рост цен на энергоносители, увеличение транспортных затрат и стоимости сырья, а также нарастание влияния развивающихся рынков. В том числе, характерным фактором станет влияние на стоимость продукции роста цен на бензин. Именно из-за него многие аналитики предрекают экономический кризис, сравнимый с дефолтом 1998 года. В данных условиях государство в большей степени будет озабочено проектами ТЭК (с попутным разрешением нефтяного кризиса) и металлургии, а также вложениями из Инвестиционного фонда (при условии преодоления кризиса) в развитие транспортной инфраструктуры и …туристско-рекреационных ОЭЗ. И это важно, но как же быть с финансовыми проблемами ЦБП? Прогноз министерства экономического развития на ближайшие годы не дает принципиальных ответов на этот вопрос, больше внимания уделяя нефтегазовым проектам.
Краткосрочная перспектива – 2007-2009 годы
Предполагается, что с вступлением в силу нового Лесного кодекса (в январе 2007 года), а также в ходе подготовки России к принятию в ВТО (2009 год) инвестиционный интерес может перейти в стадию практического инвестирования в лесную промышленность. Предпосылкой для этого станет активизация консолидационно-интеграционных процессов в отрасли, в ходе которых вложения будут направлены на развитие наиболее прибыльных освоенных производств – упаковочного сырья, бумажно-беловых изделий и целлюлозы. С конкретизацией планов по ГЭС (Сибирь, Дальний Восток) и, возможно, АЭС (Приморье) ожидается практическое участие крупнейших игроков («РусАл», «Газпром», Evraz Group, «Евразхолдинг», Vostok Nafta, Arkley Capital, «ЧЭМК», «Северсталь», «Национальная инвестиционная группа», Tsar Timber Group и др.) в инвестировании строительства новых ЦБК на Урале, в Иркутской области, Забайкалье, на Дальнем Востоке. И особенно – в приобретении лесных активов. Предполагается также увеличение объемов средств, выделяемых Инвестиционным фондом РФ на развитие инфраструктуры отдельных лесных районов страны, опять же при условии успешного преодоления нефтяного кризиса. В этом случае в Приангарье возможно бюджетное участие в финансировании строительства ЦБК. Непосредственно иностранные вложения в отрасль в этот период: – будут напрямую зависеть от практических результатов компаний в новых экономических условиях и объемов национальных капиталовложений в ее развитие; – с одной стороны, инвестиционный пик может быть пройден именно в данные годы, так как рост ставок ФРС США и Европейского ЦБ сдержит капиталовложения в развивающиеся рынки; – с другой стороны, не исключается активизация привлечения иностранных капиталовложений за счет ожидаемого укрепления рубля, удешевления доллара и расширения масштабов IPO российских лесных холдингов.
В последнем случае лидерами инвестиций в ЦБП останутся компании Mondi Business Paper, International Paper, Zindel Investment Partners, Standard Bank, Stora Enso, Swedwood, UPM Kymmene, к которым присоединятся норвежская компания «Ларис палп», а также китайские и японские игроки. Кроме того, американская Internatinal Paper может приобрести часть активов «Илим Палп», что усилит интерес со стороны других иностранных компаний к отрасли. При этом предполагается, что иностранные вложения превысят российские. Если разделить потенциальных инвесторов по странам, то наибольшая активность ожидается от игроков из КНР, Финляндии, Германии, США, Австрии и Швеции, которые ранее начали изучение объектов, в первую очередь, в СЗФО, СФО, ПФО и ДВФО. Однако в этот период интересам иностранного капитала может препятствовать увеличение инвестиционных рисков на фоне развития одного или нескольких факторов: – сомнения ведущих инвесторов в связи с отсрочкой принятия России в ВТО; – повышение цен на энергоносители в соответствии с требованиями ВТО (на внутреннем рынке по аналогии с мировыми), а также из-за дальнейшего ухудшения обстановки на Ближнем Востоке; – сокращение в мировой ЦБП количества предприятий и численности их персонала; – последствия применения неоднозначных формулировок Лесного кодекса и других законодательных актов РФ в отношении иностранных инвесторов; – осложнение доступа иностранных компаний на внутренний рынок с целью сохранения максимально высокой доходности (по аналогии с нефтегазовой и добывающей отраслями); – повышение степени износа оборудования в национальной ЦБП к 2008 году до критической (95-100 %) и невозможность дальнейшего увеличения производства; – проблематичность сохранения низкой себестоимости и конкурентоспособности российской продукции; – повышение объемов импорта дешевого макулатурного сырья; – усиление конкурентной борьбы на внутреннем рынке страны, особенно между агрессивными игроками; – нерешительность национального бизнеса по поводу перспективности вложений в ЦБП; – ухудшение демографической и социальной ситуации в ряде субъектов России, особенно в ДВФО; – усиление экономического доминирования: КНР – на Дальнем Востоке и Сибири, Япония – на Южных Курилах, а также затруднение Германией и Эстонией экономических связей между основной территорией России и Калининградской областью; – ухудшение политической и экономической ситуации в РФ после предстоящих выборов из-за последствий усиления сырьевой направленности экспорта; – необязательность бюджетной инвестиционной политики; – повышение интереса к лесным активам лишь как потенциальным источникам возобновляемых энергоресурсов. Данные факторы в зависимости от государственной политики и деятельности бизнеса делают возможными как низкую, так и высокую степени риска капитальных вложений в ЦБП в последующие годы.
Среднесрочная перспектива – 2010-2019 годы
Низкая степень инвестиционного риска будет обусловлена существенным изменением доли экспорта продукции, стимулированием налоговой политикой поставок современного оборудования, существенным ростом производства национальной ЦБП и ее дальнейшей консолидацией. При этом слияниями в отрасли могут активно управлять как ранее созданные холдинги, так и глобальные металлургические (горнодобывающие), строительные, инвестиционные компании и крупные банки. Первоначально на основе региональных холдингов возможно формирование стратегических альянсов, а затем – глобальных компаний с российским участием. В процессе концентрации производства все большее внимание будет уделяться приобретению новыми холдингами информационных ресурсов – издательские дома, рекламные агентства и т.п. Вероятно, что в этих условиях преобладание получат портфельные инвестиции со стороны глобальных холдингов в перспективные объекты – современное производство и крупные лесные активы. Консолидация будет сопровождаться банкротством мелких и технически отсталых предприятий ЦБП и соответствующим переделом их лесных активов, к которым могут проявить интерес глобальные холдинги, а также компании «Газпром», «Ренессанс Капитал», «Илим Палп», «Континенталь-Менеджмент», Vostok Nafta, Varyag Resources, Taiga Capital, Национальная лесоиндустриальная компания и др. При этом в ЦБП не исключается столкновение их коммерческих интересов.
Позитивный процесс консолидации позволит успешным национальным производителям обновить производство более чем на 50%, внедрить сертификацию сырья и продукции, что создаст базу для более масштабного входа иностранных инвесторов в ЦБП России. Капиталовложения будут направляться на повышение объемов производства и экспорта высококачественной продукции: писчая и косметическая (тонкая) бумага и крафт-бумага. При этом вероятно использование иностранными инвесторами практики целенаправленных капиталовложений в перспективную базу, территории с развитой инфраструктурой и крупные лесные активы. Высокая степень инвестиционного риска будет обусловлена негативными последствиями вступления в силу нового Лесного кодекса – глобальным переделом сфер влияния и собственности в ЦБП. Ожидаемого прибавления продукции или повышения ее качества не произойдет, так как начнется новый всплеск коррупции в ЛПК, борьба за владение лесным фондом, криминализация отрасли, распад лесного хозяйства, рост безработицы и нищеты в лесных поселках (особенно в регионах с кризисной демографической ситуацией). Существенно осложнится легальный выход национальной ЦБП на международный рынок и приход в РФ иностранных инвесторов.
В этих условиях Россия вряд ли выйдет в число лидеров экспорта высококачественной продукции, так как не сможет полностью отказаться от дешевого производства картона, преодолеть монополизацию рынка транснациональными корпорациями, сломать стереотипы о недобросовестности и необязательности российских партнеров, отойти от нецивилизованных методов ведения торговли, а также завершить бесконечный передел собственности и постоянную замену экспортных схем. В компаниях, использующих ЦБК советской постройки и не обновивших оборудование, к 2016 году предполагается развитие кризиса, который будет сопровождаться поглощением предприятий с крупными лесными активами на территориях с перспективной инфраструктурой. При этом российскую продукцию с мирового рынка смогут сместить компании Южной Америки и стран АТР, которые введут производственные мощности более чем на 6,8 млн тонн товарной целлюлозы. На фоне повышения дефицита традиционного сырья для ТЭК возможно резкое снижение капиталовложений в ЦБП в пользу финансирования строительства крупных заводов по выпуску пеллет и евродров, а также проведения ТЭО производства жидкого биотоплива из древесины.
В ряде регионов не исключается развитие экономического доминирования компаний иностранных государств: КНР – на Дальнем Востоке и Урале, в Сибири; Японии – в Сахалинской области; Германии и стран Балтии – в Калининградской области. Этот процесс будет сопровождаться превентивными капиталовложениями (как инновационными, так и портфельными) с целью стимулирования направлений, выгодных владельцам потенциальных активов. Однако общий объем инвестиций в российскую ЦБП уменьшится. Будут ли в этих условиях реализованы планы Минпромнауки по строительству до 2015 года пяти ЦБК суммарной мощностью 4,9 млн тонн в год, 20 бумажных фабрик с мощностью 8 млн тонн, 20 картонных заводов с объемами производства до 4,9 млн тонн? Маловероятно.
Долгосрочная перспектива – 2020-2050 годы
Для прогноза на данный период необходимо учесть важное обстоятельство. Исчерпание запасов энергоносителей возможно в следующие сроки: нефть – через 40-100 лет; газ – 70-120 лет; уголь – 160-1000 лет. В интересах удовлетворения потребностей Западной Европы в энергоносителях вероятен скачок инвестиций в освоение производства жидкого биотоплива из древесины, начиная со Швеции, Финляндии и Бразилии. Поэтому именно с 2020 года предполагаются значительные капиталовложения в лесные активы России, что не исключает частичный отказ от инвестиций в ЦБП, в пользу приоритетного развития биотопливных проектов. Китай, например, к данному сроку планирует внести в экономику РФ $12 млрд. Исходя из роста дефицита древесины в КНР, ее планов по строительству предприятий ЛПК в приграничных регионах России, а также прогноза по экономическому доминированию Китая в Сибири и на Дальнем Востоке, можно ожидать с китайской стороны существенный рост новых вложений и в российский ЛПК, и в инфраструктуру отраслевых объектов. А есть еще Япония, Германия, Эстония, Финляндия, США, Малайзия и другие государства, компании которых могут действовать аналогичными способами. Большинство вышеперечисленных инвестиционных рисков, по-видимому, сохранит свою актуальность и будет в значительной мере влиять на снижение приоритетности развития отрасли в ЛПК. Станут ли на этом фоне капитальные вложения в ЦБП более актуальными? Скорее всего, нет. Вся громада инвестиционных проектов по отрасли может так и остаться продекларированной.
Какие могут быть приняты меры?
Как видно из анализа состояния отрасли и прогноза ее развития, радужные инвестиционные перспективы маловероятны. Однако реальных заменителей целлюлозно-бумажной продукции на рынке пока не видно, а искренних или наивных иностранных инвесторов очень мало. Поэтому необходимо принять все меры для повышения инвестиционной привлекательности национальной ЦБП и сохранения всех ее компонентов под российским экономическим контролем. Сделать это должны бизнесмены, ученые, общественность и, конечно, государство.
Такими мерами могут быть:
– переход от декларирования реформ к реформированию правовых и экономических основ капиталовложений в развитие производства;
– изменение тарифно-таможенной и налоговой политики в интересах производства высококачественной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке;
– расширение преимуществ особых экономических зон и включения проектов ЦБК в их состав;
– развитие энергетической и транспортной инфраструктуры лесных районов;
– предоставление гарантий по долговременному лесопользованию и привлечению иностранных инвестиций (страхованию инвестиционных рисков);
– решение демографических и социальных проблем отдельных регионов в интересах сохранения над ними полного экономического контроля государства;
– реформирование системы подготовки специалистов, исходя из реальной потребности отрасли;
– предоставление долгосрочных кредитов с более низкими процентными ставками;
– устранение несоответствия цен на лесоматериалы тарифам на транспортные услуги и энергоресурсы;
– повышение экологичности предприятий;
– расширение объемов сертификации продукции на всех ступенях;
– переход к грамотному корпоративному управлению;
– внедрение инновационных технологий, проведение IPO, открытие компаний для стратегических иностранных инвесторов;
– переход к новым финансовым схемам (проектное финансирование, лизинг) и залоговым механизмам.
Только общими усилиями, в рамках комплексного подхода национальная ЦБП может быть спасена от потенциального кризиса и выведена в мировом производстве на позиции, достойные объема лесных запасов России и ее международного авторитета.
Комментарии