Правительство области внесло в парламент законопроект, предполагающий введение электронной системы учета пиломатериалов.
В августе 2016 г. Министерство природных ресурсов и экологии России обратилось в Генпрокуратуру РФ с просьбой взять под контроль борьбу с «черными лесорубами» в Иркутской обл. По словам министра Сергея Донского, в январе–августе 2016 г. объем нелегально заготовленной древесины в регионе составил 575,9 тыс. м3 (71% от общего объема в РФ). В 2015 г. в РФ выявлено более 17 тыс. случаев незаконных рубок с объемом 1,2 млн м3 древесины, из них 677 тыс. м3 и 3 тыс. случаев – в Иркутской обл. Вред, причиненный лесному фонду от нелегальной вырубки леса в Иркутской обл., составил 3,5 млрд руб. Для сравнения: в Хабаровском крае за первое полугодие 2016 г. было выявлено всего 170 фактов незаконных рубок объемом 7,7 тыс. м3, ущерб от которых составил более 400 млн руб.
«То, что 71% общероссийского объема пришелся на Иркутскую обл., можно объяснить как объективными, так и субъективными факторами, – считает директор компании «Лесная сертификация» Павел Трушевский. – Регион является лидером по заготовке и переработке древесины, вторым по запасу древесины, совсем рядом находится мировой центр лесопереработки (Китай), безусловно стимулирующий незаконный оборот леса. Кроме того, в 2015 г. закончилась длившаяся много лет череда отставок и назначений руководителей Агентства лесного хозяйства, и сейчас можно говорить об относительной стабильности в органах управления.
Эта стабильность могла повысить качество исполнения Иркутской обл. своих полномочий в управлении лесами, и в регионе стали выявлять больше преступлений, что не преминуло отразиться на статистике. Кстати, российско-китайская государственная граница контролируется таможней, есть тема возмещения экспортного НДС, а вот внутренние торговые операции мало кому интересны и подконтрольны». По словам Павла Трушевского, высокий процент нелегальной заготовки древесины в Иркутской обл. не означает, что в остальных регионах России эта проблема стоит менее остро. «Думаю, даже наоборот – иркутяне честно признались в наличии проблемы и стали с ней разбираться, а в остальных субъектах думают, что и так все хорошо, – добавляет он. – К примеру, в центральной части страны тоже есть свой мощный экономический стимул нелегальных рубок – это внутренний рынок строительных материалов. Взять то же Подмосковье, не уверен, что там реализуется исключительно легальная древесина».
Для того чтобы сократить объем нелегально заготавливаемой древесины, в России с 2015 г. была запущена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), в которую заносится информация обо всех совершаемых с древесиной сделках. «ЕГАИС своим появлением создала основу для пресечения незаконного оборота, – считает Павел Трушевский. – Однако сама по себе система проблему не решит. Этим должны заниматься в том числе межведомственные комиссии, надзорные органы, органы управления лесами. ЕГАИС для них лишь инструмент. И КПД ее использования зависит в большей степени от полноты и качества информации в системе. Кроме того, технически сейчас исключительно по ЕГАИС нельзя выстроить полноценные цепочки движения древесины, так как в системе отсутствуют данные о дальнейшей судьбе круглых лесоматериалов (за исключением экспортных операций). Сформировалась потребность дополнить ЕГАИС данными о первом переделе, и тогда мы получим более полную картину. Кстати, мы, как орган по сертификации, учимся использовать ЕГАИС, и система нам хорошо помогает».
По мнению генерального директора ЛХК «Череповецлес» Валерия Писарева, ЕГАИС никак не поможет сократить объем нелегальной заготовки древесины. «ЕГАИС списана с системы оборота спиртосодержащих продуктов, – рассказывает он. – При этом в России объем «паленой» водки и других спиртных изделий составляет 30%. И все равно переносим эту систему на лес. И какого результата ожидать? Для добросовестных арендаторов ЕГАИС – это только дополнительные затраты. А если я сегодня украл лес, привез на свою лесопилку и напилил из него досок? Доски-то под ЕГАИС не попадают». По мнению эксперта, чтобы бороться с «черными лесорубами», нужно устранить социальные проблемы в регионе. «В Вологодской обл. есть районы, где людям, чтобы прокормить семью, кроме как рубкой леса, заняться нечем, а лес государство не дает. Что им остается делать? Воровать лес! Нужно сначала убрать социальные корни этого явления», – полагает Валерий Писарев.
По словам Павла Трушевского, для того, чтобы повысить эффективность борьбы с «черными лесорубами», нужно разделить преднамеренную и непреднамеренную нелегальную заготовку древесины. И основные усилия направить на борьбу с преднамеренной «нелегалкой». «Центральное место здесь занимает позиция органов управления лесами и глав субъектов, – полагает Павел Трушевский. – При наличии сильной мотивации у руководства региона и взаимодействии со всеми заинтересованными структурами, в том числе со зрелым бизнесом, порядок на рынке лесоматериалов навести несложно. Используя современные дистанционные методы сбора и обработки данных, при поддержке силовых структур можно на уровне региона выровнять ситуацию уже за год».
Министр лесного комплекса Иркутской обл. Сергей Шеверда заявил, что «межведомственное взаимодействие по борьбе с «черными лесорубами» будет усилено», и рассказал о заинтересованности правительства региона в сотрудничестве с различными структурами для пресечения нелегального оборота древесины. В Иркутской обл. регулярно проводится межведомственное оперативно-профилактическое мероприятие «Лесовоз», направленное на предотвращение и выявление преступлений в лесном хозяйстве. Рейды по выявлению незаконных рубок и транспортировки древесины могут продолжиться до конца текущего года. Однако 90% незаконных рубок на территории Иркутской обл. обнаруживается в ходе проведения дистанционного мониторинга использования лесов, об этом сообщил Сергей Шеверда. Всего же в регионе мониторингом охвачено девять лесничеств общей площадью 11,6 тыс. га. Для повышения эффективности применения полученных данных, подтверждающих факты незаконной рубки, в регионе разработан и проходит согласование проект соглашения о порядке оперативного межведомственного обмена материалами космической съемки.
Также сразу же после обращения главы Минприроды в Генпрокуратуру на территории двух лесничеств Иркутской обл. был запущен пилотный проект Рослесхоза по непрерывному дистанционному мониторингу. Первые результаты его применения будут представлены в Рослесхозе до 5 ноября 2016 г. После оценки эффективности пилотного проекта будет принято решение о его проведении во всех лесничествах области.
Еще одна инициатива, направленная на снижение оборота нелегально заготовленной древесины, – пилотный проект по маркировке древесины, который планируется запустить в Иркутской обл. в 2017 г. Это позволит выработать механизм организации сквозного учета лесозаготовки и, как следствие, контроля за транспортировкой лесоматериалов, мест их хранения, переработки и отгрузки. Правительство Иркутской обл. выдвинуло предложение маркировать не каждое бревно отдельно, а всю партию транспортируемого леса, например одна бирка на одну машину, перевозящую 20–40 м3 древесины. Региональными властями разработан план мероприятий по реализации проекта, который требует принятия комплекса нормативно-правовых актов. Один из них – законопроект по регулированию деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины – уже внесен в областной парламент. Законопроект предполагает постановку на учет всех пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории области. После реализации закона появится электронная система учета пиломатериалов, которая, по замыслу ее разработчиков, позволит отслеживать всю цепочку передвижения древесины.
Комментарии