Потребность лесного комплекса России в инвестициях составляет 3,13 трлн руб., считают в Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров России. По мнению вице-президента союза Николая Иванова, 37,4% этой суммы необходимы для развития целлюлозно-бумажной промышленности, 26% – лесного хозяйства, 16% – производства древесных плит.
Такие вложения позволили бы, по мнению эксперта, нарастить долю лесного сектора в ВВП страны до 3–4%, создать 25 тыс. дополнительных рабочих мест, увеличить налоговые отчисления в бюджет на сумму свыше 10 млрд руб. в год. «Перспективная мера поддержки и привлечения инвестиций в отрасль – специальные инвестиционные контракты», – рассказывает Николай Иванов. Такие контракты предусмотрены в «дорожной карте» лесного комплекса России и регулируют отношения между частным инвестором и государством, представителями которого выступают Минпромторг или субъекты РФ.
По данным Росстата, с января по сентябрь 2015 г. объем инвестиций в ЛПК России составил 57,2 млрд руб., большая часть из которых – 31,2 млрд руб. – была направлена в сегмент обработки древесины и производство изделий из нее. В 2014 г. в основной капитал компании лесопромышленного комплекса инвестировали 75,30 млрд руб., что на 10,2% меньше, чем годом ранее. Инвестиции в целлюлозно-бумажные предприятия за отчетный период сократились на 21,5%, до 30,37 млрд руб. Рост инвестиций был зафиксирован в сегменте деревообработки, где объем вложенных средств увеличился на 29,9%.
В Рослесхозе считают, что из-за изменений конъюнктуры рынков лесобумажной продукции, нестабильного курса рубля и сложной финансово-политической ситуации объем потенциальных инвестиций в 2016 г. в лесной комплекс Российской Федерации предсказать сложно. Тем не менее в ведомстве полагают, что «необходимо создавать условия для активного привлечения частных инвестиций в создание лесоперерабатывающей инфраструктуры и лесных дорог». В Рослесхозе считают, что инвестиции должны направляться преимущественно на развитие целлюлозно-бумажных комбинатов, которые являются основными потребителями невостребованной низкокачественной древесины и выпускают лесопромышленную продукцию с высокой добавленной стоимостью. При этом создание нового ЦБК требует серьезных инвестиций. Строительство комбината годовой мощностью 1 млн т целлюлозы обойдется более чем в 1,1 млрд евро.
Основные факторы, сдерживающие развитие лесного комплекса, − слабо развитая транспортная инфраструктура в лесах: средняя протяженность лесных дорог в России составляет 1,46 км на 1000 га лесных земель. Для сравнения: в странах Западной Европы и Северной Америки она составляет от 10 до 45 км на 1000 га. По расчетам Рослесхоза, стоимость 1 км лесной дороги круглогодичного использования превышает 3 млн руб. По оценке экспертов, для улучшения доступности лесного фонда требуется создание около 7 тыс. км лесных дорог, что также требует большого объема инвестиций. Кроме того, по данным Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, площадь освоенной расчетной лесосеки в стране сегодня не превышает 25%, что связано и с отсутствием переработки низкокачественной древесины. Эта проблема особенно актуальна для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (ДФО), где сосредоточены огромные лесные ресурсы, а спроса на низкокачественную древесину практически нет, в том числе и из-за труднодоступности региона с точки зрения логистики. В ДФО основные виды выпускаемой лесопромышленной продукции – пиломатериалы, шпон, круглые лесоматериалы. Низкокачественная древесина, в связи с отсутствием спроса, зачастую остается в лесу. Это влечет за собой ухудшение санитарного состояния леса, повышение пожарной опасности и экономический ущерб арендатору лесного участка.
Сегодня в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ прорабатываются инициативы по привлечению частных инвестиций в создание лесных дорог. Для стимулирования частных инвестиций в создание лесоперерабатывающих мощностей уже сейчас действуют механизмы особых экономических зон, территорий опережающего развития. «ОЭЗ создает благоприятные инфраструктурные и экономические условия для становления и развития бизнеса, − считает руководитель отдела маркетинга Kastamonu Дина Семенова. − Обеспечивается гибкая система налогообложения для инвесторов. Объекты инженерной и транспортной инфраструктуры особых экономических зон создаются за счет государственных инвестиций, что облегчает запуск производств на первоначальном этапе. Кроме того, особая экономическая зона в лице управляющей компании помогает резидентам в решении многих проблем: от кадровых до административных». Для увеличения инвестиционной привлекательности ЛПК с 2007 г. применяется механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в июле 2015 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров», призванное стимулировать деятельность в сфере промышленности и регулировать нормы работы промышленных кластеров.
Комментарии