После закрытия европейских рынков одним из немногих направлений, оставшихся открытыми для поставки российских пиломатериалов, является Япония. Однако перенаправить в эту страну объемы досок, ранее поступавших в Европу, в ближайшие три года не удастся.
С 19 апреля Япония вслед за Европой и США ввела в отношении России санкции в связи со специальной военной операцией на Украине. Японское правительство ввело запрет на импорт из России 38 наименований экспортных товаров, среди которых круглый лес, шпон и древесная щепа. Стоит отметить, что эти санкции были зеркальными – до этого еще в начале года Россия ввела запрет на экспорт необработанной древесины, а потом ввела ограничение на поставку шпона и щепы в недружественные страны, среди которых оказалась и Япония. Поставок пиломатериалов и пеллет запрет не коснулся.
Что касается круглого леса, то его Япония у России закупала совсем немного – в 2021 г., согласно данным Lesprom Analytics, объем поставок составил всего 35,4 тыс. м3. При этом общий японский импорт необработанной древесины был на уровне 2,64 млн м3 (+14,7%). Таким образом, на Россию пришлось всего 1,34% от общего объема поставок. В январе–июне 2022 г. поставки леса из России в Японию упали на 66%, до 6,7 тыс. м3. При этом Япония заметно нарастила закупку круглого леса в Эквадоре (с 0,2 тыс. м3 в январе–июне 2021 г. до 1,25 млн м3 в январе–июне 2022 г.) и Китае (с 0,5 тыс. м3 до 83 тыс. м3).
Закупки российских пеллет, шпона и древесной щепы у Японии также были невелики. В 2021 г. объем поставок шпона из России в Японию составил 172,4 тыс. т на сумму $77,4 млн, щепы – 80 тыс. т на сумму $12,2 млн.
Из-за недостатка энергетических мощностей в Японии после ядерной катастрофы в Фукусиме страна стремительно наращивает альтернативные источники энергии, в том числе использование в качестве топлива древесных пеллет. В 2021 г. импорт топливных гранул в Японию вырос на 53,7%, до 3,12 млн т. Экспорт древесных пеллет из России на японский рынок в минувшем году составил 102,2 тыс. т на сумму $16,6 млн. В 2022 г. на фоне энергетического кризиса спрос на биотопливо в этой стране увеличился. Согласно отчету Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, газ и нефть вошли в список семи труднозаменимых ресурсов. Согласно отчету ведомства за март текущего года, Япония зависит от импорта российского СПГ на 8,8%, коксующегося угля – на 8%, нефти – на 3,6%. В июне Япония свела закупку российского ископаемого топлива к нулю, однако уже в июле возобновила поставки. В то же время стараясь заместить ископаемые виды топлива страна наращивает потребление пеллет для получения электроэнергии. В январе–мае объем поставок древесных топливных гранул из России в Японию возрос на 773,2%, до 52,8 тыс. т.
В июне отгрузок гранул на этот рынок из России не было. Чтобы наращивать поставки пеллет на японский рынок, российским компаниям там придется конкурировать с Вьетнамом, Канадой и США, чьи поставки на этот рынок также растут. Так, по итогам первого полугодия 2022 г. Вьетнам нарастил поставки пеллет в Японию на 51,7%, до 916,2 тыс. т, Канада – на 22,8%, до 510,5 тыс. т, США – на 164,7%, до 71,3 тыс. т.
Закупки российских пиломатериалов Японией гораздо более существенные. В январе–июне 2022 г. их объем составил 486,6 тыс. м3 (+35,7%). Стоимость экспорта выросла на 107,3%, до $269,7 млн, а средняя цена кубометра досок – на 52,8%, до $554,3, таковы данные Lesprom Analytics. Только за июнь на этот рынок российскими поставщиками было отгружено 89,2 тыс. м3 досок (+31,8%). Стоимость экспорта выросла на 65,5%, до $46,5 млн. А кубометр российских досок на японском рынке, который и без того отличается высокими ценами на пиломатериалы, подорожал на 25,6%, до $520,8.
«Емкость японского рынка пиломатериалов в 2021 г. составляла около 15 млн м3, из которых около 9 млн м3 было произведено в Японии, около 4,8 млн м3 было импортировано, – рассказывает партнер консалтинговой компании Strategy Partners и независимый член совета директоров Югорского ЛПХ Павел Билибин. – Крупнейшими поставщиками пиломатериалов на японский рынок стали Канада (1,2 млн м3), Россия (850 тыс. м3), Швеция (760 тыс. м3), Финляндия (730 тыс. м3)». По данным японского Агентства лесного хозяйства, импорт древесины в Японию в прошлом году составил в стоимостном выражении около $120 млрд, из которых на долю России приходилось 5,1%. 10 лет назад эта доля равнялась 4,5%.
Как отмечает Павел Билибин, основной потребитель пиломатериалов в Японии – это частное деревянное домостроение. «Конструктивно традиционный японский деревянный дом не меняется на протяжении многих лет. Несмотря на достаточно стабильные объемы жилищного строительства, Япония год от года сокращает импорт пиломатериалов: так, в 2017 г. поставки составляли 6,3 млн м3, в 2019 г. – 5,7 млн м3, – рассказывает эксперт. – Учитывая общее сокращение импорта пиломатериалов в Японию, а также специфику рынка, по моим оценкам, суммарный объем потенциального увеличения импорта российских пиломатериалов может составить не более 15–20%. При этом увеличение доли импорта из России возможно только за счет замещения канадских и европейских поставщиков. Для этого будет необходимо поставлять продукцию лучшего качества по более низким ценам, чем поставщики-конкуренты».
По словам директора по продажам «ММ-Ефимовский» Павла Старкова, в ближайшие три-пять лет переместить на японский рынок те объемы пиломатериалов, которые раньше шли в Европу, будет невозможно. Как отмечает эксперт, японские компании сейчас ведут себя крайне осторожно и занимают выжидательную позицию, не торопясь увеличивать закупку российской продукции.
«Японские покупатели предъявляют жесткие требования как к самой продукции, так и к поставщикам, – поясняет Павел Билибин. – Очень важно качество самой древесины, а также качество обработки и сортировки пиломатериалов. Не менее важным фактором является репутация поставщиков, очень ценятся стабильность и аккуратность поставок, поэтому «новым» поставщикам достаточно сложно выйти на этот рынок. Путь от первых переговоров с потенциальным японским покупателем до начала стабильных поставок может занимать до двух-трех лет».
На японском рынке сейчас довольно жесткая конкуренция. По мнению Павла Старкова, сейчас с Японией пытаются работать многие европейские компании. А те, кто уже работает на этом рынке, наращивают свои поставки. Согласно данным Lesprom Analytics, в январе–июне 2022 г. экспорт пиломатериалов из Европейского союза в Японию вырос на 34,4%, до 1,36 млн м3. Наибольшие объемы поставок досок из ЕС в Японию пришлись на Швецию (490,5 тыс. м3), Финляндию (430,5 тыс. м3) и Австрию (162,1 тыс. м3). США и Китай также нарастили объемы поставок досок в Японию – на 74,7%, до 33,9 тыс. м3, и на 56,2%, до 132,7 тыс. м3, соответственно. В то же время Канада сократила поставки на 41,2%, до 469,4 тыс. м3.
Комментарии