• Новое
  • Популярное
  • Все темы
  • Daily
  • Фото
  • Видео
  • Топ-50
  • Архив журнала
  • Реклама

Что еще почитать

Какими будут цены на пиломатериалы на мировых рынках в 2022 г.?
Технологии

Деревянные суда по новым технологиям

Использование новых древесных материалов позволяет сделать лодки не только прочными, но и максимально легкими.
Next Business Media +7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия
  • Ольга Куницкая,
  • Виктория Швецова,
  • Евгений Тихонов
Декабрь 2021, № 8 (160)

  • В избранное

  • Поделиться

  • Комментарии

  • Смарт-версия

  • Распечатать

Посмотреть больше статей

Ноябрь-декабрь 2022, № 7-8 (167-168)
Перейти в архив

Использование новых древесных материалов позволяет сделать лодки не только прочными, но и максимально легкими.

В России и в мире постоянно растет интерес к различным направлениям «ретро», одним из вариантов которого является создание деревянных судов по старинным чертежам и технологиям. Сравнительно крупные корабли под старину в России строят в Архангельской обл., Республике Карелия, г. Санкт-Петербурге. Другим направлением деревянного судостроения в настоящее время является изготовление различных типов небольших судов по оригинальным техническим решениям – лодок, каноэ, плавучих домов и т.д., с применением современных технологий и материалов. Это направление имеет очень хорошие перспективы. Из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса, и периодического закрытия границ обеспеченные люди, не имея возможности выехать на отдых за рубеж, начали вкладывать деньги в собственные дачи, а также в развитие туристической инфраструктуры – создание и модернизацию различных баз отдыха и т.д. И конкурентоспособные по цене и качеству маломерные деревянные суда будут все более востребованы на рынке.


Организации

  • Эколого-правовой Центр Петргу

Использование новых древесных материалов позволяет сделать лодки не только прочными, но и максимально легкими. Так, например, трехместную деревянную лодку производства «Лодочной мастерской Wboat.ru» можно унести на плече, а каноэ можно нести в одной руке. Такие лодки обладают рядом достоинств, вполне окупающих отдельные их недостатки. Они включают в себя самые полезные свойства пластиковых, дощатых и фанерных типов лодок одновременно. Их основой является тонкая и узкая, правильно распиленная деревянная планка с выбранными в ней полукруглым пазом и гребнем. Благодаря параметрам планки корпус лодки получается достаточно изящным. При этом лодочная планка гнется в любом направлении даже без предварительного пропаривания.

Технология производства таких лодок трудоемка – на изготовление из готовых материалов уходит 30–60 человеко-дней, в зависимости от модели. Огибаемые по профилю лодки на стапеле и лекалах планки тщательно сопрягаются и склеиваются между собой, все поверхности шлифуются и покрываются стеклотканью, заливаемой эпоксидным составом. Благодаря этому достигаются прочностные преимущества и дощатой, и фанерной лодки. Каждая лодочная планка скорее порвется вдоль волокон, чем в шве склейки, волокна ее пересечены с волокнами других планок по аналогии с фанерой. Кроме того, в продольном направлении прочность всех планок суммируется, тем самым достигая параметров прочности цельной доски, соответствующей площади поперечного сечения.

Наносимые изнутри и снаружи лодки слои эпоксидной грунтовки, стеклоткани, пропитываемой эпоксидкой, вместе с окончательной заливкой и выравниванием затвердевшей смолы делают лодки Wboat.ru по поверхности гибридными с пластиковыми. Такая технология полностью консервирует внутреннее содержимое деревянной конструкции, оставляя ее при этом видимой. К недостаткам таких лодок можно отнести постепенное изменение декоративных свойств поверхностей, покрытых эпоксидными составами, поскольку под воздействием ультрафиолета эпоксидка со временем темнеет. Однако деревянная конструкция лодки сохраняется от намокания – древесина гниет, намокая, и только при доступе воздуха, что в лодках Wboat.ru просто невозможно.

Технология изготовления деревянной лодки Wboat.ru довольно сложна. Сначала устанавливается набор лекал-шпангоутов на стапеле и проверяется их соосность, а затем – уже готовый, склеенный из реек транец. С него снимаются малки для плотного прилегания обшивки корпуса лодки.

Потом к транцу приклеивается опорный брусок под плавник. Далее выполняется крепление ламинированного форштевня, склеенного заранее из четырех-пяти слоев тонких планок эпоксидным составом, к стапелю, снятие с него малки для плотного прилегания обшивки корпуса лодки.

После этого корпус лодки обшивается планками с пазами и гребнями. Набор корпуса лодки начинается от бортов к килю. Планка располагается пазом кверху и гребнем вниз. При этом шприцем в паз наносится эпоксидный состав по всей длине без пробелов так, чтобы эпоксидка немного выдавливалась наружу при сопряжении планок. Под стапелем для эффективного схватывания эпоксидки используют калорифер, накрывая лодку в конце рабочего дня легким коробом, обтянутым пленкой. Планка крепится к каждому лекалу-шпангоуту тонким гвоздем без шляпки, который изготавливают из нити стального троса. Гвоздь забивается неглубоко, только чтобы зафиксировать планку в данной точке.

На днище лодки набор планок происходит «в елочку». Торец каждой подмеряемой планки срезается под индивидуальным углом, а также подтачивается «гребнем» для сопряжения и вклейки в паз противоположной, уже закрепленной планки. В конце на днище лодки вкладывается дощечка такой же толщины, что и планка, но шире. Она вырезается по приблизительному готовому шаблону и тщательно подгоняется в остающийся в конце набора просвет. Края этой дощечки также заваливаются под полукруглый гребень для вкладки в пазы всего периметра.

Далее приклеивается киль из трех тонких планок от транца и по всей длине форштевня. Место приклейки перед этим выравнивается, а торцы планок, выходящие на форштевень, выстругиваются и циклюются вместе с частью форштевня для образования плавной полоски определенной ширины от днища до самого носа. После этого склеенная лодка остается жестко стоять на лекалах-шпангоутах.

К финишным операциям относится циклевка, зашкуривание корпуса лодки снаружи от потеков эпоксидки, грубое выравнивание-округление поверхности и всех ребер, шпатлевка в местах крепления планок и мелких дефектов. После этого проводится окончательная доводка и выглаживание поверхности лодки снаружи и грунтовка жидким эпоксидным составом, немного разбавленным ацетоном.

На следующем этапе происходит наклеивание стеклоткани. Она хоть и несколько заметна при близком рассмотрении, но зато гораздо прочнее. При наклеивании стеклоткани к корпусу лодки во избежание складок и неровностей двигаться нужно постепенно от киля к борту и от середины к носам. Гораздо проще и технологичнее при том же конечном результате наносить жидкую эпоксидку поверх стеклоткани. При правильной дозировке и температурном режиме стеклоткань полностью пропитывается.

Стеклоткань наклеивается на лодку двумя кусками, с перехлестом в два слоя на киле. Наклеивание лучше осуществлять при помощи кисти, а эпоксидку совсем немного разбавлять растворителем, до малярной консистенции.

До отвердения эпоксидки требуется разровнять потеки. Кроме того, полезно хорошо прогреть весь корпус, накрыв лодку коробом-чехлом. Как показала практика, удобным нагревателем в данном случае является обычный фен для сушки волос достаточной мощности, надо только немного прикрыть, частично заклеить воздухозабор фена. Под чехлом, не соприкасающимся с корпусом лодки, фен позволяет и нагревать отверждающуюся эпоксидку до нужной температуры, и сделать этот нагрев равномерным за счет эффективной циркуляции нагретого воздуха. Нагрев позволяет «разогнать» эпоксидку и выгнать из нее растворитель.

Сразу после непродолжительного прогрева корпус лодки нужно, внимательно осматривая, прогладить мягким (лучше полиэтиленовым) шпателем, так как под стеклотканью возможно образование пузырей.

После этого обрезаются кромки стеклоткани и последовательно наносятся два слоя эпоксидки. Причем каждый несколько раз разглаживается и после схватывания зашкуривается. Поскольку время отвердевания эпоксидной смолы составляет порядка 12 ч, то за день наносится только один слой.

На следующем этапе лодка снимается со стапеля, ее внутренняя поверхность шпатлюется и шлифуется. Далее выполняется приклеивание привальных брусьев (борт изнутри лодки), буртиков (борт снаружи) и ламинированного бруска основания палубы (брештука) в носу лодки, ставится крепеж подушек подуключин, которые делаются из дуба. Все детали при приклеивании ставятся на потайные саморезы.

Затем приклеивают носовую палубу-брештуку и оклеивают ее стеклотканью сверху. После этого осуществляют приклеивание тщательно подгоняемых к профилю лодки в каждом месте банковых книц (подставки под сиденья) и транцевых книц. Все детали грунтуются и покрываются эпоксидным составом.

Крепления трех банок лодки – кормовой, гребной и носовой – подгоняются. Их изготавливают заранее из склеенных реек. Банки оклеивают стеклотканью и покрывают эпоксидкой, также они имеют ребро жесткости снизу посередине. На все отшлифованные поверхности лодки наносятся два слоя атмосферо и водоустойчивого лака.

Отдельный этап – это изготовление весел. Их лопасти оклеиваются стеклотканью и покрываются эпоксидкой. Весла шлифуются и покрываются двумя слоями лака. Уключины и подуключины делают из железа. Готовая лодка упаковывается в полиэтиленовый мешок-рукав.

Технология изготовления деревянного каноэ несколько отличается от изготовления лодки. Сначала выполняется крепеж набора лекал-шпангоутов на стапеле и проверяются все соосности. Затем устанавливают штевнеи, заранее склеенные эпоксидным составом из четырех-пяти слоев тонких планок. Для плотного прилегания планок обшивки корпуса каноэ снимаются малки.

Набор корпуса каноэ начинается с бортов к центру. Планка располагается пазом кверху и гребнем вниз. Шприцем в паз наносится эпоксидный состав по всей длине без пробелов. В носах каноэ набирается из коротких планок для более крутой формы носа.

К каждому лекалу-шпангоуту планка крепится тонким гвоздем без шляпки. На днище каноэ набор планок происходит «в елочку». Торец каждой подмеряемой планки срезается под индивидуальным углом, а также подтачивается «гребнем»для сопряжения и вклейки в паз противоположной, уже закрепленной планки.

Затем приклеивается высокий киль каноэ, который изготавливается обычно по заказу из массива доски. Такой киль увеличивает поперечную устойчивость каноэ, однако при этом портит классический вид, а также увеличивает габариты каноэ.

После снятия каноэ с лекал и циклевки его изнутри происходит шпатлевка и окончательная шлифовка его внутренней поверхности. Затем происходит вклеивание носовых отсеков непотопляемости, заранее склеенных из планок, оклеенных стеклотканью с задней стороны, вырезанных по шаблону и подогнанных.

Изнутри каноэ грунтуют эпоскидкой, приклеивают два куска стеклоткани и наносят два слоя эпоксидки, причем каждый разглаживается и зашлифовывается.

Для оформления носов каноэ приклеивают склеенные заранее из нескольких слоев бортовые и полукруглые ламинированные бруски. Все детали крепятся на потайные саморезы.

Затем приклеивают заранее заготовленные носовые палубы, склеенные из лодочной планки и покрытые стеклотканью снизу. После чего их зашкуривают, наклеивают стеклоткань и покрывают эпоксидкой.

На финальном этапе каноэ шлифуется изнутри и снаружи и покрывается двумя слоями лака. Весло склеивают из трех элементов, тщательно обрабатывают, грунтуют и покрывают несколькими слоями лака.

Теги: Пиломатериалы , Лакокрасочное оборудование , Клееный брус
Тема этой статьи Технологии
Отслеживать
Тема Стратегии
«Цены на пиломатериалы повысились в два раза, и отката к уровню прошлого года уже не будет»
Тема Инвестиции
Госкомпании не будет
Тема Технологии
Издатель Madisons Lumber Reporter о высоких ценах на пиломатериалы в США и новых правилах экспорта досок из Канады

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Подпишитесь + Сэкономьте!

Все темы

Мнения

Опыт

Авторы

Фото

Видео

TOP-50

Архив

Реклама

Контакты

Daily

Мы в соцсетях

Facebook

Twitter

Лицензионное соглашение и Политика конфиденциальности

Запрещена публикация информации сайта без получения предварительного одобрения публикации от ООО "Нэкст Бизнес Медиа".

Copyright © 2000-2019 ООО «Нэкст Бизнес Медиа». Все права защищены.

https://www.lesindustry.ru/issues/li_160/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BC_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%D0%BC_2201/
Яндекс.Метрика
Зарегистрируйтесь для доступа | Подпишитесь + Сэкономьте