В этом году рынок пиломатериалов в США испытывал влияние пожаров, наводнений и перебоев в цепочках поставок.

А под конец года министерство торговли страны вдвое увеличило пошлины на импорт хвойных досок из канады. По мнению Рассела Тейлора, основателя Russ Taylor Global, в следующем году на мировых рынках пиломатериалов
сохранится волатильность, а Китай ждет кризис древесного сырья.
– Как повышение пошлин на импорт пиломатериалов хвойных пород в США повлияет на лесопильные заводы в Канаде?
– Это результат ежегодного обзора США, мы этого ожидали. Мы прогнозировали, что пошлины будут около 18%, и в среднем они составили 17,9%. Так что здесь нет ничего удивительного. Некоторые компании получают разные ассигнования. Это факт жизни канадских заводов, ведущих бизнес в США. Если вы хотите продавать в США, вы должны понимать правила игры, которым уже более 40 лет. И как именно рассчитываются пошлины, понять сложно, но тем не менее это факт.
– Как это может отразиться на ценах на пиломатериалы в США?
– Канадцы, по сути, уже учли повышенные пошлины в ценах. Текущая цена на доски Western SPF # 2 & Better Random Length (FOB на лесопильном заводе в Канаде) составляет $645 за тысячу досковых футов, или $400 за 1 м3. Две недели назад она была примерно на $90 за тысячу досковых футов ниже. Приближение даты рассмотрения новых пошлин, а затем плохая погода в Британской Колумбии привели к росту цен. Если 9%-ное увеличение составляет около $50 за тысячу досковых футов, то мы уже получили почти вдвое больший рост, чем за последние две недели.
На рыночные цены влияют продолжающиеся сбои в цепочке поставок, которые и в дальнейшем будут сдерживать предложение, и я думаю, что цены продолжат расти. Фьючерсы на пиломатериалы, которые, на мой взгляд, никогда не являются надежным ориентиром для цен, четыре-пять недель назад были на уровне $800 за тысячу досковых футов, а затем снизились. Но теперь они снова вернулись к отметке около $800 на контракты с поставкой в январе. Это большая премия по сравнению с оплатой наличными деньгами, которая говорит о том, что участники фьючерсного рынка ожидают повышения цен. Некоторые трейдеры считают, что цена $1000 вполне возможна.
– Как проливные дожди и наводнения влияют на работу лесопилок Британской Колумбии?
– Мы назвали это 100-летним штормом, а официальный термин – «атмосферная река». Как правило, в ноябре много дождей, в этом нет ничего необычного. Но в этом году и октябрь, и ноябрь выдались чрезмерно влажными. В некоторых районах в ноябре за несколько дней выпало 200–300% нормального для всего месяца количества осадков. Таким образом, в Британской Колумбии много паводковых вод, и в ближайшие шесть дней прогнозируются еще три «атмосферные реки».
Возможно, сейчас не работают три или четыре лесопильные компании, которые непосредственно пострадали от наводнения. Проблемы возникли с доставкой продукции с заводов на рынок. На двух главных четырехполосных магистралях в Британской Колумбии, а также на двух второстепенных были размыты основные мосты или дороги. Две второстепенные дороги были отремонтированы в большинстве мест, но две основные дороги с четырехполосными мостами были размыты. На их ремонт уйдут месяцы, а на замену, возможно, потребуется год, а может, и больше.
Движение грузовиков должно будет идти в разных направлениях, так как они не могут проезжать через Британскую Колумбию на запад или юг, и им придется ехать на восток и объезжать размытые дороги. Две основные железнодорожные линии были также отрезаны вместе с железнодорожными мостами. Таким образом, чтобы возобновить движение поездов, потребуется время. Некоторые железнодорожные маршруты только
начали движение, но не по всей провинции и только в некоторых районах, где повреждения незначительны.
Большая часть пиломатериалов в США отправляется по железной дороге, при этом грузовые перевозки используются для коротких рейсов, а также на юг, в Калифорнию. Попытка получить железнодорожные вагоны в центре Британской Колумбии или в соседней Альберте будет сложной задачей, потому что многие железнодорожные вагоны застряли в разных местах и не могут двигаться. Заводам и до этого требовалось больше вагонов, чем было доступно, а теперь их станет еще меньше. Спрос на грузовики высокий. Доставка пиломатериалов, фанеры и OSB в остальную часть Канады или на рынок США в краткосрочной перспективе будет ограничена, это приведет к сокращению поставок пиломатериалов в течение следующих нескольких месяцев.
– Грузовые перевозки в порт Ванкувера, третий по величине порт Северной Америки, были прерваны на неделю из-за наводнения и не полностью восстановлены. Как это повлияет на зарубежные поставки пиломатериалов из Канады?
– Порт Ванкувера еще до наводнения был перегружен пустыми контейнерами, и пришлось начать их отгрузку на суда, чтобы освободить место в порту для разгрузки других судов. В доках уже было складировано много древесины, готовой к отправке в Азию или на другие зарубежные рынки. А теперь из-за наводнения и отсутствия движения в порту Ванкувера мы увидим дальнейшие задержки с доставкой грузов за границу. Заводы собираются направить часть своей новой продукции на рынки США или Канады. Это должно сократить экспортные поставки.
– Как долго продлится влияние на рынок пиломатериалов в США роста импортных пошлин и проблем с логистикой? Каких цен на пиломатериалы следует ожидать в будущем?
– Я думаю, что в следующие три-четыре месяца мы увидим стабильный рост цен. Они в любом случае начинают сезонно увеличиваться примерно с конца ноября по декабрь, а затем в течение I квартала рост обычно продолжается. Это время, когда дилеры пытаются создать больше запасов по более низким ценам. Я ожидаю, что эта тенденция сохранится в течение большей части I квартала 2022 г., если не чуть дольше. После этого, во II квартале, мы увидим нормальную сезонную коррекцию цен. Но опять же, я все время пытаюсь сказать людям, что существует очень много непредсказуемых факторов: некоторые из них можно спрогнозировать, такие как пошлины, а некоторые нельзя, например наводнения. А значит, цены будут нестабильными.
– Поставки пиломатериалов из Европы в США летом росли, а осенью начали сокращаться. Может ли рынок пиломатериалов США рассчитывать на возобновление роста поставок из Европы?
– В III квартале 2021 г. европейское предложение действительно замедлилось, но цены упали. С такими низкими ценами европейцы перебрались на другие рынки. Скорее всего, в следующие шесть месяцев цены на рынке США будут высокими. В то же время Северная Америка не может производить достаточно пиломатериалов для себя при существующем благоприятном прогнозе потребления. Я ожидаю, что в 2022 г. в Северной Америке снова будет дефицит предложения. Либо мы сокращаем экспорт, чтобы использовать его для внутренних нужд, либо увеличиваем импорт, что мы и делаем. Северной Америке по-прежнему необходимо будет наращивать импорт из Европы еще на 500 тыс. м3 по сравнению с уровнями 2021 г., потому что я вижу потенциальный дефицит предложения. Это означает, что все двери для большего количества европейской древесины все еще открыты в США. Я ожидаю, что цены на пиломатериалы на американском рынке останутся высокими.
– Как будут развиваться поставки пиловочника в Китай в следующем году, когда Россия перестанет экспортировать бревна?
– На данный момент крупнейшим поставщиком бревен в Китай является Новая Зеландия. Она приближается к пику заготовки древесины, и в ближайшие пять лет ее объем там начнет снижаться. Некоторые говорят, что в ближайшие десять лет, но, вероятно, более существенного увеличения заготовки в Новой Зеландии не будет. Второй по величине поставщик – Европа, а именно Германия, Чехия, немного Австрия. Это связано с проблемой короеда, которая позволила до середины 2021 г. экспортировать огромные избыточные объемы древесины. Промышленность Центральной Европы теперь нуждается в большем количестве собственных бревен для обеспечения своих лесопильных заводов, потому что было построено много новых мощностей, особенно в Германии, а также в Чехии. Меньшее количество поврежденных жуками бревен пойдет на экспорт, и мы увидим медленное сокращение их поставок из Европы в Китай.
Третьим по величине поставщиком была Австралия, в которой действует запрет на экспорт бревен. Четвертым по величине экспортером были США, а теперь у нас есть проблемы с сосновой нематодой, которая ограничивает поставки южной желтой сосны, и это может повлиять даже на некоторые породы, произрастающие на западном побережье. Но из-за необходимости фумигации или термообработки экспорт бревен южной желтой сосны практически прекратился.
После этого остаются более мелкие игроки, такие как Уругвай, Бразилия и так далее. А это означает, что в Китае нет устойчивых долгосрочных поставок круглого леса. Я считаю, что в ближайшие пять лет в Китае возникнет кризис с поставками бревен. Стране потребуется больше импортировать пиломатериалов, что может произойти. Но это означает, что китайским компаниям придется платить более высокие (близкие к мировым) цены, чтобы получать больше пиломатериалов. Они могут рассмотреть возможность использования большого количества древесины местных пород или, возможно, найти субституты для древесины. Я думаю, что в Китае произойдут большие перемены, однако потребление круглого леса будет медленно увеличиваться, но не снизится.
Комментарии