Грамотный подбор дополнительных технических опций позволит повысить безопасность и эффективность работы лесных машин в конкретных природно-производственных условиях.
Современные лесные машины существенно повышают эффективность лесозаготовительного производства. Однако для того, чтобы оправдать значительные затраты на приобретение таких машинных комплексов, их эксплуатация должна быть практически круглосуточной. Но в связи с нехваткой опытных операторов у большинства лесозаготовительных предприятий смена длится 10–11 часов. В результате оператор устает, падает его производительность, а совершаемые от усталости ошибки могут приводить к поломкам машины. В среднем час простоя одной машины – харвестера или форвардера – обходится в 120 евро.
Для удобства работы оператора производители машин предлагают большой набор опций, однако российские лесозаготовители часто пренебрегают возможностью дооснащения машины, зачастую не задумываясь о том, что усталость оператора сказывается не только на эффективности его работы, но и приводит к снижению производительности и сокращению прибыли компании. Кроме того, при помощи дополнительных технических опций можно уменьшить экологический ущерб от воздействия лесозаготовительной техники на лесную экосистему.
При покупке той или иной машины необходимо учитывать несколько факторов – техника с какими характеристиками необходима в конкретном лесу, климате и конкретных условиях эксплуатации. Также важно помнить о почвенно-грунтовых условиях.
Условно лес можно разделить следующим образом: толстый, когда рубятся все деревья, и тонкий – в этом случае рубка происходит выборочно. Далее следует определиться с тем, есть ли необходимость окаривать срубленный лес или, наоборот, не надо повреждать кору. Это дает выбор протяжных вальцов на харвестерных агрегатах. Необходимо понять, какова должна быть длина грузового отсека, насколько допустимо разреживать лес, какие должны быть манипуляторы по длине, какое должно быть масло гидравлики и на смазку цепей.
Климат определяет, нужно ли утеплять машины или, наоборот, охлаждать их при работе (масла требуемых диапазонов, шланги, оборудование предварительного нагрева двигателя и масла гидравлики).
Также нужно учитывать ландшафт местности – будут ли это горные склоны или, напротив, заболоченные участки, какова допустимость колеи, есть ли разрешение на движение по дорогам общего пользования, нужна ли государственная регистрация для дорог, нужны ли габариты и сигналы поворота, следует выбрать руль для поворота или джойстик.
Как уже отмечалось, современные многооперационные машины для лесосечных работ могут оснащаться большим количеством дополнительных опций, которые способны существенно повысить эффективность их работы в различных природно-производственных условиях. Эти дополнительные технические опции стоят довольно дорого, поэтому в каждой конкретной ситуации необходимо проводить анализ целесообразности их установки по критерию экономической эффективности.

Одним из наиболее важных показателей работы лесных машин является проходимость. Опциональными колесными моделями для шин лесных машин являются Nokian Tractor, Nokian Eco, Trelleborg Tractor и Trelleborg Eco. Модели выбирают исходя из почвенно-грунтовых и рельефных условий эксплуатации. Также важным фактором является грузоподъемность машины.
Для удобства работы операторов предусмотрены различные варианты кресел, например, BE-GE 31-й серии Se Airvent имеет пневматическую подвеску с подголовником и регулируемыми боковыми опорами. Обогрев сиденья для холодных условий и вентиляторы охлаждения в сиденье и спинке для жарких условий. Серия BE-GE 31 в стандартной комплектации оснащена независимой от веса регулировкой высоты, быстрым выпуском воздуха, механическим наклоном подушки сиденья и выпуском направляющих, пневматической опорой для поясницы и встроенным подголовником. 4-точечный ремень безопасности в креслах предназначен для дополнительной поддержки оператора, особенно при работе на крутых склонах.
Для выравнивания сиденья лесные машины могут оснащаться системой SitRight, которая устанавливается непосредственно под его стойкой. Она удерживает сиденье ровным в одном направлении (в зависимости от направления установки – обычно вбок). SitRight увеличивает высоту сиденья на 80 мм. В сбалансированных тандемных тележках используется крутящий момент шестерен в ступице тележки для прижатия переднего колеса (диск в сторону направления движения) тележки вниз во время движения.
Центральная система смазки позволяет легко поддерживать смазку крана и центрального шарнира. Система автоматической смазки подает смазку автоматически через заданные интервалы времени. Система включает резервуар для консистентной смазки, насос, смазочные трубки/шланги и распределительные блоки.
В верхней части капота двигателя для максимальной фильтрации всасываемого воздуха может быть установлен специальный циклон для фильтрации воздуха. Это дает такие преимущества, как фильтрация воздуха в пыльных условиях, увеличенное время безотказной работы, снижение затрат на обслуживание.
Амортизатор подъема гидроманипулятора гасит рывки подъемной стрелы за счет гашения пиков давления. Эти пики могут быть вызваны быстрыми движениями джойстика, особенно если оператор – новичок. Состоит эта система из гидроаккумулятора и клапана регулирования расхода в гидросистеме подъемного цилиндра.
Защитный кожух предохраняет подъемный цилиндр гидроманипулятора от внешних повреждений, вызванных ударами бревен, веток или другими ударами. Он прикреплен к цилиндру с помощью стальных ремней на болтах, поэтому его легко отсоединить для очистки и обслуживания.
Для подогрева двигателя и гидравлического масла можно установить подогреватель Webasto. Он работает на дизельном топливе и нагревает охлаждающую жидкость двигателя, которая циркулирует в двигателе и баке гидравлического масла. Предварительный подогрев предохраняет двигатель от чрезмерного износа во время холодного запуска и гидравлическую систему при запуске при низких температурах. Он также прогревает кабину, чтобы было комфортно приступить к работе.
Электрические насосы для топлива, гидравлического масла и жидкости для обработки пней облегчают и быстрее заполняют жидкие резервуары. Они устанавливаются твердо в машину и управляются специальными кнопками. Пробка заправки топлива и кнопка управления находятся внутри переднего бампера. Пробка насоса гидравлического масла размещена в зоне центрального шарнира.
Для наклона кабины машина оснащается электрическим приводом, который приводит ее в рабочее положение. Электрическая система имеет такую же ручку безопасности с ручным управлением. Привод имеет гидравлический насос в качестве резервного, если, например, аккумулятор разрядился. Переключатель управления находится под люком переднего бампера, рядом с переключателем открывания капота двигателя.
Дорожное оборудование необходимо, когда машина движется своим ходом по дорогам в странах, где для этого требуется определенное защитное оборудование. В комплект обычно входят боковые зеркала заднего вида, задние фонари, указатели поворота.
Ограждение капота двигателя защищает капот от повреждений ветвями и другими ударами предметов. Его можно наклонить вниз, чтобы открыть капот. Защитное ограждение можно открыть частично, чтобы открыть капот двигателя, или полностью, чтобы обеспечить лучший доступ к радиатору и двигателю.

Специальный кожух защищает выхлопную трубу вместе с глушителем/катализатором SCR от веток, падающих деревьев и других ударов. Можно также добавить оконные решетки для дополнительной защиты оператора от падающих предметов. Такая решетка закрывает заднее окно (со стороны гидроманипулятора).
При работе машины на крутых склонах следует установить автоматический тормоз (ASSB). Эта система отслеживает скорость машины, сравнивает скорость трансмиссии привода со скоростью оси и автоматически активирует тормоза, когда скорость изменяется ненормально. Она всегда включена в опцию лебедки Synchrowinch, но доступна и без нее.
Herzog – синхронная лебедка, предназначенная для облегчения работы и защиты почвы от сильной колеи на склонах. Она синхронизирована со скоростью движения, поэтому работает автоматически, сохраняя заданное натяжение каната. Всегда поставляется с автоматическим тормозом на крутых склонах.
Также на лесной машине можно установить бульдозерный отвал для перемещения земли, снега или других материалов. Он располагается в передней раме и имеет гидравлическое управление, а также плавающую функцию, которая помогает предотвратить повреждение почвы, например при уборке снега. Бульдозерный отвал можно установить на машины, прикрепив рычаги отвала к передней раме и добавив регулирующий клапан и кнопки управления.
Сцепное устройство для прицепа Rockinger устанавливается в удлинении задней рамы и позволяет буксировать прицепы, другую технику и т.д. Сцепное устройство имеет предохранительный замок, предотвращающий его раскрытие во время использования. Крепежные элементы защиты от падения представляют собой стальные петли, в которые можно зацепить страховочный трос, чтобы предотвратить падение человека при работе на стреле гидроманипулятора (обслуживание, ремонт и т.д.).
Готовность к Clambunk или лебедке означает, что машина оборудована необходимым гидравлическим блоком, шлангами и органами управления, чтобы можно было установить откидной бункер или лебедку. Clambunk используется для создания на базе форвардера бесчокерного трелевочного трактора, используемого для трелевки целых деревьев или длинных бревен. Коник управляется кнопками, добавленными к основанию джойстика, его можно снять и заменить обычными органами управления форвардера.
Задняя ограждающая решетка для бревен используется на крутых склонах для предотвращения падения бревен с грузовой площадки. Она может быть установлена и в середине грузовой площадки, чтобы удерживать короткие бревна отдельно. Для взвешивания грузов форвардеры могут быть оснащены системой весов LoadOptimizer. Она автоматически взвешивает, сортирует, сохраняет и управляет данными загрузки во время работы.
Взвешивание основано на датчиках ускорения тензометрических мостов и датчиках поворота, которые автоматически регистрируют вес груза грейфера во время работы – без остановки, нажатия кнопок или других действий. Выбираются только сортименты, если необходимо составлять отчеты о загрузке по сортиментам. Данные загрузки могут быть распечатаны или переданы в информационную систему клиента в стандартных prl-файлах StanFord.
Комментарии