Летом цены на щепу снизились и в России, но спрос со стороны ЦБК и производителей плит сохраняется. И опять жук-короед! Из-за него образовалось много древесины в Европе, у компаний забиты щепой склады, спрос минимальный.
Святослав Бычков, директор по маркетингу и внешним коммуникациям Ilim Timber
: – Россия не осуществляет регулярных объемных поставок щепы на экспорт. Незначительные объемы целлюлозной щепы периодически идут из Северо-Западного региона России в Финляндию. Транспортная составляющая в РФ делает более выгодным экспорт пеллет, объем которого растет год от года.
Мартин Херманссон, владелец Новоенисейского ЛХК
: – Снижение мировых цен на хвойную щепу связано с тем, что сократились цены на целлюлозу. Кроме того, в Европе снизилась цена на электричество, вследствие чего упала цена на пеллеты. Щепа используется для производства древесных топливных гранул или просто сжигается для получения тепла и электроэнергии. В Литве в августе этого года цены на древесную щепу на бирже биомассы Baltpool были самыми низкими за последние пять лет – 8,01 евро/МВтч. На российский рынок глобальное снижение цен на щепу не окажет особого влияния. Дело в том, что в России щепа не является экспортным товаром – есть только региональные рынки, и из многих регионов ее очень дорого транспортировать на экспорт. Поэтому щепа для целлюлозно-бумажных комбинатов на внутреннем рынке часто дешевле, чем балансовая древесина.
Валерий Писарев, генеральный директор ЛХК «Череповецлес»
: – Для лесопильщиков щепа является дополнительным заработком. А иногда и самым прибыльным товаром. Так получилось у нашей компании в I квартале текущего года, когда все убытки мы покрыли только за счет продажи щепы. В январе–марте текущего года щепа была востребована, а цены на пиломатериалы очень низкие. Этот баланс позволил нам удержаться на нулях. Мы поставляем щепу на Кондопожский ЦБК и Балахнинский бумажный комбинат («Волга»). На российском рынке цены на щепу снизились – летом они упали еще на 100 руб. по сравнению с уровнем прошлого года. Но пока спрос на эту продукцию есть, в основном со стороны целлюлозно-бумажных комбинатов. Щепу охотно покупают и производители плит, но у них цена в два раза ниже, чем у ЦБК. Пока мы не видим серьезных подвижек для того, чтобы цена росла. Сырья сегодня всем хватает. Кроме лесопильщиков, которые испытывают дефицит пиловочника, по крайней мере, на северозападе России. На международном рынке, прежде всего в Скандинавских странах – Швеции и Финляндии, нет потребности в импорте щепы. Из-за жука-короеда в этих странах образовалось много древесины, которую нужно перерабатывать, в том числе и на щепу. Кроме того, нельзя сказать, что сейчас на мировом рынке целлюлозно-бумажной промышленности рост. У компаний склады забиты щепой, отсюда и снижение мировых цен на нее.
Юрий Лахтиков, председатель правления РАО «Бумпром»
: – В первом полугодии 2020 г. объемы производства щепы в России были стабильны, они не уменьшились по сравнению с прошлым годом. Это видно по объемам производства целлюлозы, которые также не сократились за истекший период. Целлюлозно-бумажные комбинаты работают, сырья им хватает. Россия практически не экспортирует щепу – это дорого и нерентабельно. Кроме того, она нужна российским ЦБК, которые также не импортируют это древесное сырье. Так что практически вся производимая в России щепа реализуется на внутреннем рынке. И практически вся она законтрактована на несколько лет вперед. Так что каких-то особых колебаний цен не должно быть.
Александр Конюхов, заместитель генерального директора по производству «СевЛесПил»
: – В первом полугодии текущего года снижения цен на щепу в России не наблюдалось. В каких-то регионах, напротив, был зафиксирован небольшой рост, а в каких-то они остались на уровне прошлого года. Все зависит от того, как заключен контракт. Многие компании, в том числе и наша, контракт на поставку щепы с целлюлозно-бумажными комбинатами заключают на дватри года, и в нем сразу же фиксируются цены. В свою очередь, ЦБК, который также занимается лесозаготовкой, поставляет нам по фиксированной цене пиловочник. Мы поставляем щепу на «Монди СЛПК», на Балахнинский бумажный комбинат («Волга»), а также производителям фанеры и древесных плит. Так что спрос на щепу на российском рынке есть. Целлюлозно-бумажные компании постоянно заинтересованы в приобретении щепы, которая является основным сырьем для их производства. Что касается мирового рынка щепы, то здесь колебания в сторону снижения или увеличения цен зависят от спроса. Если спрос уменьшается, соответственно цена падает. Снижение мировых цен на щепу на российский рынок практически не влияет. Щепа – не экспортный товар, практически весь ее объем реализуется внутри страны.
Комментарии