За два года «Первая мебельная фабрика» увеличила продажи в два раза. По мнению генерального директора компании и президента Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Александра Шестакова, для поддержания роста необходимо ежегодно инвестировать в создание новых коллекций мебели до 10% выручки.
– В 2019 г. выручка «Первой мебельной фабрики» увеличилась до 2,2 млрд руб. Что способствовало такому росту?
– Более чем 12%-ный рост выручки по итогам 2019 г. во многом обусловлен развитием корпоративных продаж. Это и увеличение количества контрактов на поставку мебели государственным и муниципальным заказчикам в рамках 44-ФЗ, и расширение сотрудничества с частными компаниями. Например, в октябре 2019 г. «Первая мебельная фабрика» на саммите Россия – Африка подписала ряд крупных контрактов на общую сумму 218 млн руб., в том числе – с Фондом Росконгресс на поставку стульев для участников самого саммита на 109,5 млн руб. Мебель для первых лиц, которую делала «Первая мебельная фабрика», создавалась по специальной технологии. Для глав государств были изготовлены два огромных круглых стола на 70 персон, диаметром около 12 м каждый.
Активно развивается сотрудничество с застройщиками в части поставки мебели для новых квартир. В 2019 г. продажи мебели строительным компаниям превысили 500 млн руб., у «Первой мебельной фабрики» заключены договоры со многими крупнейшими застройщиками Санкт-Петербурга.
– Какую часть выручки вы инвестируете в разработку нового дизайна мебели?
– Сегодня для того, чтобы производить трендовую продукцию, соответствующую последним веяниям мебельной моды и при этом функциональную, эргономичную, с оптимальным соотношением цены и качества и востребованную потребителями, нужно ежегодно выводить на рынок от 7 до 10 новых коллекций и инвестировать в эти проекты до 10% выручки. Опыт «Первой мебельной фабрики» подтверждает справедливость этой теории. Также мы вывели еще одно оптимальное соотношение: если 80% новинок создаются собственным дизайн-бюро предприятия, а 20% – приглашенными дизайнерами, в том числе признанными мировыми авторитетами, то в этом случае инвестиции в разработку новых продуктов «отбиваются» за минимально короткий срок.
– Какую часть выручки вы инвестируете в обновление парка оборудования?
– Последний на сегодня масштабный проект модернизации производственного оборудования «Первая мебельная фабрика» завершила в 2017 г.: тогда мы перенесли мощности швейцарского завода Piatti в Санкт-Петербург. Стоимость этого проекта составила около 50 млн евро. Пока задела по мощностям, сделанного три года назад, нам хватает, и парк оборудования мы массово не обновляем. Есть, безусловно, расходы на обслуживание и текущий ремонт линий, но они невелики – в пределах 1% от выручки.
– Насколько успешным оказался проект по переносу мощностей завода Piatti из Швейцарии в Россию? За счет этого вы планировали увеличить продажи кухонной мебели в России примерно в два-три раза. Удалось ли достичь этой цели?
– Считаю, что этот проект оказался очень успешным. За счет запуска новейшего ультрасовременного технологического оборудования за два года «Первая мебельная фабрика» увеличила выручку почти в два раза: с 1,3 млрд руб. в 2016 г. до 2,2 млрд руб. в 2019 г. Большая часть этой суммы – продажи основной продукции предприятия, кухонных гарнитуров. Но мы в полной мере оценили возможности новых линий, когда диверсифицировали наш ассортимент: в 2017–2019 гг. «Первая мебельная фабрика» с минимальными затратами начала выпуск новых для себя видов продукции – корпусной мебели, в том числе офисной и гостиничной.
– Ваша компания производит разные виды мебели – для офиса, для дома и т.д. Какое направление является наиболее маржинальным?
– В целом на сегодняшний день рентабельность мебельного производства составляет
около 10%.
– В каком ценовом сегменте работает ваша компания?
– «Первая мебельная фабрика» выпускает основную продукцию – кухонные гарнитуры – в ценовом сегменте «средний» и «средний+», преимущественно это диапазон от 70 тыс. руб. до 120 тыс. руб. При этом в ассортименте компании есть и продукты как сегмента «эконом», так и «премиум». К последним относятся дизайнерские гарнитуры, ежегодно создаваемые мастерами мирового уровня эксклюзивно для «Первой мебельной фабрики».
– Какова у вас структура продаж? Поставляете ли вы мебель на экспорт?
– «Первая мебельная фабрика» около 50% всей произведенной продукции реализует корпоративным заказчикам, в том числе и по экспортным контрактам. Объем последних постоянно увеличивается, но не так быстро, как бы нам хотелось – процесс
выхода и закрепления позиций на внешних рынках оказался более длительным, чем нам представлялось изначально. Но «дорогу осилит идущий», и мы планомерно развиваем это направление.
– Как вы оцениваете спрос на мебель в России? В каких сегментах он растет сильнее?
– Спрос есть, и он незначительно растет: впервые с последнего экономического кризиса мебельная отрасль заметила это в 2018 г., в 2019 г. положительная тенденция укрепилась. Наибольшим спросом пользуются кухонные гарнитуры, мебель для столовых и гостиных, а также офисная мебель.
– Какие факторы могут способствовать увеличению потребления мебели в России?
– В целом говорить о перспективе резкого роста спроса на мебель, к сожалению, не приходится. Доходы населения в лучшем случае не растут, закредитованность увеличивается – а так как мебель не является товаром повседневного спроса, то многие
потенциальные покупатели откладывают ее обновление до лучших времен. То есть спрос есть, но в продажах это не отражается. Драйвером роста спроса и продаж мебели могла бы стать корректировка стандартов строящегося жилья и включение в их число наличия в новых квартирах предустановленной деревянной мебели отечественного производства и одновременное изменение ипотечных механизмов с тем, чтобы будущий новосел мог бы включить в ипотечный договор не только стоимость жилья, но и мебели. Все эти инициативы уже более полугода обсуждаются в правительстве, Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности активно в этом участвует. Надеемся, что в ближайшей перспективе рынок увидит результаты этой работы.
– Мебель каких производителей пользуется большим спросом у россиян – отечественных или зарубежных?
– В последние два года российские мебельщики, за счет государственной поддержки, стали сильным конкурентом зарубежным производителям. Это выразилось в увеличении в 2018 г. доли продаж отечественной мебели до рекордных для постсоветского рынка 50,1%. Прошлый год тенденцию подтвердил. Современные покупатели ориентируются прежде всего на соотношение «цена–качество», а в этом плане лидеры российской мебельной отрасли давно уже ни в чем не уступают, а где-то и превосходят иностранных коллег.
– Как будет меняться спрос на мебель в России в 2020 г.?
– По нашим прогнозам, в 2020 г. рост рынка останется на уровне 5–7% в год, резких скачков спроса в ту или иную сторону мы не ждем. Покупатели станут еще более тщательно готовиться к покупке и выбирать производителя, еще более терпеливо ждать скидок и акций.
– Введение запрета на закупку иностранной мебели для госнужд как-то повлияло на российский мебельный рынок?
– Вступление в силу знаменитого постановления правительства №1072 о запрете госзакупок мебели иностранного производства в рамках 44-ФЗ сыграло важнейшую роль в становлении современной российской мебельной отрасли. За два года действия постановления многие предприятия значительно увеличили производство и продажи: объем госзакупок мебели в 2018 – первом полугодии 2019 г. в рамках 44-ФЗ вырос на 15% и превысил 35 млрд руб. Соответственно, предприятия смогли инвестировать в обновление коллекций, основных фондов, обучение и найм персонала, расширение дилерских сетей и освоение новых рынков.
– Какие еще существуют государственные программы, направленные на поддержку российских производителей мебели?
– После непролонгации действия постановления №1072 после 1 декабря 2019 г. никаких специальных мер господдержки мебельной отрасли в России не осталось, к сожалению.
– Какие основные тенденции на российском мебельном рынке были в 2019 г.?
– Основная тенденция – рост интереса к меблировке новостроек. Это выгодно всем – и нашей отрасли, которая получает канал сбыта, и покупателям, которые приобретают мебель по оптовым ценам и въезжают в жилье, сданное «под ключ». Также мы видим положительный эффект запрета закупок за бюджетные деньги иностранной мебели. Недавно произошел вопиющий случай с приобретением итальянских стульев псковской музыкальной школой по цене 100 тыс. руб. за каждый. В этих стульях нет ничего такого, чего не могли бы сделать российские мебельщики. При этом цена отечественной мебели аналогичного качества была бы гораздо ниже. Я считаю, что конкуренция с иностранцами должна оставаться только в коммерческом секторе, а деньги бюджета, формирующиеся из наших с вами налогов, не должны уходить за границу.
– Какие проблемы рынка вы можете выделить?
– У мебельщиков те же самые проблемы, что и у предприятий других отраслей экономики: дорогие кредиты и отсутствие «длинных» денег, увеличение тарифов естественных монополистов и внутренних цен на топливо, непредсказуемость законодательных изменений, падение реальных доходов населения, малое количество высокопрофессиональных кадров и недостаток «узких» специалистов. Кроме того, трудно найти внутри страны надежных поставщиков качественных комплектующих, особенно это касается мебельной фурнитуры.
– Как на этот рынок влияет развитие интернет-торговли?
– Мебель, особенно это касается крупных изделий, например кроватей, шкафов, гарнитуров, – это все еще не тот товар, который покупается через интернет. Да, люди, экономя время и силы, активно пользуются интернет-ресурсами на этапе подготовки к приобретению: изучают саму продукцию, ищут наиболее выгодные ценовые предложения, читают отзывы. Но на конечном этапе все же идут в салон или шоу-рум выбранного производителя. Например, кухню, которая покупается на 10 лет и более, захочется сначала протестировать, посмотреть, насколько удобно ею пользоваться, выбрать приятный цвет, форму ручек, оценить вместимость шкафов, сравнить выбранную модель с другими. Понятно, что в интернете так выбрать не получится.
– Какие экспортные перспективы у российской мебели?
– Самые радужные. Экспорт российской мебели растет с 2015 г. – сначала отечественные производители освоили рынки стран СНГ, а потом стали выходить и на зарубежные. Уже в 2018 г. до 20% экспорта российской мебели приходилось на Западную Европу, особенно популярна наша продукция в Германии и Швеции, также на нее есть спрос на Ближнем Востоке, в Индии, странах Юго-Восточной Азии. Опыт «Первой мебельной фабрики» по налаживанию экспортных поставок говорит, что наша мебель ничуть не уступает лучшим мировым образцам ни по качеству, ни по дизайну, а по цене гораздо более демократична. Выход на внешний рынок сдерживают в основном бюрократические процедуры: нужно получить множество разрешений и подтверждений соответствия нашей мебели стандартам, действующим в разных странах. Это занимает много времени.
– Какие у вас планы развития?
– Планы простые: расти, развиваться, совершенствоваться. «Первая мебельная фабрика» – достаточно амбициозная компания: нам мало быть первыми на российском рынке, мы стремимся к лидерству на мировых.
Комментарии