В июне в Китае вступит в силу запрет на закупку, переработку и транспортировку незаконно заготовленной древесины. По мнению лесопромышленников, данное решение может положительно повлиять на отрасль в мировом масштабе, однако без надежного механизма контроля и проверки трудно предсказать эффективность закона.
В конце декабря 2019 г. Китай ввел запрет на закупку, переработку и транспортировку незаконно заготовленной древесины. Соответствующие поправки были внесены в Закон о лесах страны. Впервые документ был опубликован Всекитайским собранием народных представителей (парламент) 31 октября 2019 г. Закон вступит в силу 1 июня 2020 г. Наряду с запретом на незаконную древесину в Закон о лесах Китая также были включены: глава о владении лесным хозяйством, в которой указано, что лесные ресурсы принадлежат государству, в случае если законом не предусмотрено иное; обязательства правительства в стремлении к созданию стабильной, здоровой, качественной и эффективной системы лесной экологии; меры по усилению защиты лесных ресурсов и строгий запрет на вырубку природных лесов; меры по содействию лесным посадкам и расширению площади, охватываемой лесами, на всех уровнях; меры по соблюдению строгого контроля за годовым объемом вырубки древесины.
Решение китайских властей о запрете закупки и переработки нелегально заготовленного леса может сильно повлиять на мировую лесную промышленность – страна является крупнейшим импортером необработанной древесины и крупнейшим экспортером продукции из нее. «Это событие имеет огромный потенциал, который может изменить реальное положение дел в отношении будущего лесов планеты и борьбы с опасным изменением климата, – говорит руководитель кампании по лесным ресурсам Агентства экологических исследований (Environmental Investigation Agency) Фейт Доэрти. – В течение почти 20 лет спрос Китая на древесное сырье являлся основной движущей силой незаконных рубок по всему миру, особенно в Юго-Восточной Азии и Африке».
Однако, как считает исполнительный директор Федерации торговли лесоматериалами Великобритании (The Timber Trade Federation) Дэвид Хопкинс, без дополнительной информации об осуществлении конкретных изменений и о том, насколько широкими могут быть масштабы данного запрета на незаконную древесину, трудно предсказать степень эффективности данных шагов. «Мы хотели бы, чтобы Китай работал совместно с ЕС и Великобританией над поддержкой и внедрением FLEGT – Плана действий Европейского союза в области обеспечения соблюдения законов о лесах, управления и торговли. На данном этапе также неясен уровень ограничений, способный обеспечить более строгое регулирование рынка», – говорит эксперт.
Чтобы запрет был действительно эффективным, Китай должен обратиться к независимым стандартам сертификации лесов, а именно к FSC и PEFC, и взять обязательство по принятию жестких внутренних правил по борьбе с коррупцией и обеспечению эффективности мер принуждения, считает Клайв Томас, старший советник по политике и стратегии Ассоциации земель Великобритании (Soil Association Forestry).
По мнению руководителя отдела устойчивого лесопользования WWF России (Амурский филиал) Евгения Чувасова, наиболее вероятно, что принятие этого закона является продолжением многолетней работы китайских властей над «озеленением» имиджа и попыткой изменить сложившийся образ Китая как главного драйвера обезлесения и незаконных рубок в мире. «Не секрет, что вопрос легальности сырья китайских потребителей древесины, мягко говоря, не интересует, – говорит эксперт. – Даже в России китайские предприниматели практикуют покупку незаконно заготовленной древесины без каких-либо документов, в странах Юго-Восточной Азии и Африки эта практика имеет гораздо больший масштаб. Сам Китай часто сравнивают с «черным ящиком», где смешивается древесина со всего мира, так что в конечном счете невозможно установить источник ее происхождения. Для стран с экологически чувствительными рынками, которые, как правило, являются крупными покупателями готовой продукции из древесины, покупка древесины из Китая часто сопряжена с значительными затратами времени и средств на разработку и проведение так называемых экспертиз должной осмотрительности (due diligence)».
Однако, как отмечает Евгений Чувасов, следует понимать, что в настоящий момент введение запрета – это лишь намерение по улучшению ситуации. Для того чтобы закон действительно заработал, необходим механизм, который позволит гарантировать, что китайские покупатели принимают должные усилия по предотвращению покупки древесины из неустановленных источников или из источников с высоким риском. Если Китай не разработает этот надежный механизм контроля и проверки, то на ситуацию с нелегальным экспортом древесины из России и других стран этот закон не окажет никакого существенного влияния.
По словам эксперта, доля незаконно заготовленной древесины в общем объеме экспорта варьирует год от года. «В 2013 г. WWF опубликовал исследование, позволяющее судить о масштабах незаконных рубок на юге Дальнего Востока России: за период 2004–2011 гг. объем экспорта древесины ценных пород с Дальнего Востока в Китай превысил объем разрешенного лесопользования в два-четыре раза. После включения дуба монгольского и ясеня маньчжурского в приложение III конвенции СИТЕС доля незаконно заготовленной древесины в общем объеме экспорта сократилась до 25–30%. Почти треть всего объема древесины ценных пород на Дальнем Востоке заготавливается незаконно. За период с 2011 по 2015 г. более 1,15 млн м3 древесины дуба и ясеня были заготовлены сверх разрешенного объема, рыночная стоимость этой древесины, по оценке, составила более 13 млрд руб. Как показал последний аудит Счетной палаты, проведенный в 2019 г., схожая ситуация наблюдается не только на юге Дальнего Востока. Так, согласно результатам аудита, официальный объем заготовки древесины по Забайкальскому краю в 2018 г. составил 0,94 млн м3, а для производства экспортированных лесоматериалов потребовалось бы переработать 1,81 млн м3 древесины».
Комментарии