Мировой рынок тиссью, согласно данным RISI, составляет около 36 млн т в год, из которых на сегмент потребительской продукции приходится 77%, а на сегмент товаров, используемых вне дома (Away From Home, AFH), – 23%.
В России рынок тиссью успешно развивается, однако в последнее время из-за сложной макроэкономической ситуации в стране и ослабления покупательной способности населения темп его роста несколько замедлился. Тем не менее потенциал развития рынка довольно большой. Ожидается, что главными локомотивами роста станут полотенца, многослойная туалетная бумага, а также продукция для сегмента AFH. Несмотря на сдержанные показатели экономики России в целом и целлюлозно-бумажной отрасли в частности, продажи бумажных изделий демонстрируют положительную динамику.
Объем российского рынка AFH в 2019 г., по оценке RISI, составил около 135 тыс. т, это около 21% от всего российского рынка санитарно-гигиенических изделий (СГИ). Потребителями продукции в сегменте Away From Home являются общественные учреждения, офисы, предприятия сегмента HoReCa (отели, рестораны и кейтеринг), промышленные предприятия и медицинские учреждения. Профессиональные потребители предъявляют иные требования к количественным и качественным характеристикам продуктов AFH. Продуктовая структура AFH-рынка отличается от рынка B2C. На туалетную бумагу приходится около 40% рынка и почти треть – на полотенца, еще 20% рынка занимают салфетки.
Основной канал сбыта бумажной продукции СГИ – это предприятия индустрии HoReCa. Положительную динамику рынку AFH во многом обеспечивает увеличение потребления бумажной санитарно-гигиенической продукции организациями общественного питания. Как отмечает компания NPD Group, развитие кафе и ресторанов в российских городах растет большими темпами: в 2018 г. индустрия питания выросла на 5,1%, что в два раза больше относительно 2017 г. Темпы роста во многом обеспечили сети заведений фастфуда, доля которых по итогам 2018 г. составила 46%. По оценкам аналитиков, фастфуд в крупных городах за прошедший год вырос совокупно на 26%, в Москве и Санкт-Петербурге – на 10% и 13% соответственно. Рост продолжился и в 2019 г. В перспективе ключевым каналом сбыта бумажной санитарно-гигиенической продукции и диспенсеров будет сектор общественного питания, в основном за счет опережающего роста предприятий быстрого обслуживания. Рынок фастфуда активно расширяется благодаря экспансии международных операторов в регионы и появлению новых форматов на стыке фастфуда и casual dining, в том числе это рестомаркеты и бургерные fast casual. Как следствие, потребление бумажных расходных материалов в этом сегменте растет с каждым годом, формируя продуктовых лидеров продаж – туалетная бумага, бумажные полотенца, салфетки и протирочный материал в рулонах с центральной вытяжкой.
Гостиничный бизнес, как часть сегмента HoReCa, также является значимым потребителем бумажной продукции AFH. По итогам 2017 г. в России работало 25,3 тыс. коллективных средств размещения, в том числе 18,8 тыс. гостиниц, такие цифры приводит Росстат. Согласно официальным данным, почти 70% составляют отели и гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. В настоящее время отельный бизнес наиболее интенсивно развивается именно в этих городах, а также в основных курортных зонах страны. В 2018 г. за счет проведения чемпионата мира по футболу российским отельерам удалось достичь резкого роста ввода качественных гостиниц.
Бумажная продукция AFH пользуется спросом и со стороны медицинских учреждений. По оценкам BusinesStat, в 2018 г. оборот медицинского рынка России вырос на 11,6% по сравнению с 2017 г. Основной спрос на медицинские расходные материалы формируется государственными медучреждениями, что, в свою очередь, делает производителей зависимыми от государственного финансирования. Тем не менее постепенно растет доля частных потребителей не только в здравоохранении, но и из таких областей, как косметология, фитнес и т.п.
Рынок AFH в России сформировали такие компании, как Essity (торговая марка Tork), Kimberly-Clark, Katrin. Однако в сложившихся экономических условиях в стране спрос на импортную продукцию сокращается из-за неконкурентоспособных цен. К примеру, бренд Katrin заметно потерял свои позиции на российском рынке. В то же время отечественные производители, следуя рыночным тенденциям, наоборот, начали развиваться и наращивать мощности в профессиональном сегменте.
Потенциал российского рынка AFH подтверждается ростом инвестиций в развитие производства профессиональной продукции среди ведущих производителей СГИ. Так, в 2014 г. «Сыктывкар Тиссью Груп» открыла новую площадку в Ярославской обл., на базе которой в 2017 г. была запущена новая линия по выпуску профессиональных санитарно-гигиенических изделий под брендом Veiro Professional. К настоящему времени компании удалось занять устойчивую позицию на рынке AFH.
В 2018 г. Сясьский ЦБК также запустил линейку профессиональной продукции под брендом Protissue (PRO). Новая торговая марка уверенно закрепилась на рынке. Эту продукцию уже приобретают ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «Сургутнефтегаз» и другие ведущие компании. «На сегодняшний день мы производим более 30 артикулов товаров для профессионального применения, в начале года мы дополнили ассортимент собственной линейкой диспенсеров, – отметил заместитель генерального директора ОАО «Сясьский ЦБК» по экономике и финансам Кирилл Рогаль. – Кроме того, мы планируем приобретение нового оборудования для выпуска профессиональной продукции, так как видим потенциал развития российского рынка AFH».
В конце 2019 г. «Архбум Тиссью Групп» сообщила о планах увеличить свою долю на рынке за счет выпуска новых видов продуктов, в том числе профессиональной линейки HoReCa.
Как уже отмечалось, сектор HoReCa характеризуется положительной динамикой, продажи ресторанов демократичного формата продолжают расти, отельеры увеличивают ввод нового номерного фонда и уровень его загрузки. Учреждения в других секторах – здравоохранение, торговые и бизнес-центры, клининговые компании, индустрия фитнеса и красоты, АЗС, также демонстрируют высокий спрос на профессиональную бумажную продукцию. И не менее важным фактором развития AFH-сегмента в России является готовность отечественных предприятий расширять производство и предлагать рынку необходимую продукцию профессионального назначения.
По данным экспертов RISI, с 2016 по 2026 г. среднегодовой рост в сегменте тиссью для B2B в России составит около 6%. Драйверами будут туалетная бумага и полотенца. Объем потребления в этом секторе к 2026 г. превысит 200 тыс. т. С учетом насыщения рынка потребительской продукции именно сектор товаров для использования вне дома в среднесрочной перспективе будет основным локомотивом рынка тиссью в России.
Комментарии