Канадская научная некоммерческая организация FPInnovations и шведский научно-исследовательский институт Skogforsk совместно займутся разработкой решений для автоматизации лесозаготовительной отрасли.
Технология включает:
Автономное движение автоколонны из двух лесовозов
Дистанционное управление лесозаготовительными машинами
Организации уже подписали пятилетний меморандум о взаимопонимании, который создает возможность для международного обмена исследованиями в области автоматизации лесозаготовки, и в первой половине 2020 г. они будут обмениваться информацией с целью определения возможностей для дальнейшей совместной работы.
Среди основных задач, над которыми будут работать ученые: повышение производительности лесозаготовительных машин; обеспечение более безопасного процесса лесозаготовки с помощью технологий автоматизированного управления лесной техникой; привлечение нового поколения лесных рабочих для снижения дефицита рабочей силы.
И FPInnovations, и Skogforsk уже реализуют собственные исследовательские проекты для решения этих задач. FPInnovations в 2018 г. запустила проект Forestry 4.0, который осуществляется при поддержке крупных компаний лесной отрасли Канады и правительства страны. Планируемые инвестиции составляют $40 млн. Основные задачи, которые FPInnovations намерена решить в рамках проекта: автоматизация лесозаготовки, автономизация лесовозов и обеспечение связи в лесах. В октябре 2018 г. FPInnovations вместе со специалистами из Обернского университета, Министерства транспорта Канады и компании Resolute Forest Products успешно провела испытание практически автономного движения автоколонны из двух лесовозов: машины проехали 75 км, связанные между собой беспроводной системой, которая поддерживает оптимальное расстояние между автомобилями, а также контролирует ускорение и торможение, реагируя быстрее, нежели человек. Для обмена данными между машинами использовалась технология выделенной связи ближнего действия (DSRC), а также радиолокационная и GPS-антенны. За рулем лесовозов находились водители, но в будущем для того, чтобы вести колонну из двух-трех грузовиков, понадобится лишь один человек, управляющий первым в колонне лесовозом.
Спустя год исследователи протестировали способность системы контролировать рулевое управление грузового автомобиля позади ведущего. Несмотря на достигнутые результаты, специалисты FPInnovations продолжают настраивать и улучшать систему, чтобы приспособить ее к сложным дорожным условиям: более крутым уклонам и поворотам. «С технической точки зрения одна из проблем, с которой столкнулась наша команда при подготовке первых испытаний, заключалась в том, что мы не смогли найти каких-либо ранее проведенных исследований касательно электронно-связанных автоколонн на лесовозных дорогах, – говорит ведущий ученый FPInnovations Франсис Шаретт. – Поэтому в нашей отрасли мы являемся первопроходцами в развитии этих технологий».
На законодательном уровне правительство Канады только начало заниматься вопросом автономных лесовозов на дорогах. По словам Франсиса Шаретта, в работе примут участие министерство транспорта страны и транспортные ведомства каждой провинции: министерство займется разработкой правил, касающихся конструкции транспортных средств, в то время как власти провинций определят условия, позволяющие данным машинам находиться на их дорогах. «Например, власти Онтарио издали свод требований, которые необходимо соблюдать для эксплуатации подобных «дорожных поездов» в провинции, в то время как правительство провинции Квебек, где мы и проводили тестовые заезды, пока позволяет практически любым электронно-связанным грузовикам ездить на своих дорогах без специального разрешения», – поясняет Франсис Шаретт.
По прогнозам специалистов FPInnovations, в 2025 г. в Канаде будет заготовлено 25 млн м3 круглого леса автоматизированными лесозаготовительными машинами, что составит 15% от ежегодной заготовки леса в стране, 25 млн км проедут около 200 автономных лесовозов. Благодаря введенным технологиям прибыль канадского ЛПК вырастет на $25 млн (+3,6%).
Шведский научно-исследовательский институт Skogforsk также разработал программу, посвященную цифровизации лесной отрасли и автоматизации машин, которая включает «лабораторию дистанционного управления». Специалисты Skogforsk работают над технологией дистанционного управления лесозаготовительными машинами: вместо того чтобы сидеть в кабине харвестера или форвардера, операторы находятся в офисе в VR-очках перед большим экраном, транслирующим изображение со стереокамер, расположенных на крыше машины, и джойстиком управляют машиной. Главная цель проекта – повышение безопасности лесозаготовки, чтобы в лесах было как можно меньше операторов, занимающихся непосредственно рубкой и трелевкой.
Разработки FPInnovations в области автономной навигации и технология дистанционного управления лесотехники Skogforsk могут стать решением вопроса автоматизации работы в удаленных местах. «Если мы хотим добиться этого как можно быстрее, мы не можем позволить себе работать параллельно, – говорит Франсис Шаретт. – Обе организации признают, что совместная работа приведет к дальнейшему ускорению исследований каждой страны в области автоматизации лесной промышленности».
Комментарии