Правительство РФ включило пиломатериалы в перечень продукции ЛПК, на которую распространяется субсидия на возмещение логистических затрат. Пеллеты же, напротив, были из него исключены. Впервые у компаний появилась возможность подавать заявку сразу на два года – 2019 и 2020 г.
В сентябре Правительство РФ утвердило размер субсидии, выделяемой экспортерам на возмещение части затрат на транспортировку продукции. Общий размер компенсации составил 14,2 млрд руб. Единовременно компания сможет получить субсидию не более 500 млн руб.
Претендовать на субсидию могут производители либо их аффилированные или уполномоченные лица, товары которых включены в утвержденный приказом Минпромторга России «Перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности». В 2017 г. из всех товаров лесной отрасли в перечне Минпромторга фигурировали только пеллеты. Потом туда добавили лесоматериалы, шпон, фанеру, древесные плиты, мебель, целлюлозно-бумажную продукцию и другие товары ЛПК. Однако в этом году древесные топливные гранулы в перечень не вошли, зато были включены пиломатериалы. «Сложно сказать, почему пеллеты не вошли в перечень, – говорит руководитель проекта Российского экспортного центра по поддержке экспорта ЛПК Елена Смирнова. – У пеллетчиков есть желание участвовать в данной программе, но как это произойдет и произойдет ли – это вопрос. Компании и ассоциации уже направляют письма по включению пеллет в перечень продукции, на которую будет распространяться логистическая субсидия». По словам эксперта, в прошлом году лишь немногие производители древесных топливных гранул воспользовались данной льготой. Среди компаний ЛПК, получивших субсидию, были фанерщики и производители мебели.

Заявки на предоставление субсидий рассматривает Российский экспортный центр (РЭЦ). Как говорится на портале РЭЦ, на размер субсидии влияют два коэффициента: коэффициент 0,8 в случае производства промышленной продукции на территории РФ, коэффициент 1, если компания при доставке не пользуется услугами российских перевозчиков, и коэффициент 1,05 – если использует.
Благодаря субсидии производители смогут компенсировать до 80% затрат, понесенных при транспортировке своих товаров на экспорт. «Для нас очень важно понимать, что производители работают в комфортных условиях в России и обеспечены необходимой поддержкой, – сказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. – Учитывая масштабы нашей страны и затраты на логистику, мы считаем, что данный механизм станет драйвером развития для многих отраслей промышленности. Традиционно мера государственной поддержки в форме компенсации затрат на транспортные расходы является самой востребованной». По словам Дениса Мантурова, в 2018 г. было заключено 392 соглашения, а в 2019 г. – уже 239. «В рамках действовавшего механизма поддержки в 2019 г. компании уже получили финансирование на сумму 5 млрд руб. Мы также планируем направить дополнительные средства в объеме 9,2 млрд руб. в рамках нового механизма, чтобы удовлетворить их потребности. Производители получат возможность точнее и качественнее вести планирование своих поставок и устанавливать конкурентоспособные цены для покупателей», – отметил глава Минпромторга.
При перевозке ж/д транспортом субсидии будут возмещаться на аренду вагонов, платформ, контейнеров, их охрану, а также эксплуатацию железнодорожных путей. При доставке продукции автотранспортом – на услуги по транспортировке, за исключением вознаграждения экспедитору. При перевозке водным транспортом – на услуги по транспортировке продукции посредством фрахта; при перевозке своим ходом – на топливо.
Как указано на портале РЭЦ, под субсидирование в 2019 г. подпадают только поставки продукции, осуществленные с 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г. (для отрасли автомобилестроения – с 1 июля 2018 г. по 31 августа 2019 г.) от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта. Кроме того, получить субсидию в 2020 г. смогут экспортеры, отправившие покупателю продукцию с 1 сентября 2019 г. по 31 июля 2020 г.
Также по сравнению с прошлым годом сократилось и время подачи документов в РЭЦ на получение субсидии. Если в 2018 г. их можно было подавать каждый квартал, то в 2019 г. – один раз в год. Причем успеть сделать это нужно в течение одного месяца – с 25 сентября по 25 октября. По мнению генерального директора ИАА «Инфобио» Ольги Ракитовой, одного месяца на сбор всех необходимых документов явно недостаточно, особенно для компаний малого и среднего бизнеса. «В результате воспользоваться этой льготой могут крупные компании, имеющие в своем распоряжении специально подготовленных сотрудников», – считает эксперт.
«С одной стороны, один месяц, в течение которого компании должны успеть подготовить и подать соответствующий пакет документов, – действительно небольшой срок, – говорит Елена Смирнова. – С другой стороны, компании уже в этом году могут подать документы на предоставление субсидии в 2020 г. До 25 октября мы принимаем документы как по 2019 г., так и по 2020 г. И по 2019 г. те компании, которые уже подавали ранее документы, просто их дорабатывают, используя форму, приведенную в постановлении.
Насколько я знаю, уже многие экспортеры их доработали и готовы направить в РЭЦ. Что касается получения субсидии в 2020 г., то для этого не нужен такой большой пакет документов. Необходимо показать планируемый прирост экспорта и посчитать коэффициент эффективности. И если компания попадает в программу, то она гарантированно получает субсидию. Ранее такого не было. Субсидия выдавалась по мере наличия денежных средств. Сейчас компания может их заранее заложить в бюджет. Это удобно». В случае положительного рассмотрения заявки, РЭЦ направит в Минпромторг России заключение о предоставлении субсидии для принятия ведомством решения о заключении соответствующего соглашения.
Комментарии