• Новое
  • Популярное
  • Все темы
  • Daily
  • Фото
  • Видео
  • Топ-50
  • Архив журнала
  • Подписка
  • Реклама

Что еще почитать

Торрефикация делает щепу легче
Финансы

Щепа будет дорожать

За последние два года цены на хвойную щепу на северо-западе США, западе Канады, в Германии и Скандинавских странах поднялись более чем на 20%.
Next Business Media +7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия
  • Марина Сидорова
Май 2019, № 5 (133)

  • В избранное

  • Поделиться

  • Комментарии

  • Смарт-версия

  • Распечатать

Посмотреть больше статей

Апрель 2022, № 3 (163)
Перейти в архив

За последние два года цены на хвойную щепу на северо-западе США, западе Канады, в Германии и Скандинавских странах поднялись более чем на 20%.

При этом на востоке Канады из-за переизбытка отходов лесопильных производств наблюдалось снижение цен на нее. В канадских провинциях Онтарио и Квебек благодаря росту выпуска пиломатериалов были созданы большие запасы стружки, однако спрос снизился, и сырье резко подешевело более, чем на 50%, по сравнению с 2012 г. В Бразилии цены на щепу также пошли вниз. Причина – ослабление бразильского реала. Цены на лиственное сырье в Китае, Финляндии, Индонезии, Испании за два года выросли на 10–30%. Импортируемая в Китай лиственная щепа неуклонно дорожала с конца 2017 г. и до начала 2019 г.


Персоны

  • Юрий Лахтиков

Организации

  • Wood Resources International
  • РАО "Бумпром"
  • Segezha Group

В IV квартале 2018 г., по данным Wood Resources International, стоимость древесного сырья составляла от 45% до 70% денежных затрат производителей целлюлозы по всему миру. У российских ЦБК дела обстоят несколько лучше: в себестоимости выпускаемой целлюлозы и древесной массы доля цены на древесное сырье в среднем составляет примерно 25–40%, в зависимости от его вида – технологическая щепа или балансы, собственной заготовки или приобретаемые у сторонних лесозаготовителей, рассказывает председатель правления РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков. Большинство целлюлозных заводов и ЦБК располагают собственной лесосырьевой базой, что позволяет им более эффективно использовать древесину, однако заставляет нести дополнительные расходы на содержание парка автотехники, вывозку древесины из леса и доставку ее на комбинаты. В последнее время заметно выросли сборы за пользование автодорогами, а также цены на автомобильное топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ). По данным РАО «Бумпром», автомобильный бензин за 2018 г. подорожал в России на 17,5%, а дизельное топливо – на 29,9%. Как рассказали в Segezha Group, в операционных расходах производства бумаги доля стоимости щепы – чуть более 7%, за минувший год она незначительно, но выросла. В сырьевом балансе целлюлозно-бумажного производства компании технологическая щепа составляет почти 30%, остальное – балансовая древесина, превращаемая в щепу уже на комбинатах.

Между тем российские предприятия ЦБП, так же как и их зарубежные коллеги, сталкиваются с ростом цен на древесное сырье. «Как минимум три года назад обозначилась серьезная конкуренция за щепу и рост цены, поскольку ЦБП не только в России, но и в мире – и в частности, соседней с Карелией Финляндии – существенно нарастили мощности и объемы выпуска продукции, – рассказали в компании Segezha Group. – Это создало серьезное давление на рынок сырья в целом и технологической щепы в частности. В 2018 г. средняя цена технологической щепы по отрасли выросла более чем в полтора раза».

По данным РАО «Бумпром», в 2018 г. на внутреннем рынке средние цены на технологическую щепу выросли почти на 31% относительно уровня 2017 г. Цены на щепу, поставляемую на экспорт, увеличились на 28,5%. Балансовая древесина также подорожала. На внутреннем рынке цена на хвойные и лиственные балансы выросла на 26% и на 29% соответственно. Экспортные цены на хвойные балансы увеличились на 20%, а на лиственные – на 13%. При этом производство технологической щепы в России в 2018 г. выросло на 2,8%, до 7257 тыс. плотн. м3, а выпуск целлюлозы практически не изменился (-0,1%) – 8578 тыс. т, таковы данные статистики.

По словам Юрия Лахтикова, разница между ценами на внутреннем и внешних рынках объясняется тем, что внутренний рынок больше, чем внешний, зависит от сезонности лесозаготовок. В России, как правило, переработчики технологической щепы и балансовой древесины сами создают свои межсезонные запасы по договорам с лесозаготовительными предприятиями в своих регионах, поэтому цены на сырье по итогам года могут значительно отличаться. Цена может вырасти в середине года по мере использования предприятиями своих запасов древесины, а цены конца года и следующего заготовительного сезона будут зависеть от состояния погоды, дорожного покрытия, расходов на вывозку древесины, введения новых ставок арендной платы, тарифов на пользование автодорогами, цен на топливо и т.д. «На экспортных рынках цены на щепу и балансы определяются мировой конъюнктурой и большим числом конкурирующих поставщиков и могут постоянно меняться, – добавляет он. – К тому же в большинстве крупных мировых портов созданы значительные складские емкости для хранения лесного сырья. Но в целом глобальный тренд на использование возобновляемых видов сырья определяет рост цен на древесину в настоящее время и в долгосрочной перспективе».

Однако в Segezha Group полагают, что цены на технологическую щепу еще не достигли своего пика и рынок ждет дефицит сырья и дальнейшее повышение цены. «Рост цены на технологическую щепу, помимо прочего, – результат оптимизации бизнеса в отрасли, – считают в Segezha Group. – Компании, прежде занимавшиеся только лесозаготовкой, начали осуществлять переработку сырья. Приобретая лесопильное оборудование, лесозаготовительные компании, даже небольшие, перерабатывают древесину в пиломатериалы. При этом в распиловку вовлекается и балансовая древесина, а не только традиционный пиловочник. Так, если раньше распиливали сортименты от 16–18 см, то теперь используют стволы и от 10 см диаметром. Таким образом, рост мощностей ЦБП, создание все новых лесопильных производств – эти факторы определяют тенденцию: дефицит сырья для ЦБП, конкуренция на рынке древесины и цены на лесосырье будут только нарастать».

Рост цен на древесное сырье и увеличение тарифов естественных монополий сказались и на стоимости товарной целлюлозы и продуктов из нее. По данным РАО «Бумпром», в 2018 г. целлюлоза подорожала на 12,4%, бумага газетная в рулонах или листах – на 5,3%, бумага офсетная – на 6,1%, картон тарный (крафт-лайнер) небеленый, немелованный – на 21,3%, немелованная бумага – на 7,2%. Скатерти и салфетки для стола из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон выросли в цене на 7,7%, бумага туалетная – на 13,6%, ученические и общие тетради – на 3,4–4,3%.

Теги: Щепа , Технологическая щепа , Цены на щепу
Тема этой статьи Финансы
Отслеживать
Еще интересные темы:
  • Маркетинг
Тема Технологии
Подготовка щепы на плитных производствах
Тема Технологии
Древесный филамент из мебельных отходов
Тема Стратегии
Segezha Group готова вести интенсивное лесопользование

Комментарии

Нет комментариев

Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Партнеры

Подпишитесь + Сэкономьте!

Все темы

Мнения

Опыт

Авторы

Фото

Видео

TOP-50

Архив

Реклама

Подписка

Контакты

Daily

Контакты

115419, Россия, Москва

ул.Орджоникидзе 11.

Телефоны:

+7 (499) 653-56-08

+7 (499) 653-56-50

Мы в соцсетях

Facebook

Twitter

Лицензионное соглашение и Политика конфиденциальности

Запрещена публикация информации сайта без получения предварительного одобрения публикации от ООО "Нэкст Бизнес Медиа".

Copyright © 2000-2019 ООО «Нэкст Бизнес Медиа». Все права защищены.

https://www.lesindustry.ru/issues/li_133/Schepa_budet_dorozhat_1793/
Яндекс.Метрика
Зарегистрируйтесь для доступа | Подпишитесь + Сэкономьте