Правительство Индии поставило перед собой задачу в течение пяти лет дать образование всем гражданам. Поэтому рынок типографской бумаги в стране не только не падает, но и растет на 4–5% в год.
Доля Индии составляет 1,6% мирового производства бумаги и картона - 13 млн т., а доля целлюлозно-бумажной промышленности в ВВП страны – около 2%. Годовой спрос на продукцию ЦБП в Индии оценивается в 14,5 млн т. Большая часть – 47% (6,8 млн т) – приходится на упаковку. Самый быстрорастущий сегмент в ЦБП Индии – это упаковочная бумага и картон. По данным Федерации ассоциаций торговцев бумагой в Индии (Federation of Paper Trader’s Associations of India; FPTA), это связано с государственной инициативой «Made in India» («Сделано в Индии»), а также такими факторами, как бум электронной коммерции, благоприятная демографическая обстановка, политическая стабильность, улучшение макроэкономических показателей, предпочтение потребителей товарам лучшего качества и т.д.

На втором месте по доле и по количеству потребления находится типографская бумага. Доля этой продукции в общей структуре спроса на продукцию ЦБП составляет 30% (4,3 млн т). Тогда как во всем мире происходит снижение спроса на типографскую бумагу приблизительно на 5%, в Индии ее потребление продолжает расти. Это обусловлено тем, что Индия – страна с развивающейся экономикой, где до сих пор много людей не имеет образования. Новое правительство страны поставило перед собой задачу в течение пяти лет дать образование всем. Поэтому рынок типографской бумаги не только не падает, но растет на 4–5% ежегодно. Возможно, когда-нибудь Индия придет к тому же, что и в Европе, но в ближайшие десять лет спрос падать не будет. Ожидается, что к 2021–2022 гг. потребление типографской бумаги увеличится на 5,5–6,5%. Также в стране на достаточно высоком уровне находится спрос на газетную бумагу – 19% (2,7 млн т) в общей структуре потребления целлюлозно-бумажной продукции.
Одна из проблем индийского рынка ЦБП – недостаток производственных мощностей, что открывает большие возможности для иностранных поставщиков. Причем большинство индийских ЦБК были построены очень давно. В 2017 г. страна импортировала бумаги приблизительно на $317,84 млн, тогда как четырьмя годами ранее эта цифра была всего $172,72 млн. Такой рост объясняет не только доступность, но и качество иностранной продукции. В Индии в основном выпускается бумага низкого качества, что связано со стоимостью производства. Импортировать бумагу высокого качества дешевле, чем производить аналогичные продукты внутри страны.
Еще один фактор, влияющий на производство бумаги в Индии, – недостаток целлюлозы. Только 35% целлюлозно-бумажных предприятий страны занимаются производством продукции из древесной целлюлозы, 44% комбинатов в качестве сырья используют переработанную макулатуру, а 21% – агроотходы. На сегодняшний день мы импортируем ее из Австралии, ЮАР, Чили и Бразилии. Россия также является перспективным партнером по поставкам этой продукции.
Комментарии