Вместе с наступлением весны высокими темпами увеличивается объем строительно-монтажных и отделочных работ. Это приводит к тому, что спрос на некоторые виды материалов возрастает в разы.Традиционным и проверенным материалом, который используется в строительстве, отделочных работах и укладке пола, является российская березовая фанера.
Российская фанера ценится во всем мире – в 2018 г. из произведенных в России 4 млн м3 на экспорт было отправлено 2,7 млн м3. О состоянии российского фанерного рынка, готовности производителей к высокому сезону и интересных продуктах журналу «Лесная индустрия» рассказал основатель компании United Panel Group Игорь Беккер.
– Как вы оцениваете спрос на российскую березовую фанеру?
– Сегодня спрос на фанеру возрастает. Отчасти это обусловлено погодными условиями – зимой некоторые работы вести невозможно, а в весенне-летний период строительная активность на рынке усиливается. В 2018 г. в России было выпущено около 4 млн м3 фанеры, примерно 1,3 млн м3 реализуется внутри страны, и более 65% было отправлено на экспорт. Поскольку фанера – это продукт, обладающий уникальными характеристиками, спрос на него в Европе увеличивается из года в год. Россия и страны СНГ также демонстрируют достаточно устойчивый рост потребления березовой фанеры – на 3–7% в год.
В течение последних нескольких лет российские производители плавно наращивают свои мощности. У нашей компании объем производства в прошлом году вырос почти на 11%. Так что мы растем вместе с рынком. Современное оборудование уже сейчас позволяет российской отрасли производить премиальные продукты со специальными свойствами для конечных потребителей. Если пять лет назад доля «умных» продуктов у крупных производителей составляла 2–3%, то сейчас она приближается к 15%, и нам есть куда стремиться, ведь у финнов такая доля приближается к 70%.
– Ограничение на экспорт фанерного кряжа, начавшее действовать с января 2019 г., помогло фанерщикам?
– Да, сырья стало больше. Но ограничение скоро закончится, и ближе к осени фанерного кряжа станет существенно меньше. Это, в свою очередь, отразится на объемах производства, которые к концу этого года, скорее всего, снизятся. Этот рынок цикличен, и всегда после пика производства наступает спад.
– Какие у вашей компании основные рынки сбыта?
– Традиционные для производителей фанеры. В основном это европейский рынок. Достаточно много поставок идет в США. Египетский рынок также довольно емкий. Российский рынок, безусловно, отмечу как один из важнейших, несмотря на экспортные ориентиры. У нашей компании порядка 20% производимой фанеры остаются на родине.
– С кем вам приходится конкурировать на экспортных рынках?
– Производителей березовой фанеры не так много. Если говорить о высокосортной продукции, то основные конкуренты – это финские поставщики фанеры и крупная латвийская компания. Украина и Белоруссия тоже участвуют в продажах на европейских рынках. В экономсегменте сталкиваемся с китайской и южноамериканской хвойной фанерой, свойства которой значительно хуже, зато такая фанера имеет очень привлекательную цену.
– В чем преимущество березовой фанеры перед хвойной?
– Хвойная фанера дешевле, однако имеет более низкие прочностные характеристики. Плотность фанеры из березы гораздо выше, но и цена на нее отличается в более высокую сторону. Кроме того, березовая фанера имеет приятный внешний вид. Благодаря этому она используется как отделочный материал, может применяться при производстве мебели.
– В каких еще сегментах используется березовая фанера?
– Основное применение фанера находит в строительстве, в возведении монолитного жилья, для скользящей опалубки. Также этот материал применяют в производстве транспорта, причем фанерные плиты для легкого коммерческого транспорта и для больших полуприцепов разительно отличаются по характеристикам. Износостойкость покрытия для тяжелого транспорта должна быть выше в десятки раз. Появляются и новые ниши. Например, в мире серьезно растет производство танкеров для перевозки сжиженного газа, при их строительстве активно применяется березовая фанера. Для одного такого судна требуется порядка 3000 м3. Западные компании, в частности большая немецкая тройка, активно применяют фанеру как отделочный материал в машиностроении. Фанера используется при производстве тысяч изделий, связанных со словом «детский»: детских игрушек, детских площадок, детской мебели. Выбор потребителей в данном случае связан с экологичностью, здесь фанера гораздо предпочтительнее любых древесных плит или искусственных пластиков.

– Как будет развиваться рынок фанеры и мировой, и российский до конца 2019 г.?
– Мы уверены, что спрос на березовую фанеру продолжит расти, а ситуация с сырьем будет усложняться, в том числе будет увеличиваться экспорт фанерного сырья в Китай и другие страны. В прошлом году российская экономика показала рост, европейская тоже растет хоть и медленно, но стабильно. Кроме того, в США введено ограничение на ввоз фанеры из Китая, и Россия сейчас активно наращивает поставки своей продукции на американский рынок. Так что доля российских производителей там будет расти. Также продолжится увеличение потребления фанеры в странах СНГ. Уже сейчас, в конце апреля, мы имеем дефицит по ламинированной фанере и некоторым сортам белой фанеры, хотя пик сезона еще не наступил.
Справка о компании
Торгово-промышленная компания United Panel Group была образована в 1999 г. Она объединяет под одной торговой маркой различные виды древесно-плитных материалов для мебельной, строительной и других отраслей промышленности.
Основные экспортные направления компании – США, Европа, Азия, Африка, Австралия
и страны СНГ. Объем производства – 200 тыс. м3 фанеры и 100 тыс. м3 MDF в год.
Комментарии