С 2014 по 2018 г. производство напольных покрытий в России выросло на 19,9% и достигло 266 млн м2. Объем выпуска ламината в минувшем году составил 76,3 млн м2, а паркета – 11,7 млн м2.
Увеличению производства способствуют:
• Запуск новых мощностей
• Снижение объема выпуска линолеума
А мировой объем продаж ламинированных напольных покрытий европейских производителей сократился на 4,6% и, согласно данным Европейской ассоциации производителей ламинированных напольных покрытий (EPLF), составил 455 млн м2. В России продажи европейских производителей ламината в минувшем году упали на 8,6%, до 32 млн м2. По мнению руководителя отдела продаж напольных покрытий «Кастамону маркетинг энд трейд» Владимира Кривцова, российские производители ламината вытесняют европейских и китайских конкурентов, осваивают все больше ниш, их совокупная доля превысила 2/3 рынка.
По данным компании BusinesStat, с 2014 по 2018 г. производство напольных покрытий в России выросло на 19,9% и достигло 266 млн м2. Объем выпуска ламината в минувшем году составил 76,3 млн м2, а паркета – 11,7 млн м2. В общей структуре рынка напольных покрытий наибольшую долю занимает керамическая плитка – 38,5%, ламинат – 28,7%, линолеум – 28,4%, щитовой паркет – 4,4%. Причем за пять лет доля ламината выросла на 3,8 п.п., щитового паркета – на 3,2 п.п. При этом доля керамической плитки, напротив, снизилась на 3,4 п.п., а линолеума – на 3,6 п.п. Экспорт ламината (включая ламинированные ДВП) в январе–ноябре 2018 г., по данным таможни, составил около 25 млн м2, что на 26,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Основным экспортным направлением является Узбекистан, поставки в эту страну выросли на 67,3%, до 8,7 млн м2, на втором месте Казахстан – 2,9 млн м2 (+25,7%), на третьем Румыния – 1,6 млн м2 (+0,5%).
«По нашим прогнозам, внутренний рынок ламинированных напольных покрытий в 2018 г. вырос к предыдущему году порядка 5%, приблизившись к 90 млн м2 в год, – рассказывает Владимир Кривцов. – На фоне общего кризиса рост в нашем сегменте мы связываем с замещением сегмента «линолеум». После резкого скачка в 2015 г. тенденция роста доли локальных производителей продолжается и в 2018 г. Растет доля продуктов 33-го класса и продуктов с фаской. В декоративном плане превалируют древесные декоры под дуб, скандинавский стиль».
Основные производители ламината в России – это иностранные компании, локализовавшие свои заводы в стране: Kronostar (Швейцария), Kastamonu (Турция), Kronospan (Австрия), Tarkett/Sinteros (Франция–Россия), Egger (Австрия), UNILIN (Бельгия). Это вызвано дешевизной рабочей силы и ресурсов, что обусловлено слабым рублем, а также стремлением компаний к минимизации логистических затрат. Среди российских производителей лидируют по объемам производства «Партнер-Томск», «Е.П.И. Восток», «РБК-Ламинат» (торговая марка Ritter). Совокупные мощности основных производителей ламината оцениваются в 150 млн м2.
Главные мировые поставщики паркета в Россию: Kahrs, Тarkett, Upоflооr (Финляндия), UNILIN, «Гюн Вальд». Среди основных отечественных производителей – русско-немецкое предприятие Alpenholz, Роlarwood, фабрика «Заря». Среди иностранных компаний, локализовавших выпуск паркета в России, – Тarkett. В июне 2018 г. компания запустила производство паркетной доски в России, в начале 2019 г. предприятие выйдет на стадию производства паркетной доски полного цикла, который позволит ей выйти на полную мощность производства в 2 млн м2 паркетной доски в год.

Помимо Тarkett, на данный момент в России ряд компаний реализует проекты, предполагающие выпуск деревянных напольных покрытий. Так, турецкий холдинг Yildizlar Yatirim инвестирует 21,137 млрд руб. в организацию производства древесных плит, смол и ламината во Владимирской обл. В Новосибирской обл. Kronospan планирует строительство завода, который будет выпускать древесные плиты и ламинат. Компания «Квик» в Кировской обл. запустит производство деревянных домов и палубного паркета. Сингапурская компания «КГК Судима Эвергрин ПТЕ Лимитет» планирует построить в Приморском крае комплекс, на котором будут изготавливать паркет, мебельные щиты, пиломатериалы и пеллеты.
По оценкам BusinesStat, в 2019–2023 гг. объем выпуска напольных покрытий в России будет расти в среднем на 4,7% в год и в 2023 г. достигнет 335,1 млн м2. При этом структура производства напольных покрытий по видам не претерпит значительных изменений относительно 2018 г. На напольную керамическую плитку в 2023 г. придется 38,4% всего выпуска, на ламинат – 29,3%, на линолеум – 27%, на щитовой паркет – 5,3%.
Комментарии