• Новое
  • Популярное
  • Все темы
  • Daily
  • Фото
  • Видео
  • Топ-50
  • Архив журнала
  • Реклама

Что еще почитать

Какой процент отходов производства в вашей компании идет на переработку?
Маркетинг

На рынке лесопродукции Китая началась рецессия

Тарифы на экспорт лесной продукции в США и Канаде негативно влияют на ЛПК Китая, однако в долгосрочной перспективе, в рамках программы «Один пояс – один путь», для лесной промышленности Поднебесной может открыться больше зарубежных рынков.
Next Business Media +7 499 6535650
ул. Орджоникидзе, 11 115419 Москва, Россия
  • Салли Ли
Декабрь 2018, № 12 (128)

  • В избранное

  • Поделиться

  • Комментарии
    2

  • Смарт-версия

  • Распечатать

Посмотреть больше статей

Ноябрь-декабрь 2022, № 7-8 (167-168)
Перейти в архив

Тарифы на экспорт лесной продукции в США и Канаде негативно влияют на ЛПК Китая, однако в долгосрочной перспективе, в рамках программы «Один пояс – один путь», для лесной промышленности Поднебесной может открыться больше зарубежных рынков.

В 2018 г. рынок древесины и продукции из нее в Китае выглядел не очень оптимистично, и, вероятно, в следующем году мало что изменится. Несмотря на то что за последние 9 месяцев текущего года импорт бревен вырос на 14,5%, а импорт пиломатериалов – на 0,3%, картина не такая радужная, как может показаться. В связи с падением юаня на 10% по отношению к доллару, цена импортируемой древесины растет, в то время как внутри страны цены продавцов не поднимаются и продажи идут плохо. Это в конечном итоге приводит к тому, что большинство дистрибьюторов в Китае терпят убытки.

Из-за мер, введенных правительством страны для защиты окружающей среды, закрываются малые и средние мебельные и деревообрабатывающие предприятия. Так, в провинции Цзянси за последнее время закрыли 3000 мебельных фабрик, в г. Чэнду, провинция Сычуань, прекратили работу 4000 малых и средних предприятий по производству мебели и продукции деревообработки. Это, в свою очередь, влияет на продажи лесной продукции на внутреннем рынке. Показатели китайского экспорта в этом году также были неудовлетворительными: в январе–августе 2018 г. стоимость экспорта древесной продукции составила $20,4 млрд, что на 0,8% меньше, чем за тот же период прошлого года. Такого еще никогда не наблюдалось.

Изменились и позиции ведущих поставщиков древесины и древесной продукции на рынке Китая. В первой половине 2018 г. средняя цена на российские бревна из хвойной древесины была $118 за 1 м3, в то время как канадский лес хвойных пород стоил дороже – $166 за 1 м3. При этом импорт хвойных пиломатериалов из Канады резко сократился. В 2014 г. Китай закупал практически одинаковые объемы пиломатериалов в России и в Канаде. Однако в первом полугодии 2018 г. доля России на китайском рынке достигла 60,9%, а доля Канады сократилась до 15,8%, что эквивалентно ¼ продаж российских досок. Это связано с нехваткой сырья в Канаде и растущим спросом в США. Однако канадское правительство, в отличие от российского, инвестировало и внесло большой вклад в формирование китайской строительной отрасли. Помимо активного участия в разработке китайских строительных норм, с 2005 по 2012 г. правительство Канады инициировало 16 демонстрационных проектов, посвященных деревянным каркасным конструкциям, в разных районах Китая. Это в значительной степени способствовало продвижению деревянного домостроения, и в результате доски SPF стали основным сертифицированным конструкционным материалом в китайских строительных стандартах.

Многое изменилось и в торговле с США, которые ввели пошлины на импорт из Китая стоимостью около $200 млрд, из них $75,4 млрд пришлось на лесную продукцию. Таким образом, пошлины покрывают почти всю лесную продукцию, поставляемую из Китая в США, включая щепу, уголь, древесную муку, опилки, шпон, напольные покрытия, ДСП, ДВП, фанеру, двери, окна, пробку, целлюлозу и макулатуру, бумажные изделия, мебель и т.д. В 2017 г. китайский экспорт этой продукции в США составил $15,99 млрд – это 91,7% от общего объема поставок ($17,44 млрд). Однако на долю США приходится 23,4% общего объема мировых поставок лесной продукции из Китая ($74,65 млрд). С другой стороны, Китай ввел пошлины на американскую лесопродукцию стоимостью $1,83 млрд.

Торговая война неизбежно повлияет на внутренний рынок Китая. Воздействие на деревообрабатывающую промышленность пока не является разрушительным. В плане рыночного спроса и предложения рынок страны и структура международной торговли неизбежно будут перестраиваться и корректироваться. Если тарифы на лесную продукцию с высокой добавленной стоимостью, такую как деревянные напольные покрытия и мебель, будут находиться в пределах 10%, то благодаря эффекту обменного курса их влияние на американских поставщиков и китайские предприятия не будет столь существенным. Если же тарифы вырастут до 25%, и те, и другие понесут расходы. Тарифы также сильно скажутся на китайском экспорте фанеры, мебели, напольных покрытий и дверей в США. Соответственно, Китай столкнется с реструктуризацией отрасли.

В целом сейчас экономика Китая находится в состоянии рецессии. Скорее всего, тарифы на экспорт лесной продукции в США и Канаде будут продолжать расти, создавая кратковременную рыночную и ценовую волатильность. В долгосрочной перспективе, в рамках программы «Один пояс – один путь», для лесной промышленности Китая может открыться больше зарубежных рынков.

Программа «Один пояс – один путь» изменила структуру рынка древесины в Китае. В этом году исполняется пять лет с тех пор, как президент Си предложил эту инициативу, которую лесопромышленники восприняли положительно. В последние годы в Центральной и Восточной Европе произошло значительное развитие системы транспортировки древесины. Согласно данным Министерства транспорта КНР, за пять лет реализации программы по маршруту Китай – Европа запустили регулярные поезда, перевозящие древесину. Ожидается, что в этом году откроется 300 линий. В Китае существует около 400–500 специальных поездов для перевозки древесины, включая скоростные. Объем транспортируемой лесной продукции составляет от 800 до 1 млн м3, в основном это российские пиломатериалы.

Благодаря недавно запущенным поездам, время транспортировки лесоматериалов удалось значительно сократить. В среднем перевозка занимает 13–15 дней. С усилением рыночной конкуренции некоторые порты сократили внутренние фрахтовые сборы. Традиционная китайская лесная промышленность зависит от производственных и маркетинговых подходов государственных лесных хозяйств. Лесхоз проводит открытые тендеры на выпуск лесной продукции. Победивший участник осуществляет производство в соответствии с требованиями государственных лесных хозяйств. Обработанная древесина отправляется на лесной склад и продается по цене, установленной лесхозами. Основными недостатками этой системы дистрибуции являются сложность адаптации деревообработки к рыночному спросу, невысокий коэффициент комплексного использования сырья, значительное влияние на цены лесхозов. Ввиду отсутствия рыночной информации клиенты иногда манипулируют отпускной ценой на древесину.

В Китае застройщик зданий из древесины является конечным потребителем пиломатериалов и чуть ли не единственной движущей силой на этом рынке. В 2012 г. 272 компании объединились и основали Альянс производителей деревянных каркасных зданий Китая (China Wood Frame Alliance). Большинство его членов – строители и поставщики материалов, на долю которых приходится 80% всех работающих предприятий, занимающихся деревянным домостроением в Китае.

С 2000 г. в Китае опубликовали более 25 национальных строительных стандартов и кодексов, связанных со строительством из древесины. Половина из них была разработана после 2015 г. Среди них «Стандарт проектирования деревянных конструкций GB50005-2003», «Стандарт проектировки системы пожарной безопасности зданий и предупреждения возникновения огня GB50016-2006» и «Руководство по проектированию деревянных конструкций», которые считаются вехами в установлении национальных стандартов Китая. Во всех стандартах были четко отражены виды пиломатериалов и требования к ним, однако детали проектировки в основном отсутствуют.

Новый китайский стандарт проектирования деревянных конструкций был введен в действие 1 августа 2018 г. В нем в качестве материала, который можно использовать в строительстве деревянных конструкций, указана ива из Японии. Это хороший заменитель хвойной древесины из США, торговля с которыми затрудняется из-за торговой войны и введенных тарифов. Хотя импорт бревен из Японии не очень велик, в последние годы он растет довольно высокими темпами, а в самой Японии находится большое количество ивовых плантаций.

Широкие возможности для экспорта открываются также и для России, как одной из стран, через которую проходит Новый шелковый путь. Однако часто российские экспортеры, желающие зайти на рынок Китая, не знают, как делать это правильно, поэтому сталкиваются с различными неприятностями. Если поставщик пиломатериалов экспортирует свою продукцию в Китай в первый раз, то, во-первых, нужно быть осторожным и отслеживать весь процесс поставки. Рекомендуется сначала осуществить небольшую поставку товаров в порт и проконтролировать здесь каждый процесс. Потом можно переходить к более крупным объемам. Правильная дата доставки может сэкономить ненужные расходы на таможне. Во-вторых, надо заранее изучить все требования таможенного контроля. Честно показывайте все товары, так как они должны пройти таможенную оценку. Кроме того, таможенники могут провести выборочную проверку – на месте измерить кубатуру, взвесить, сделать рентген. Лучше выбрать ответственную логистическую компанию, занимающуюся таможенным оформлением, с опытными специалистами-практиками.

Компаниям, которые хотят зайти на строительный рынок Китая, необходимо понимать несколько важных аспектов. Китайское правительство, как правило, неохотно принимает альтернативные методы строительства и материалы, если они не имеют четких, выгодных, качественных преимуществ. Местные проектировщики и подрядчики не имеют такого контроля над цепочкой поставок деревянных конструкционных материалов – это касается как пиломатериалов, так и различных дополнительных материалов, применяемых в деревянном домостроении. У местных архитекторов нет специальных знаний, необходимых для работы с древесиной, программного обеспечения для расчетов и техники, используемой в деревянном домостроении.

Что касается самих китайских лесопромышленников, то, помимо использования рыночного потенциала, они должны уделять больше внимания трансформации предприятий. В Китае насчитывается более 600 городов регионального уровня, свыше 2100 уездных городов и более 12 000 небольших городов и городов с округами. Ежегодно около 20 млн домашних хозяйств нуждаются в новом жилье, а потенциал сельского рынка по-прежнему огромен. Китайские деревообрабатывающие предприятия должны ускоряться, использовать имеющиеся инновации, преимущества национальной политики, наращивать товарооборот со странами, с которыми их объединяет Новый шелковый путь, находить и использовать альтернативные материалы и завоевывать новые рынки. Необходимо развивать кооперацию строительной отрасли и электронной коммерции, преодолевать торговые барьеры, адаптировать промышленность к сложной рыночной среде, решать проблемы, связанные с мировой торговлей.

Теги: Пиломатериалы , Китай , Торговая война
Тема этой статьи Маркетинг
Отслеживать
Тема Инвестиции
Среднегодовые инвестиции в ЛПК вырастут
Тема Технологии
Palfinger Inman IM 320 увеличенной грузоподъемности
Тема Инвестиции
Финский опыт ведения лесного хозяйства ценнее китайского

Комментарии

2 Комментария

  • Даниил Фарниев 09.12.18 21:39

    Софья, это доцент Шанхайской школы недвижимости


  • Софья Сон 06.12.18 14:14

    Салли Ли это кто?


Политика комментирования

Мы приветствуем комментарии, которые добавляют знания к уже имеющимся в статье в виде частного мнения комментатора или дополнительной информации. Если вы обнаружили комментарий, который по-вашему мнению не соответствует теме новости или нарушает наши правила публикации комментариев, вы можете сообщить об этом редакторам с помощью ссылки «Сообщить о нарушении». Представленные в комментариях мнения могут не соответствовать мнению редакции журнала "Лесная индустрия". Запрещено публиковать комментарии (1) содержащие высказывания, призывающие к разжиганию межнациональной розни; (2) содержащие нецензурные слова с замещенными буквами; (3) содержащие орфографические ошибки; (4) содержащие оскорбления по отношению к другим комментаторам; (5) подстрекающие к насилию; (6) не имеющие ничего общего с новостью на странице которой публикуются; (7) дублирующиеся на страницах нескольких новостей; (8) излишне длинные комментарии; (9) чрезмерно использующие заглавные буквы. Мы оставляем за собой право удалить любой комментарий без объяснения причин. Мы не допускаем появления на сайте любой скрытой рекламы, в любом ее проявлении, и можем удалить любую информацию, которая покажется нам ангажированной. К ней относится как открытая, так и скрытая реклама в любом виде.

Подпишитесь + Сэкономьте!

Все темы

Мнения

Опыт

Авторы

Фото

Видео

TOP-50

Архив

Реклама

Контакты

Daily

Мы в соцсетях

Facebook

Twitter

Лицензионное соглашение и Политика конфиденциальности

Запрещена публикация информации сайта без получения предварительного одобрения публикации от ООО "Нэкст Бизнес Медиа".

Copyright © 2000-2019 ООО «Нэкст Бизнес Медиа». Все права защищены.

https://www.lesindustry.ru/issues/li_128/Na_rinke_lesoproduktsii_Kitaya_nachalas_retsessiya_1723/
Яндекс.Метрика
Зарегистрируйтесь для доступа | Подпишитесь + Сэкономьте