Минприроды предлагает усилить контроль за происхождением древесины. Эта необходимость возникла из-за того, что выявился ряд факторов, снижающих его эффективность.
Усилению контроля за происхождением древесины будут способствовать:
• Введение электронного сопроводительного документа
• Привязка документа к лесосеке
• Организация реестра мест складирования древесины
• Разделение ответственности за ошибку при заполнении документов и за нелегальную перевозку древесины
Для этого Рослесхозом был разработан проект ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части включения сведений о сопроводительном документе в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней». Документ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения.
По словам руководителя проектной группы по 415-ФЗ Александра Мариева, необходимость в дополнении закона возникла из-за того, что во время исполнения его норм в части контроля за происхождением древесины выявился ряд факторов, снижающих его эффективность. «В частности, это незащищенный сопроводительный документ (СД) на транспортировку древесины, сведения о котором не вносятся в ЛесЕГАИС, – поясняет он. – При действующих требованиях лесного законодательства недобросовестные предприниматели, перевозчики древесины могут использовать один и тот же сопроводительный документ неоднократно, подделывать его, применяя данные о действующих в регионе юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые осуществляют законный оборот древесины, а также вывозить древесину из лесосек, не указанных в СД. Таким образом, сопроводительный документ не вносится в ЛесЕГАИС, нет требований по его хранению, он не защищен и не обеспечивает прослеживаемость оборота товара от лесосеки до переработки или экспорта и, соответственно, не является препятствием для легализации незаконно срубленной или незаконно поступившей в оборот древесины».
Чтобы изменить ситуацию, авторы законопроекта предлагают, во-первых, ввести электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины, который будет привязан к конкретной лесосеке, а сведения об этом будут вноситься в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). Это сделает его по функционалу аналогом отмененного ранее лесорубочного билета. «Трудно сейчас говорить о чистом возврате к прошлой практике. Это скорее принятие лучшего прошлого опыта с новым подходом, – поясняет Александр Мариев. – Лучшее – это привязка документа к лесосеке. Новое – его разбивка на транспортируемые партии. Это уже не одна защищенная бумага, как было, а ряд документов, привязанных к лесосеке и к транспортируемым из этой лесосеки партиям древесины. Более того, теперь СД, благодаря геотегу, перебрасываемому с технического устройства в зоне покрытия сотовой сети в ЛесЕГАИС, будет фиксировать расположение лесосеки и места складирования без участия человека. Это дисциплинирует предпринимателя и дает документальную основу правоохранительным органам для доказательства правонарушений или преступлений. И еще СД становится основой отчетности по приему и отгрузке древесины, опять же без участия человека.
Файл с описанием транспортируемой партии в зоне покрытия сотовой сети в автоматическом режиме ложится в ряд таких же файлов по конкретному месту складирования древесины, обеспечивая описания баланса прибытия и убытия бревен, хлыстов и пиломатериалов. У старого лесорубочного билета не было и 10% того функционала, который предусматривает для электронного сопроводительного документа новый законопроект». Как отметил Александр Мариев, требования по оформлению сопроводительного документа останутся прежними, число заполняемых полей и их содержание – также. «Изменится форма ввода информации, – говорит эксперт. – Сейчас – на бумаге от руки, а будет – с помощью мобильного телефона с модулями NFC и GLONASS. Ежемесячное внесение информации по сделкам с древесиной дополнится ежемесячным внесением информации по местам ее складирования».
Как считает Александр Мариев, таким образом, для ответственных лесопользователей рынок сырья и пиломатериалов расширится благодаря исключению из него древесины неизвестного происхождения. «В первом полугодии 2018 г. в Иркутской обл. были введены похожие нормы регионального законодательства, – рассказывает он. – В результате при снижении количества производителей, которые продавали, покупали и пользовались древесиной неизвестного происхождения, закрытии нескольких сотен нелегальных мест ее складирования, сокращении числа экспортеров производство древесины и экспорт сохраняются на прежнем уровне. Кроме того, наблюдается тренд на глубокую переработку древесины и переход от экспорта кругляка к экспорту пиломатериалов, рост налоговых поступлений в региональный бюджет за первое полугодие 2018 г. составил 4,6 млрд руб., а это более 44% к первому полугодию 2017 г.».
Во-вторых, предлагается на платформе ЛесЕГАИС организовать полный ежемесячно актуализируемый реестр мест складирования древесины, начиная от промежуточных перевалочных пунктов до мест розничной продажи пиломатериалов с ежемесячным полным балансом приема и отгрузки древесины. Дело в том, что в настоящее время в нормативных актах по складскому хранению нет единого понятия «склад». Фактически им являются места, в которых происходит разгрузка или погрузка древесины. А это, по мнению Александра Мариева, при отсутствии законодательных требований по предоставлению сведений о балансе поступления и убытия древесины позволяет там легализовать более дорогую и качественную древесину взамен дешевой и низкокачественной. А отсутствие государственного реестра с геотегом – эффективно контролировать эти склады.
В-третьих, в существующем законодательстве меры ответственности за незаконный оборот не разделены. Санкция за допущенную техническую ошибку или неточность при заполнении документов и санкция за нелегальную перевозку древесины одинаковы. В обоих случаях суд вправе назначить административное наказание с конфискацией транспортного средства, древесины и оштрафовать на сумму от 500 тыс. руб. Предложенный перечень поправок позволит снизить нагрузку на законопослушных представителей лесного бизнеса без снижения уровня контроля в целом.
По мнению лесопромышленников, инициатива Минприроды и Рослесхоза может позитивно отразиться на регулировании отраслью. «Надеемся, что предложенные Минприроды РФ и Рослесхозом проекты изменений в действующие нормативные акты снизят нагрузку – материальную, временну́ю и трудозатратную – на всех законопослушных представителей лесного бизнеса, к которым мы обоснованно относим и собственную компанию, – говорит вице-президент, руководитель дивизиона «Лесные ресурсы и деревообработка» Segezha Group Евгений Баталов. – Надеемся и на то, что изменения прояснят и уточнят действующие понятия в целях применения адекватной ответственности за те или иные нарушения. В инициативе Рослесхоза важным представляется разграничение меры ответственности за незаконный оборот древесины и продуктов ее первичной переработки». Как отметили в компании, Segezha Group заинтересована в том, чтобы вся заготавливаемая древесина была получена законным путем и имела надлежащее подтверждение легальности. А какова будет форма подтверждения – в бумажном ли, электронном виде, в том или ином оформлении, – имеет второстепенное значение.
Однако, по словам генерального директора компании «Лузалес» Валентина Рожка, внедрение электронного документа и его корреляция с ЛесЕГАИС потребует от компаний дополнительных затрат, так как придется увеличивать штат сотрудников, которые будут заниматься этой работой. Тем не менее он отмечает эффективность таких систем. «С внедрением ЛесЕГАИС конкуренция со стороны компаний, нелегально заготавливающих древесину, стала меньше», – добавляет он.
Комментарии