Конкурентоспособность лесной отрасли Канады осложняется торговыми спорами, отсутствием надежной транспортной инфраструктуры и неопределенностью регулирования лесных операций. Канадская ассоциация производителей древесной продукции (Forest Products Association of Canada, FPAC) разработала для федерального правительства список рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности канадской лесной продукции, ускорение внедрения инноваций и оздоровление лесов.
• Ассоциация производителей древесной продукции страны рекомендует правительству:
• Увеличить инвестиции в разработки и исследования
• Финансировать программы по продвижению канадской древесины
• Ратифицировать соглашение о «Всеобъемлющем и прогрессивном Транстихоокеанском торговом партнерстве»
• Модернизировать транспортную инфраструктуру
• Внедрить мультипородный подход в лесовосстановлении
По мнению экспертов FPAC, федеральное правительство должно поддержать ключевые инвестиции в исследования, разработки и коммерциализацию новых технологий, продолжить программу диверсификации торговли и рассмотреть реформы для оздоровления леса.
Рекомендация 1 Инвестиции в науку и продвижение
Первая часть рекомендаций FPAC касается инвестиций в разработки, исследования и их коммерциализацию. В ассоциации считают, что необходимо наращивать количество успешных инновационных программ и исследований. Например, исследования некоммерческой организации FPInnovations, которая специализируется на создании научных решений для канадской лесной отрасли, помогают отрасли внедрять инновации и улучшать цепочки создания стоимости. На каждый вложенный $1 FPInnovations генерирует $4 на новых рынках. Одной из самых успешных программ сегодня является программа Investment in Forest Industry Transformation (IFIT). Ее цель – финансирование пилотных проектов, внедряющих инновационные технологии в лесную промышленность. Размер финансирования может доходить до 50% от всей стоимости проекта. С 2010 г. средства получили 28 проектов. Из них 80% – направлены на производство новых продуктов или диверсифицируют предложения в существующих канадских компаниях.
В рамках этих проектов создается биоэнергетическая и биохимическая продукция, биоматериалы, а также строительные изделия нового поколения. Например, Louisiana-Pacific на одном из своих заводов организовала производство панелей из деревянного сайдинга. А компания West Fraser разработала первый в мире коммерческий процесс добычи лигнина, который используется в промышленности. В июне 2017 г. правительство Канады объявило о расширении объема финансирования программы IFIT до $55 млн в течение трех лет (начиная с 2017–2018 гг.).
Эксперты FPAC рекомендуют продолжать активную пропаганду использования канадской древесины, целлюлозы, бумаги и новых биопродуктов с помощью долгосрочных программ, таких как Expanded Market Opportunities (EMO). Главная задача программы – увеличить присутствие канадской древесины как на национальном, так и на международных рынках. В рамках программы EMO предоставляется финансирование лесопромышленным ассоциациям, профильным научно-исследовательским организациям и даже отдельным провинциям страны. Другой важнейшей функцией программы является распространение и расширение знаний о канадской древесине и деревянных конструкционных материалах среди строителей и поставщиков древесины. Например, ассоциация Canada Wood с 2007 г. помогла увеличить экспорт лесной продукции Канады в Китай в 10 раз. Реализация программы Wood Works ассоциации Canadian Wood Council (CWC) позволила с 1998 г. увеличить продажи древесной продукции в Канаде на $1,04 млрд, оказав влияние более чем на 1760 строительных проектов. Как и в случае с IFIT, в июне 2017 г. правительство Канады объявило о расширении объема финансирования EMO. В течение трех лет оно достигнет $45 млн.
Рекомендация 2 Совершенствование системы регулирования
В ассоциации уверены, что необходимо поддерживать дальнейшее участие коренных народов в лесохозяйственных операциях с помощью таких программ, как Indigenous Forestry Initiative. Финансирование этой программы с 2017 г. увеличено до $10 млн.
Кроме того, специалисты ассоциации рекомендуют создать более гибкую систему регулирования лесной отрасли.
1. Следует создать отраслевую правительственную рабочую группу, которая займется решением проблем нормативного бремени, с которым сталкивается лесной сектор Канады, в условиях растущей конкуренции со стороны Скандинавии, Бразилии, России, США.
2. Нужно внедрить закон о модернизации транспорта, что поможет закрыть «узкие места» в инфраструктуре и устранить частые заторы в транспортном обслуживании. По словам разработчиков, закон позволяет обеспечить более прозрачную, справедливую, эффективную и безопасную систему грузовых железнодорожных перевозок, которая и будет способствовать развитию торговли и экономического роста на долгие годы. Также закон обязывает устанавливать в локомотивах аудио- и видеозапись для повышения безопасности транспортировки.
3. Необходимо учитывать общую налоговую нагрузку, в том числе инвестиционную амортизацию. В ходе пересмотра Североамериканского соглашения о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA) основной целью должны быть улучшение торговых условий и средств защиты торговли.
4. Должно быть ратифицировано соглашение о «Всеобъемлющем и прогрессивном Транстихоокеанском торговом партнерстве» (TPP11), обеспечивающее канадской промышленности дальнейший доступ к азиатскому рынку. Данное соглашение предусматривает ликвидацию либо снижение пошлин на промышленные и сельскохозяйственные товары во всем блоке из 11 стран, включая Австралию, Бруней, Вьетнам, Канаду, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Перу, Сингапур, Чили и Японию. Консолидированно они составляют 13,5% от мировой экономики.
5. Необходимо гарантировать более широкий доступ канадской лесопродукции на международные рынки с помощью развитой сети торговых представительств и продвижения Brand Canada по всему миру.
Рекомендация 3 Сохранение экологии и биоразнообразия
Последняя часть рекомендаций экспертов ассоциации направлена на обеспечение экологических условий. В связи с растущей угрозой лесных пожаров и вредителей следует разработать план действий, которые помогут обеспечить здоровый лес для будущих поколений. Для этого канадское правительство должно сотрудничать с правительствами провинций, сообществами коренных народов и заинтересованными сторонами. Меняющийся климат оказывает большое влияние на леса Канады. Недавние исследования, на которые ссылается FPAC, показывают, что из-за изменения климата Канада может столкнуться с проблемой нехватки древесины и/или ростом расходов на ее поставку. Изменение климата влияет на изменение породного состава лесов. Породы деревьев, которые высаживают сегодня, могут быть плохо адаптированы к условиям, с которыми они столкнутся при достижении зрелости через 60–80 лет. Нынешний подход к лесовосстановлению в зависимости от породы деревьев усиливает риск для местных общин и семей, которые работают в лесу. Лесная отрасль Канады призывает правительство внедрять мультипородный, экосистемный подход, который обеспечит биоразнообразие в лесах.
Для решения проблем изменения климата, сохранения пород деревьев, находящихся в группе риска, и обеспечения устойчивых лесов подход к управлению лесными ресурсами должен развиваться и обновляться. FPAC выступает за создание национального диалога, в котором будут участвовать высокопоставленные лица, принимающие решения, – от промышленности до федеральных, провинциальных и муниципальных органов власти, а также общин коренных народов, экологических групп, научных кругов и исследовательских организаций. В рамках этого диалога будет разработан национальный «призыв к действию», в котором рассматриваются проблемы, возможности и рекомендации по следующим вопросам: лесная экосистема, лесопользование и лесохозяйственные операции. «Деловой лес предоставляет канадцам реальные экономические, экологические и социальные выгоды, – говорит генеральный директор FPAC Дерек Нигбор. – Наши рекомендации на 2019 г. основаны на поддержании лесной отрасли и ее работников, поэтому мы можем достичь наших общих целей по продвижению инноваций, расширению бизнеса и улучшению одновременно экологической и экономической ситуации».
Комментарии